Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Удалова Любовь Николаевна

 

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Дети выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т. п.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx863.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Картотека пальчиковых игр

                             «Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая  действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой,  руки. Действия  сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный,  средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Этот пальчик – дедушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Капуста»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмем, жмём.

«Апельсин»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

Курочка

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

«Рыбка плавает в водице».

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Рыбка плавает в водице                     (сложить ладошки лодочкой наклоняя их вправо-влево)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница,

Мы хотим тебя поймать.                   (хлопки руками)

Рыбка спинку изогнула,                    (согнуть кисти рук вниз, ладошки «лодочкой»)

Крошку хлебную взяла,                    (щепотками пальцев собираем «крошки» со стола)

Рыбка хвостиком махнула,              (кистями рук встряхнуть вверх-вниз)

Рыбка быстро уплыла                      (сложить ладошки «лодочкой» наклоняя их вправо-влево)

«Замок»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Замок», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

«Котик (выполнять действия по смыслу)»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Котик», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

«Ножки»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Ножки», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)

Прямо по дорожке.

Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)

По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

«Солнышко»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Солнышко», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(хлопаем в ладоши)

«Ловкие пальчики»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Ловкие пальчики», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Ручки маленьких ребят веселятся и шалят.

Вот мы хлопаем в ладоши: «Ах, какой денек хороший!» (хлопают в ладоши)

Посмотрите: можно ручкой показать на небе тучку (показывают указательным пальцем)

Ну, а если грянет гром - ушки быстренько заткнем. (закрывают уши)

Можем пальчиком грозить: «Ну-ну-ну! Нельзя дерзить!» (грозят пальцем)

В дверь к соседу постучать: «Тук-тук-тук, идем играть!» (стучат кулачком)

Если кашляем, зеваем - ротик ручкой прикрываем. (прикрывают рот ладошкой)

Маленького котика гладим по животику. (поглаживают себя по животу)

Машем ручкой на прощанье: «До свидания! До свидания!» (машут ручкой).

Вот такие!»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Вот такие!», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

У котенка усы – ВОТ ТАКИЕ, (проводим пальцем под носиком)

У слоненка уши – БОЛЬШИЕ. (глади уши)

У крокодила – ОСТРЫЕ ЗУБКИ, (показываем зубки)

А у пингвина – ТЕПЛЫЕ ШУБКИ. (гладим ручки, ножки)

У бегемота – ТОЛСТЫЙ ЖИВОТИК, (гладим животик)

У лягушки – УЛЯБЛИВЫЙ РОТИК. (улыбаемся, фиксируем улыбку 5-10сек)

У зайчонка – КОРОТЕНЬКИЙ ХВОСТИК, (гладим поясницу)

А у мышонка – МАСЮСЕНЬКИЙ НОСИК.(дотрагиваемся до кончика носа)

«Елка»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Елка!», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выстраиваются впереди. Локотки к корпусу не прижимаются

«Компот»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Компот», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Будем мы варить компот,

( Левую ладошку держим «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот:

( правой рукой «мешаем»)

Будем яблоки крошить

( Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

(Опять «варим» и «мешаем»)

Угостим честной народ.

«Наши мамы»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Наши мамы» сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Много мам на белом свете,

(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети! Журналист и инженер,

(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,

(сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводят руки и поднимают ладошками вверх)

«Киска, киска»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Наши мамы» сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

Киска, киска, киска, брысь! (помахать рукой, прогоняя киску)             

На дорожку не садись! (погрозить пальчиком)                                         

Наша деточка идёт (шагать пальчиками, как шагают ножки)             

Через киску упадёт.(Хлопнуть ладошками по коленкам)

«Машина»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Машина» сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

У машины есть мотор, есть колеса. (движение «мотор»: вращают руками со сжатыми кулачками на уровне груди)

В ней шофер. («крутят руль)

Только я в машину сяду – (приседают, руки вперед)

Вмиг домчит,  куда мне надо. (хлопают в ладоши)

«Очки»

Цель: развивать моторику обеих кистей.

Ход: Взрослый рассказывает стихотворение «Очки» сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.


(большой палец вместе вместе с остальными образуют кольцо)
Бабушка очки надела
(подносим кольцо к глазам)
И внучочка разглядела
(движение рук, имитирующих объятие)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возрастаУПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ«Моя семья»Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку....

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковой гимнастики в младшей группеПальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет....

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

В картотеке собраны разные пальчиковые игры, которые можно провести с маленькими детьми....