Собрание на тему: «Роль этикета и культуры поведения в воспитании детей».
материал (средняя группа)

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет и культура поведения. Тема нашей встречи «Роль этикета и культуры поведения в воспитании детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_etiket_2.docx166.47 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание на тему: «Роль этикета и культуры поведения в воспитании детей».

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет и культура поведения. Тема нашей встречи «Роль этикета и культуры поведения в воспитании детей».

Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».

История этикета уходит в далекое прошлое. Первый российский свод хороших манер издан был в 1717г. Называлась эта удивительная книга «Юности честное зерцало» или «Показание к житейскому обхождению». Царь Петр 1 решил  перенести европейский этикет на российскую почву с помощью таких советов «Не сопи, когда ешь», «Не жри, как свинья», «Не утирай губ рукою, но полотенцем», «Не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи» и т.д.

Многих великих людей интересовал вопрос этикета, вот  что они говорили по этому поводу.  Б. Паскаль сказал:

 

«Все правила достойного поведения давно известны, остановка за малым- умение ими пользоваться».

«Поведение- это зеркало, в котором каждый демонстрирует свой облик»- И. Гёте.

«Наше поведение сродни заразной болезни: хорошие люди перенимают дурные привычки, подобно тому, как здоровые заражаются от больных»- Фрэнсис Бэкон.

«Если ты невоспитан и молчишь - то воспитан, если же воспитан и молчишь- то прекрасно воспитан»-сказал Тео Фраст.

Этикет, прежде чем встать таким, как сегодня претерпел немало изменения, но основа этикета осталась та же – воспитанность, вежливость, уважительное отношение к себе и к окружающим, желание сделать общение как можно более комфортным.

Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, закладывается характер.

В дошкольном возрасте в различных играх и наблюдения в процессе труда по самообслуживанию и выполнению не сложных поручений необходимо формировать навыки вежливого отношения к близким и сверстникам, бережного отношения к игрушкам и вещам.

Понятие “культура поведения дошкольника” можно определить как общность полезных для общества устойчивых форм ежедневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. 

В содержании культуры поведения детей можно условно выделить следующие компоненты.

1. Культурно- гигиенические навыки и привычки.

2. Культура деятельности.

3. Культура общения.

Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения

От воспитания у детей культуры и навыков личной и общественной гигиены зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Поэтому необходимо научить детей:

  • Самостоятельно мыть руки (с мылом) перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.;
  • Насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта;
  • Следить, чтобы все вещи содержались в чистоте;
  • Быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:

  • Правильно сидеть во время еды;
  • Аккуратно есть;
  • Тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • Уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • Уметь правильно накрыть на стол.

Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него привычку содержать в порядке место, где она работает, учится, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности – это естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение ценить время. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.

Когда ребенок овладевает правилами поведения – это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает взаимоотношению со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности ребенка, и по мере их усвоения, становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться  на них.

Ребенок раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Такие дети более свободно затевают игру.

Складываются первые дружеские симпатии детей, на этой основе особенно успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры, речи. На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь она один из важнейших показателей готовности к школьному обучению: будущему школьнику придется выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно в домашних условиях.

Культура общения.

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей

Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета?

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?

Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. В младшем дошкольном возрасте культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.

Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе.

        

Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, больнице, магазине, театре, музеях.

Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.

Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Как мне кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.

 

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_5b11709f62ab.jpg

Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. 

Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

Хочется еще раз подчеркнуть, что очень важен пример родителей.

 

 

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_eabc768a67ab.bmp

Для обучения детей навыкам этикета и культуры поведения детском саду, мы используем   следующее: занятия, беседы, игры-инсценировки, с последующим разбором, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, разыгрывание детьми сценок на данную тему.

Чтобы выработать навыки культурного поведения у детей, необходимо систематическое напоминание о необходимости соблюдения правил.

В конце хочется мне сказать, что родители для ребенка- камертон. Как они прозвучат, так он и откликнется. Великий педагог Макаренко сказал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни: как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, читаете- все это для ребенка имеет большое значение».

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому.

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему их учит,

Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании на тему «Роль этикета в воспитании дошкольников»

выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании дошкольников»....

Доклад для родительского собрания на тему: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей дошкольного возраста»

Доклад для родительского собрания на тему: «Роль оригами в развитии конструктивного  мышления у детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Конспект родительского собрания на тему «Роль этикета в воспитании дошкольников» для детей 5-6 лет

Консультация для родителей на тему: "Роль этикета в воспитании дошкольников 5-6 лет"...

Родительское собрание на тему: «Роль этикета в воспитании детей» средняя группа

Цель:Установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребенок – сотрудничество».Задачи:Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошколь...

Родительское собрание на тему: "Роль семейных ценностей и традиций в воспитании и развитии ребенка"

Цель: формирование у родителей представления о роли истинных семейных ценностей в воспитании и развитии нравственных качеств личности ребенка.Ход собрания:1. Эмоциональный настрой- Добрый день, у...