Визуальная поддержка для детей с ОВЗ
консультация

Метельская Елена Станиславовна

Мастер-класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 Визуальная поддержка для детей с ОВЗ

Составила: Метельская Е. С.

Воспитатель МАДОУ

д/с №10 «Чебурашка»

Цель: Познакомить родителей с видами визуальной поддержки детей с ОВЗ.

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т. е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. (слайд 2)

Дети с ограниченными возможностями (дальше я буду называть этих детей особыми)- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. 

К основным категориям особых детей относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). (слайд 3)

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков: Это

-моторная и вербальная имитация

-играть с игрушками в соответствие с их предназначением

-посмотреть на других, чтобы начать социальное взаимодействие

-адекватно реагировать на дружеские прикосновения сверстников

-приветствовать/прощаться

-предлагать взаимодействие другим детям и взрослым, делиться игрушками  

-участвовать в подвижных и настольных играх

-следовать установленным правилам в играх (слайд 4)

Для большинства особых детей сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. Большинство детей понимают то, что они видят, лучше, чем то, что они слышат. Для них часто характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка – это способ предоставить этим детям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Есть много видов визуальной поддержка:

-Визуальные инструкции необходимы в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи и для дальнейшей самостоятельной работы. (слайд 5)

-Визуализация правил поведения отображает правила и нормы поведения в школе позволяет учащимся самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе. (слайд 6)

-Визуальные цепочки последовательности действий или алгоритмы, которые отображают последовательность действий и позволяют детям  эффективно осваивать навыки и самостоятельно их применять. Например, малыш постоянно забывает порядок одевания. (слайд 7)

-Визуальное расписание

Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто: это последовательность картинок, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.

Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. Визуальное расписание сообщает ребёнку, что произойдет дальше и в каком порядке, помогает детям переключаться с одного занятия на другое

Используя визуальное расписание позволяет нам:

- научить ребёнка быть более самостоятельным;

- уменьшить нежелательное поведение;

- работать над навыками социального взаимодействия;

- организовать досуг и направить ребёнка на более функциональную и эффективную деятельность.

Прежде чем начать вводить визуальное расписание, в котором обозначены действия, которые ребенок должен делать самостоятельно следует удостоверится, что ребенок умеет:
-различать картинки на общем фоне;
-сопоставлять одинаковые предметы (найди такой же);
-сопоставлять предметы с картинками. (слайд 8)

Существует несколько видов ВР.

1.Визуальное расписание, которое демонстрирует порядок деятельности в течения дня. Оно общее, включает обозначение деятельности в течение всего дня. Например, «Режим дня», «Калейдоскоп дня» (слайд 9)

2.Визуальное расписание может быть частичным и использоваться тогда, когда Вы не составляете полное расписание для ребенка. В таком расписании есть определенные действия, которые должны быть выполнены.

Например, визуальное расписание «Расписание» - где указывается только перечень уроков. (слайд 10)

Интересно визуальное расписание «Обязанности»

Для детей от 5 лет можно использовать визуальное расписание для обязанностей. Использование ВР в этом случае не только повышает самостоятельность, но и мотивирует, т.к. привносится игровой момент. Кроме того, ребенок получает полезный навык планирования дел, который пригодится в будущем. Для малышей это может быть уборка игрушек, вытирание пыли, прием подметание пола и т.д. Для детей постарше — сделать уроки, вынести мусор, убрать в комнате и т.д.

Это поможет детям обрести самостоятельность, уверенность в себе. А также сможет их мотивировать выполнять само действие. Приятно, когда тебя никто не контролирует, и ты сам держишь все под контролем. (слайд 11)

Хорошо структурированная визуальное расписание качественно улучшает жизнь вашего ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами:

-Расписание позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка.

-Исключение лишней речи из перечня внешних раздражителей. Визуальное расписание убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова

-Ребенку не нужно запоминать быстро и сразу надолго. Это позволяет ему осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами.

-Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.

-У ребенка снижается тревожность благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Это особенно ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение, другие люди и т.п.). Такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего.

-Растёт самооценка. Это автоматический плюс любой самостоятельности. С помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и наиболее безопасным.

-Первые посылы к обучению чтению. Когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению. Когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.

- Развиваются навыки самообслуживания.

- Освобождается ваше время, которое вы тратите на объяснения и руководства. (слайд 12)

Родители часто думают: «Как заманчиво всё это звучит! Но, похоже, потребуется немало потрудиться… Окупятся ли вложения моего труда?» Честно ответим следующее. Вам на самом деле придется потрудиться, чтобы ввести расписание и помогать ребенку придерживаться его. Есть немало способов облегчить вашу задачу, главный из которых – это наличие интернета с его огромной кладовой знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с РАС по визуальной поддержке

Руководство рассказывает, как использовать с ребенком разные виды визуальной информации. Родители узнают, что представляет собой доска "Сначала- потом", как с помощью нее научить ребенка сле...

Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями

Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с э...

Визуальная поддержка детей ОВЗ

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...

Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе

Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникац...

Консультация "Визуальная поддержка для детей с ОВЗ"

Консультация "Визуальная поддержка для детей с ОВЗ"...

Применение визуальной поддержки для детей в коррекционной группе

Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....