Консультация "Визуальная поддержка для детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кременчуцкая Наталья Александровна

Консультация "Визуальная поддержка для детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vizualnaya_podderzhka.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №40

Консультация для воспитателей

«Визуальная поддержка для детей с ОВЗ»

Подготовил воспитатель:

Кременчуцкая Н.А.

г.Одинцово, 2022 г


В настоящее время каждый десятый населения Земли, т. е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. (слайд 2)

Дети с ограниченными возможностями (дальше я буду называть этих детей особыми) это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. 

К основным категориям особых детей относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). (слайд 3)

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков: Это

-моторная и вербальная имитация

-играть с игрушками в соответствие с их предназначением

-посмотреть на других, чтобы начать социальное взаимодействие

-адекватно реагировать на дружеские прикосновения сверстников

-приветствовать/прощаться

-предлагать взаимодействие другим детям и взрослым, делиться игрушками  

-участвовать в подвижных и настольных играх

-следовать установленным правилам в играх (слайд 4)

Для большинства особых детей сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. Большинство детей понимают то, что они видят, лучше, чем то, что они слышат. Для них часто характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка – это способ предоставить этим детям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

1.         Коммуникативные доски. Представляют собой магнитную доску или полотно из ковролина на которое размещаются карточки, фотографии и другой визуальной материал. Размер коммуникативной доски не имеет жестких требований, но поверхность должна иметь достаточно места для размещения информации, быть доступна детям в течение всего времени пребывания в детском саду. Цвет доски должен быть нейтральным, чтобы не затруднять восприятие информации. Доска структурирована – разделена на части, в которых используется определенный инструмент технологии. Так, детям легче ориентироваться на поверхности доски. В групповой на свободной стене располагается общая большая коммуникативная доска, ее используют в течение дня. Во время утреннего круга дети и взрослые размещают на доску свои фотографии, приветствуют друг друга, знакомятся с общим расписанием на день, работают с календарем погоды. Приемные, спальни, туалетные комнаты также должны иметь поверхность для осуществления визуальной поддержки, их задача – расположение алгоритмов, последовательностей на формирование культурно-гигиенических навыков (мытье рук, одевание,

 

пользование туалетом и другие). Кабинеты специалистов (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог и другие) тоже оснащены коммуникативными досками, их размеры гораздо меньше групповых, так как они используются для индивидуальной работы. На них специалист располагает расписание занятия или карточки, направленные на коррекцию, формирование определенных навыков. Кроме того, холлы, коридоры учреждения оснащены специальными символами, позволяющие ориентироваться детям с ОВЗ в большом пространстве.

2.         Карточки. Условно, все карточки можно разделить на три группы. Первая группа – это материал, направленный на устранение нежелательного поведения («жди» - часы, «будь внимательным» - указательный палец вверх, «стоп» - перекрещенные руки» и другие). Вторая группа – карточки «действия» («Возьми» - открытая ладонь», «Дай» - закрытая ладонь, «Открой»

- рука, открывающая крышку банки, «Смотри» - глаз, «Слушай» - ухо и другие). Третья группа – карточки «предметы». Материал вводится в работу с ребенком постепенно, чем меньше дошкольник или уровень его развития, тем проще изображение на карточки. В начале внедрения технологии визуальной поддержки уместно использовать фотографии реальных предметов.

3.         Планшет «Сначала -потом». Это последовательность из двух карточек. Планшет сообщает о желаемом событии, действии, которое произойдет после окончания неприятного для ребенка события, задачи. Например, сначала занятие с логопедом (карточка с изображением фотографии учителя-логопеда), потом прогулка (карточка с изображением, фотографией детской площадки). Планшет позволяет снизить риск возникновения у ребенка нежелательного поведения (плача, отказа от деятельности, агрессии), готовит его к смене деятельности. Также планшет используется при обучении детей пониманию инструкции из двух шагов, является переходным визуальным инструментом к алгоритмам более сложным.

