Консультация: "Чтение народной поэзии малышам.
консультация (младшая группа)

Родькина Людмила Михайловна

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети,— народная поэзия: потешки, песенки. Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_chtenie_narodnoy_poezii.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ МАЛЫШАМ.

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети,— народная поэзия: потешки («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока»), песенки («Киска», «Петушок, петушок...» и др.). Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького, тонкостям родного языка, развивают речь.

Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.

По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька...»), о забавах и играх («Ладушки», «Этот пальчик...»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока»,          «Кисонька-мурлысонька», «Петушок, петушок, золотой гребешок»).

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладышек, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчик-пальчик» и др.). Некоторые построены по типу обращения («Кисонька-мурлысонька», «Петушок, петушок»), сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Цель рассказывания народной поэзии — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым.

Так, например, чтение потешки «Сорока-белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу, которую варила сорока. При словах «этому дала» загибает и разгибает один пальчик за другим, при словах «ты мал..» берет мизинчик и покачивает им.

Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова.

Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание и чтобы оно отложилось в его памяти.

К чтению народной поэзии детям следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная поэзия для детей

Стихи, помогающие воспитателю в режимных моментах...

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»...

Статья "Народная поэзия в развитии и воспитании детей"

Аннотация: В статье предложены методические и организованные приёмы педагогической работы с детьми. Данный материал рекомендован воспитателями ДОУ студентам педагогических колледжей и родителям....

Сценарий детского спектакля по мотивам стихотворения "Дом, который построил Джек" из английской народной поэзии в переводе С.Маршака.

В помощь педагогам  дополнительного образования, воспитателям, работающим в ДОУ. Для детей 5-6 лет....

Народная поэзия для малышей

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....

Консультация для педагогов." Чтение народной поэзии детям младшего дошкольного возраста."

В статье раскрыты особенности знакомства младших дошкольников с художественной литературой, даны методические рекомендации для педагогов....