Обучение игровой деятельности, направленной на развитие речи детей 1,6-2,6 лет через мелкую моторику рук
статья

Галкина Лидия Александровна

Всё чаще в современном мире родители сталкиваются с проблемами в развитии речи своих детей. Мой педагогический опыт подсказывает, что развитием речи детей необходимо заниматься с раннего возраста, когда ребенок начинает играть. Всю необходимую информацию и помощь ребенок может получить через игру с помощью взрослого.

Цель данной статьи – познакомить родителей детей раннего возраста с играми и их применением на практике. Разделим игры на две большие группы: покупные игры и самодельные пособия, которые можно изготовить своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_igrovoy_deyatelnosti_detey_rannego_vozrasta.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение игровой деятельности

направленной на развитие речи детей 1,6-2,6 лет через мелкую моторику рук

Всё чаще в современном мире родители сталкиваются с проблемами в развитии речи своих детей. Мой педагогический опыт подсказывает, что развитием речи детей необходимо заниматься с раннего возраста, когда ребенок начинает играть. Всю необходимую информацию и помощь ребенок может получить через игру с помощью взрослого.

Цель данной статьи – познакомить родителей детей раннего возраста с играми и их применением на практике. Разделим игры на две большие группы: покупные игры и самодельные пособия, которые можно изготовить своими руками.

Покупные игры

Грибочки. Цель игры: развитие тактильной чувствительности, обучение определению основных цветов и размеров. Наводящие вопросы: Скажи (покажи), где красные грибочки? Какой из них самый маленький? Самый большой? Поменьше? Найди такой же (по цвету или размеру). Вопросы задаются в зависимости от понимания ребенка.

Геометрические фигуры на шпажках. Цель: учить нанизывать фигуры на шпажки в соответствии с совпадением отверстий, учить названия цветов и геометрических фигур. Наводящие вопросы: Где синяя фигура? На что она похожа? (например. на солнышко – круг, на подушку – квадрат, на хлеб – прямоугольник, на флажок – треугольник) Сколько дырочек в фигурке? Найди такую же. Куда подходит эта фигура?

Деревянные бусы. Цель: развитие мелкой моторики рук, нанизывание мелких фигур со сквозным отверстием на деревянную иголку со шнурком. Наводящие указания: возьми за иголочку одной ручкой, за фигурку – другой. Продевай иголочку с этой стороны, а вытаскивай – с другой.

Гараж с ключами. Цель: учить подбирать ключик к дверце по цвету, вставлять и поворачивать ключ в замке. Наводящие указания: Посмотри, какого цвета замочек. Найти такой же ключик. Какого он цвета? Держи одной ручкой за гараж, другой – за ключик. Поворачивай вправо. Где у тебя правая ручка?

Тренажер для одевания «Одеваюсь сам». Цель: учить продевать (завязывать) шнурки, застегивать молнию, липучки, защелки, развитие мелкой моторики рук. Наводящие указания: Продень иголочку с этой стороны шнуровки, а вытяни – с другой. Вставь молнию в паз, как я, и потяни наверх. Где верх? Где низ? Возьми защелку посередине (где середина?) и нажми на нее.

Матрешка. Цель: развитие понимания размеров, определение верха и низа игрушки. Наводящие вопросы: Где верх? Где платочек у матрешки? Где низ? Где юбочка у матрешки? Какая матрешка самая большая? Это Маша. Какая поменьше? Это Маруся. Какая самая маленькая? Это Машенька.

Сортеры. Цель: учить подбирать фигуру по отверстию. Наводящие указания: На что похожа эта фигура? Проведи пальчиком по краю фигуры, какая она? Найди такое отверстие. Примерь туда, куда хочешь. Подходит?

Самодельные пособия

Копилочки. Цель: учить продевать мелкие плоские фигуры через узкое отверстие. Изготовление: берем прозрачную пластиковую бутылочку с цветной крышкой (цвета основные: красный, синий, зеленый, желтый), делаем узкое длинное отверстие в донышке или крышке. Туда можно складывать вырезанные из цветного картона квадратики или цветные пуговицы. Цвета соответствуют крышке.

Погремушки из крупы. Цель: развитие слухового внимания. Изготовление: берем одинаковые по форме небольшие пластиковые бутылочки, наполняем их разными крупами парами. Например, можно взять горох, фасоль, гречу, манку, пшено. Также можно использовать мелкие монеты, пуговицы. Можно одну бутылочку оставить пустой (звучит/ не звучит). Важно, чтобы на глаз бутылочки ничем не отличались друг от друга. Наводящие указания: Найди такой же, который звучит также. Найди, какой не звучит. Можно спрятать под стол или за ширму. – Где звучит?

Сухой бассейн для рук. Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, расслабляющий эффект. Изготовление: в широкую банку насыпать сухой горох или фасоль. Внутрь поместить мелкие игрушки. Наводящие указания: засунь в горошек ручку, поводи пальчиками. Что там можно найти, какой сюрприз?

Прищепки на фигуры. Цель: развитие моторики рук с помощью прищепок. Изготовление: вырежьте из крепкого картона (гофрокартона) фигуру, имеющую определенный основной цвет. Например, ёлка зеленая, солнце желтое, туча синяя, рыба красная. Обклейте фигуры цветной бумагой или самоклейкой. Предложите ребенку выбрать лучики для солнышка, иголочки для ёлочки, капельки для тучки, плавнички для рыбки. Покажите, как действовать с прищепками.

Съедобное-несъедобное. Цель: развитие мелкой моторики, обучение определению съедобных и несъедобных вещей. Изготовление: возьмите пустую коробку от бумажных салфеток, обклейте ее однотонной бумагой и сделайте неширокую прорезь. Коробку для съедобных предметов можно оформить в виде холодильника. Коробку для несъедобных – в виде шкафа. Фигуры для игры можно вырезать из рекламных журналов универсамов и гипермаркетов. Для прочности можно их наклеить на картон или заламинировать.

Сортер по цветам и размерам. Цель: учить различать цвета и размеры, развивать тактильную чувствительность. Изготовление: возьмите пустую клетку от 30 яиц, покрасьте ячейки в основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) вразнобой. Сделайте из махровых ниток тех же цветов шарики разного размера: большие и маленькие. Либо можно купить готовые плюшевые шарики. Попросите ребенка подобрать по цвету шарик к ячейке. Дополнительно попросите найти большой или маленький шарик.

Играть с детьми следует регулярно. Продолжительность игр зависит от настроения ребенка, его состояния здоровья и интереса. Пока ребенок заинтересован, он будет играть с удовольствием. Такие игры дают максимальны положительный эффект. Если ребенок не настроен играть, отложите игру до более удобного момента, не настаивайте, чтобы не вызвать у ребенка отторжение. Варьируйте игры в зависимости от интереса ребенка и создавайте эффект новизны.

В результате игр можно ожидать развитие тактильной чувствительности у ребенка, мелкой моторики рук. Происходит запоминание информации на слух через частое повторение взрослыми новых слов, что дает толчок развитию речи детей раннего возраста.

Галкина Л.А.

Воспитатель ГБДОУ д/с 102 Калининского района СПб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения, направленных на развитие речи детей в семье

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испыт...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей 3-4 лет

Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей в семье

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей в семье...

игры и игровые приемы ,направленные на развитие речи детей раннего возраста.

собрана небольшая картотека игр и игровых приемов,направленные на развитие речи детей раннего возраста....

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...