4.         Визуальное расписание. Представляет собой пошаговое отображение того, что будет происходить с ребенком в течение дня. Расписание дня позволяет настроить ребенка на совместную деятельность или отдых. Оно содержит в себе карточки «рутинные» (каждодневные), такие как завтрак, зарядка, мытье рук, занятия с педагогами, свободная игра, прогулка, сон и

«событийные», например карточка «День рождения» и фотография именинника. Все карточки расписания имеют либо красную рамку «вдох» – деятельность, которая требует концентрации внимания, либо голубую рамку «выдох» – свободная деятельность, не требующая усилия от ребенка. Цвет рамки дополнительно подсказывает ребенку характер деятельности. Визуальное расписание может быть общим для всей группы и индивидуальным для конкретных детей. Дошкольники    с    помощью    карточек    планируют    свой    день,    наполняют    расписание

 

предпочитаемыми видами деятельности, чередуют их с обязательными. Тем самым у воспитанников с ОВЗ, инвалидностью реализуется право участвовать в планировании содержания своего образования, выбора активности и партнеров. Эффективно используется визуальное расписание на индивидуальных занятиях у специалистов – в начале педагог выкладывает перед ребенком структуру образовательной деятельности, знакомит с планом (пальчиковая гимнастика, игра на дыхание, работа с карточками, двигательная игра, работа с зеркалом, конец занятия). По ходу деятельности ребенок снимает карточку выполненного упражнения и размещает внизу коммуникативной доски. Таким образом, дошкольник знает, чем будет заниматься, у него появляется больше осознанности происходящего. В конце занятия с помощью карточек ребенок совместно с педагогом проводит рефлексию: чем сегодня занимались, с чем справились, что осталось не выполненным, какое задание было самым трудным для тебя, что ты хочешь перенести на следующий раз.

5.         Визуальные инструкции, правила, алгоритмы, социальные истории.

Технология была апробирована на дошкольниках с ОВЗ, инвалидностью в возрасте от 3 до 8 лет в количестве 115 человек. Результатами проекта стали:

-Уменьшение уровня тревожности у детей, случаев проявления нежелательного поведения; - Повышение интереса у детей к образовательной деятельности, уровня осознанности, активности участия, рефлексивных умений;

-Положительная динамика в развитии памяти, мышления, речевых навыков;

-Установление      позитивного       взаимодействия       в       парадигме      «ребенок-взрослый»,

«ребенок».

Визуальная поддержка окружает людей повсюду, мы видим множество символов – знаки дорожного движения, магазинные вывески, аптеки, банки. Необходимость их использования не вызывает ни у кого вопросов. Дети с ОВЗ нуждаются в дополнительной наглядной поддержке, которая поможет им реализовать свои потребности. Визуальная поддержка – кропотливый труд всех участников образовательных отношений. Эффективная система, позволяющая обеспечить комфортное пребывание «особенных» детей в детском саду.

 

Список используемых источников:

1.         Коэн Марлен, Герхардт Питер. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности.-Москва: Рама Паблишинг, 2018.-288 с.

 

2.         Как использовать визуальную поддержку при аутизме? Сайт «Выход» фонда содействия решению проблем аутизма в России https://outfund.ru/kak-ispolzovat-vizualnuyu-podderzhku- priautizme/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"

В презентации представлена система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в дошкольном учреждении. Основная идея работы является рбъединение усилий педагогов, родителей,...

Проект "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"

В материалах представлено описание Проекта "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"...

Статья "Развитие и поддержка талантливых детей".

Я думаю, что: «Одарённые дети – будущее России», поэтому считаю, что каждый ребенок талантлив, нужно лишь этот талант раскрыть!...

Выявление и поддержка одаренных детей через народную куклу

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...

Родительская эмоциональная поддержка тревожных детей.

Здесь отображены основные рекомендации родителям, у которых есть дети, испытывающие временную тревогу, выызывающую дисклмфорт и затруднение в общении на общем фоне....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...