Консультация для родителей «Принципы воспитания по дидактическим играм»
консультация

Марина Евгеньевна Клепацкая

Консультация для родителей «Принципы воспитания по дидактическим играм»

Цель: оказать помощь родителям в воспитании детей через дидактические игры.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления, понятия об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенокИгра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, компьютера не сходить в кино. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности.

Дидактические игры (от слова «дидактика» - обучение) - это обучающие игры. Они направлены на закрепление определенных знаний и представлений детей. Например, на закрепление названий предметов и явлений, узнавание их по отдельным частям, классификацию предметов.

Дидактические игры могут помочь:

активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;

дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

Дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх используют природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр«Не ошибись»«Опиши данный предмет»«Что это такое?»«Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы, знакомство с Землей её формами. Они разнообразны по видам«Лото»«Домино»«Парные картинки». С помощью настольно - печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Развивающие игры (от понятия «развитие») – это игры, направленные на развитие познавательных психических процессов ребенка (памяти, мышления, внимания, воображения, речи, а также органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния).

При подборе игр важно учитывать следующее:

- соответствие содержания игры с возрастом детей;

- разнообразие игр;

- эмоциональность и выразительная речь взрослого (родителя) при проведении игры.

Для детей 3- 4 лет проводятся игры на различение объектов и предметов по форме, цвету, величине, виду, вкусу. В основном это – предметные игры.

Для детей 4- 5 лет происходят усложнения: к вышеназванным добавляются игры на различение объектов и предметов по запаху и на ощупь.

Для детей 5- 6 лет усложняются ещё больше: игры на классификацию объектов и предметов, их сравнение, формирование обобщений, узнавание по отдельным частям.

При организации игры необходимо помнить, что с помощью речи и эмоций взрослый (родитель) создает и удерживает интерес к данной игре. Правильные интонационные ударения и паузы, выразительная речь и мимика способствуют быстрому пониманию детьми игровых правил и самого содержания игры.

В 21 век большой помощник в играх родителей и детей это компьютер, планшет, телефон. Где многое уже решено и сделано за родителей и детей. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображёнными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. В ходе игровой деятельности ребенка, с использованием компьютерных средств у него развивается: творческое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектных качеств мышления, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Компьютер обладает рядом преимуществ в игре:

Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе тип информации, понятный для ребенка;

Движение, звук, мультипликация, надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучаемых задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты; компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка (а иногда даже больше чем новая игрушка);

Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

Вмести с детьми можно, придумать и создать игру развивающую, дидактическую с помощью некоторых компьютерных программ Power Point, Paint, ПервоЛого. И после поиграть это будет интересно ребенку и родителю.

Дома можно использовать разные виды игр для детей дошкольного возраста. При этом важно соблюдать ряд правил:

играть нужно каждый день;

количество игр не должно превышать 2 – 3- х в день;

начинать нужно с 3 - 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность игр до 15 мин. ;

использовать в играх наглядный материал – картинки, компьютерные презентации, игрушки, натуральные предметы;

говоря с ребенком, поворачиваться к нему лицом, чтобы он видел, как вы произносите слова;

говорить четко, внятно, использовать понятные ребенку слова, объяснять значение незнакомых слов;

поддерживать своего ребенка, хвалить даже за незначительные успехи.

Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

В тоже время созданная на компьютере дидактическая игра объединит Вас и ребенка в интересах, ребенок весело проведёт время, ведь игра будет созданная вмести, и проиллюстрированы красочными картинками, а добрая приятная музыка создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные развивающие игровые задания, ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Принципы воспитания по дидактическим играм»


Консультация для родителей «Принципы воспитания по дидактическим играм»

Цель: оказать помощь родителям в воспитании детей через дидактические игры.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления, понятия об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенокИгра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, компьютера не сходить в кино. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности.

Дидактические игры (от слова «дидактика» - обучение) - это обучающие игры. Они направлены на закрепление определенных знаний и представлений детей. Например, на закрепление названий предметов и явлений, узнавание их по отдельным частям, классификацию предметов.

Дидактические игры могут помочь:

активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;

дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

Дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх используют природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр«Не ошибись»«Опиши данный предмет»«Что это такое?»«Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы, знакомство с Землей её формами. Они разнообразны по видам«Лото»«Домино»«Парные картинки». С помощью настольно - печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Развивающие игры (от понятия «развитие») – это игры, направленные на развитие познавательных психических процессов ребенка (памяти, мышления, внимания, воображения, речи, а также органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния).

При подборе игр важно учитывать следующее:

- соответствие содержания игры с возрастом детей;

- разнообразие игр;

- эмоциональность и выразительная речь взрослого (родителя) при проведении игры.

Для детей 3- 4 лет проводятся игры на различение объектов и предметов по форме, цвету, величине, виду, вкусу. В основном это – предметные игры.

Для детей 4- 5 лет происходят усложнения: к вышеназванным добавляются игры на различение объектов и предметов по запаху и на ощупь.

Для детей 5- 6 лет усложняются ещё больше: игры на классификацию объектов и предметов, их сравнение, формирование обобщений, узнавание по отдельным частям.

При организации игры необходимо помнить, что с помощью речи и эмоций взрослый (родитель) создает и удерживает интерес к данной игре. Правильные интонационные ударения и паузы, выразительная речь и мимика способствуют быстрому пониманию детьми игровых правил и самого содержания игры.

В 21 век большой помощник в играх родителей и детей это компьютер, планшет, телефон. Где многое уже решено и сделано за родителей и детей. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображёнными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. В ходе игровой деятельности ребенка, с использованием компьютерных средств у него развивается: творческое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектных качеств мышления, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Компьютер обладает рядом преимуществ в игре:

Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе тип информации, понятный для ребенка;

Движение, звук, мультипликация, надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучаемых задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты; компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка (а иногда даже больше чем новая игрушка);

Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

Вмести с детьми можно, придумать и создать игру развивающую, дидактическую с помощью некоторых компьютерных программ Power Point, Paint, ПервоЛого. И после поиграть это будет интересно ребенку и родителю.

Дома можно использовать разные виды игр для детей дошкольного возраста. При этом важно соблюдать ряд правил:

играть нужно каждый день;

количество игр не должно превышать 2 – 3- х в день;

начинать нужно с 3 - 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность игр до 15 мин. ;

использовать в играх наглядный материал – картинки, компьютерные презентации, игрушки, натуральные предметы;

говоря с ребенком, поворачиваться к нему лицом, чтобы он видел, как вы произносите слова;

говорить четко, внятно, использовать понятные ребенку слова, объяснять значение незнакомых слов;

поддерживать своего ребенка, хвалить даже за незначительные успехи.

Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

В тоже время созданная на компьютере дидактическая игра объединит Вас и ребенка в интересах, ребенок весело проведёт время, ведь игра будет созданная вмести, и проиллюстрированы красочными картинками, а добрая приятная музыка создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные развивающие игровые задания, ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Принципы воспитания современных детей»

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо. На них не действует ни тактика внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учр...

Консультация для родителей "Принципы воспитания современных детей"

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ. Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!Вы не должны говорить свысока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только...

Консультация для родителей "Принципы воспитания"

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. ...

Консультация для родителей "Принципы воспитания современных детей"

Каждого родителя интересуют вопросы воспитания. Как правильно подойти к воспитанию современного ребенка? Ищем ответы на вопросы....

Консультация для родителей "Принципы воспитания современных детей"

Консультация для родителей: Принципы воспитания современных детей...