Картотека игр по сенсорному развитию
картотека

Столярова Надежда Анатольевна

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. В картотеке предложены игры в которые родители могут играть с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_sensornomu_razvitiyu.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад N 8»

Картотека игр по сенсорному развитию.

                                                                                                                     подготовила воспитатель:

                                                                                             Столярова  Н.А.

Сасово, 2020 г.

«Укрась бабочку»

Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

«Полянка»

Цели: Учить группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход игры:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

«Бусы»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус.  После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Игры с бельевыми прищепками»

Цель: развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста, формировать  умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать  развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать  речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

 Плаваю под мостиком

 И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

 Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).Ой!  Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

«Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.

Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».

Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

«Подбери чашки к блюдцам».

Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает)

Какие? ( Ответы детей ).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней?  ( Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол  картонные плоские чашки.  Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

 Одобряет действия  ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Д/И «ПЕРВАЯ АППЛИКАЦИЯ»

Цель: закреплять знания детей о цвете, размере, предметов, развивать у детей мышление, память, мелкую моторику рук,

учить  чередовать геометрические фигуры по цвету, развивать воображение и творчество детей.

Ход: Перед детьми плоские фигуры разного цвета, формы, размера. Игра проводится от простого к сложному. На начальном этапе дети рассматривают, а далее сами составляют более простые узоры ( н-р: шары полетели, мыльные пузыри и др.) Затем задание с каждым разом усложняется.  

«Воздушные шары»

Цель: формирование умения группировать предметы по цвету, различать цвета, находить «такой же», использовать названия цветов в речи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Воздушные шары», показывает воздушные шарики разных цветов и сообщает детям, что к каждому шарику нужно привязать ниточку «такую же» по цвету. Воспитатель спрашивает, какого цвета ниточка, к какому шарику её нужно привязать. И так далее по всем цветам.

«Спрячь мышонка»

Цель: способствование закреплению представления о шести основных цветах.

Ход игры:

Воспитатель показывает цветные домики, из окошка выглядывают мышата и здороваются с детьми и сообщает, что может прийти коша и выгнать мышат из домика. Чтобы спрятать мышек, необходимо закрыть окошко дверцей – квадратиком «того же» цвета. После того как окошки с мышками закрываются дверцами - квадратиками, Воспитатель предлагает похлопать в ладоши, чтобы напугать кошку.

«Подбери по цвету»

Цель: способствование закреплению представления детей о шести цветах, развитию умения выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. (формы, величины, функционального назначения).

Ход игры:

Воспитатель показывает, квадраты разного цвета и просит детей назвать их по цвету. Дети называют. После того как все квадраты обозначены цветом, воспитатель показывает игрушки (самолёт, машина, рыбка, юла, неваляшка, грузовик) и побуждает детей называть игрушки и их цвет. Например: зелёный самолёт. Далее воспитатель предлагает спрятать игрушки в домики. Желтая рыбка накладывается на красный квадрат: «Рыбка спряталась? Или её видно?». Так подбирается домик для каждой игрушки.

«Забавные прищепки»

Цель: формирование умения обследовать предметы, выделяя их цвет и форму; развитие мелкой моторики рук, связной речи

Ход игры:

Воспитатель: Отгадайте загадку Красивую, зеленую принесли к нам в дом. Дети. Это елочка. Воспитатель: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем. Раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают»елке ее иголочки. Воспитатель: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца? Дети. Желтого. Воспитатель: Правильно. Давайте поможем солнышку. Раздает детям желтые круги. Дети выбирают желтые прищепки и «возвращают» солнышку лучики. И т. д.

«Украсим куклам платье»

Цель: способствование развития у детей умения анализировать сложную структуру и воссоздавать её из элементов.

Ход игры:

Воспитатель показывает кукол и дети рассматривают орнамент на их платьях. Первая кукла просит детей назвать геометрические фигуры на её платье, затем вторая и третья. Далее дети украшают платья кукол цветными формами методом прикладывания и куклы просят детей назвать цвет фигуры.

«Сбор ягод»

Цель: способствование развития глазомера при выборе по образцу предметов определённой величины.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям корзинки, просит назвать три величины: большая, поменьше, маленькая. Далее детям показывают ягоды разной величины и просят разложить их в соответствующие корзины. Куклы собирают ягоды: одна - большие, другая - поменьше, третья – маленькие, каждая кукла проговаривает, какие ягоды они собрали: большие, поменьше, маленькие, просит детей повторить за ними. Если ягоды кладут правильно, то дети хлопают, а если неправильно, то топают ногами.

«Давай поиграем» (из универсальных салфеток)

Цель: способствование формированию представления о геометрических фигурах, формах, закрепления умения классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету, развитию творчества.

Варианты игр –

«Собери красивые бусы» - по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы.

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д.) В последующем можно выложить целую "картину".

«Найди пару», «Найди такую же…» - ребёнок подбирает геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивает и находит сходства, различия.

«Большой, маленький» - дети соотносить по величине предметы и обозначить их отношения словами: «большой», маленький».

«Какие бывают фигуры» - дети знакомятся с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Кому какая форма» - дети группируют геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

«Разложи фигуры по местам» - Достаньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится - вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

«Бусы».

Цель: способствование укреплению и развитию мелкой моторики, зрительно - моторной координации; различение предметов по форме, цвету ; развитие усидчивости

Ход игры:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы, подобрать шарики к цвету шнурка. Можно предложить сделать бусы по образцу. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разноцветные палочки» (из покрашенных деревянных палочек для мороженого)

Цель: способствование умению детей различать основные цвета, раскладывая палочки по коробкам соответствующего цвета, выкладывать различные предметы, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Варианты игр

1. Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета и закрыть коробочки своими крышечками.

2. Воспитатель предлагает детям выложить из палочек различные предметы, полоски разной длины и сравнить их (большая, поменьше, маленькая).

«Приземли вертолёт»

Цель: способствование умения группировать предметы по цвету,

устанавливания тождества и различия цвета однородных предметов,

понимания слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход игры:

Воспитатель:

Сейчас, я дам вам игрушку вертолёт. Дети давайте “полетаем” со своими вертолётами. А теперь вертолёт нужно приземлить на свою площадку. Посадим вертолёт на свои площадки. Будьте внимательны! Каждый вертолёт должен сесть на свою площадку.

«Сенсорная дорожка»

Цель: способствовать активизации психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие, развитию речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики.

Варианты игр:

1. Найди заданный цвет

2. Покажи большие, поменьше, маленькие пуговицы.

3. «Много, мало».

4. «На что похоже?»

«Разноцветные пробки»

Цель: способствование умению детей различать основные цвета, выкладывать различные предметы, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Ход игры:

1. Воспитатель предлагает детям выложить из пробок различные предметы, сравнить их (большая, поменьше, маленькая).

2. «Найди свой домик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка...

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Занимательный материал по формированию представлений о цвете, форме, размере предметов; на развитие мелкой моторики рук младших дошкольников...

картотека игр по сенсорному развитию

КАРТОТЕКА ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ....

картотеки игр на сенсорное развитие

Картотеки игр на развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности и на развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, орие...

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста...