«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ развития познавательного интереса у дошкольников».
консультация

Черненко Елена Александровна

Интерес как основное направление познавательнй деятельности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ развития познавательного интереса у дошкольников».

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Ориентация последних лет педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на усвоение большого объема знаний является малопродуктивной. С одной стороны, информация в современном мире стремительно обновляется и увеличивается, поэтому становится невозможным научить всем знаниям и даже их основам. С другой стороны, психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста в этом смысле ограниченны: понимание и усвоение многих вещей, явлений и событий приходит с опытом.      Однако особенности возраста позволяют ставить вопрос об обучении дошкольников средствам познания окружающего мира. И в этом смысле актуален ответ на вопрос библейской притчи: что лучше — дать голодному человеку рыбу или удочку?

Одним из средств познания окружающего мира является познавательный интерес. Рассматриваемый в психолого-педагогических исследованиях как сложное образование, он сам по себе знаний не содержит. Однако интерес, вычленяя информацию из общего потока, выделяя предмет или явление, делает его тем самым значимым для ребенка. А без этого все усилия педагога создать какое-либо представление или сформировать отношение останутся тщетными.

   Интерес определяется как потребность в знаниях, ориентирующих человека в окружающей действительности.

   Его отличительной чертой является тесная связь с ядром познавательной деятельности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в интересующем их предмете, установить более глубокие связи и отношения.

  • Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку они лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка.
  • Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к деятельности и социальную позицию.

Он ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам. Это социальная сила, обусловливающая функционирование и развитие социальной деятельности.

    Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте. В этот период ребенок в своей повседневной деятельности руководствуется именно интересом: «интересно» или «неинтересно» - два критерия, по которым можно судить об отношении дошкольника к фактам, предметам и явлениям окружающего мира. Если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области перцепции, поскольку становится неважным, незначимым для них.

    Исследованиями установлено, что процесс познания в целом определяется от начала до конца интересом: само выделение объекта и задача его познания прямо определяются потребностями и интересами ребенка; выражая активное, побудительное начало, он становится катализатором процесса познания, активизируя процесс духовного освоения объекта детьми; дошкольник с позиции своего интереса производит оценку того или иного социального объекта, а также знаний о нем, полученных в результате познания.

   Неслучайно и сам термин «интерес» происходит от латинского слова intersum, что значит «имею важное значение».

    Интерес в сознании предшествует цепи познания объекта,

выражающегося следующим образом:

«входной сигнал — информация - обработка информации».

   Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии.

     В психологических исследованиях установлено, что без интереса

развитие мышления ребенка и его концептуального аппарата было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления так обширны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта в не меньшей мере, чем разрушение тканей мозга. Интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом.       Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей.

   Взаимосвязь развития познавательных интересов и нравственных чувств (к которым относится и развитие готовности к толерантному отношению к людям) определена в исследованиях А.В. Запорожца. Он отмечает, что для мыслительной деятельности старших дошкольников характерно пробуждение познавательных интересов, обилие вопросов, в которых обнаруживается стремление к познанию окружающих явлений, в особенности тогда, когда дети сталкиваются с чем-то незнакомым, что вызывает удивление или противоречит прежним представлениям. Вместе с развитием познавательных интересов происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка, появляются нравственные, эстетические и интеллектуальные переживания. 

     Физиологической основой познавательного интереса является безусловный ориентировочный (исследовательский) рефлекс. Однако интерес сам по себе как особое образование не существует. В этом заключается сложность его изучения. Однозначное определение данного понятия затруднительно.

   Познавательный интерес интерпретируется по-разному. Так, например, он понимается как целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий); форма познавательной (интеллектуальной) потребности (С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, П.Г. Сирбиладзе); избирательное отношение (А.Г. Ковалев, О.Н. Михайлова, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина); мотив (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова); сплав эмоционально-волевых процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон); выразитель ценностных ориентации личности (С. Рахмонов); особое состояние психики (Н.К. Постникова).

Если исходить из того, что интерес - это мотив или отношение, то можно рассматривать его и как эмоцию, поскольку «эмоция есть форма субъектного отношения», непосредственно-чувственное отражение.    Эмоции выполняют функцию побуждения, активации нервных центров и всего организма в целом. Они обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур. Эмоции имеют ситуативный характер, они всегда предметны (при этом предмет может быть как реальным, так и идеальным).

Теория дифференциальных эмоций определяет интерес как одну из фундаментальных эмоций, которая является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека, фундаментальным компонентом мотивации. Учитывая это положение, весь материал, предназначенный для процесса формирования понятий и представлений, должен подаваться так, чтобы вызвать эмоцию интереса-возбуждения. Это позволит сделать процесс формирования готовности к толерантному отношению более результативным.

    Познавательный интерес к человеку другой группы мы рассматриваем как относительно устойчивую познавательную направленность старшего дошкольника на усвоение доступного круга знаний о нем, его самобытности, связанную с эмоционально-положительными переживаниями и нравственным отношением.

     Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую структуру приводят исследователей к выводу, что это интегральное образование личности, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности; активное оперирование приобретенными знаниями, умениями и стремление передать их другим детям.

    Под эмоциональным - положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а такие внешние эмоциональные реакции (оживленность, выразительность речи, мимики). К внешним проявлениям интереса можно отнести инстинктивное, легкое приподнимание или опускание бровей и небольшое расширение или сужение век. При наличии интереса происходит повышение тонуса мышц лица без явно наблюдаемых движений. В целом заинтересованный человек выглядит так, как будто он прислушивается или присматривается. Человек обнаруживает признаки любопытства и захваченное™. Волевой компонент способствует организации, протеканию и завершению деятельности.

В соответствии со структурой принято выделять следующие показатели интереса:

  • мотивы деятельности, выступающие как факторы мотивации;
  • эмоциональные проявления в виде эмоционального настроя;
  • волевые проявления в различных эмоциональных ситуациях.

    При качественной характеристике интересов исследователи рассматривают их широту, действенность, устойчивость. В работе Н.М. Бибик установлено, что в дошкольном возрасте в наибольшей мере поддается положительному влиянию широта познавательной направленности интереса; самыми сложными для формирования являются его действенность и устойчивость.

В исследованиях выделяются следующие показатели уровня развития познавательного интереса детей:

  • детские вопросы;
  • стремление детей наблюдать,
  • длительно рассматривать объект,
  • выяснять свойства и особенности предметов и явлений, служащих объектом их интереса;
  • эмоционально-познавательная   активность детей, выявляющаяся в беседах, обсуждении со сверстниками и взрослыми увиденного и наблюдаемого.

    Изучение исследований, посвященных вопросам познавательного интереса в отечественной психологии и педагогике, позволило сделать

вывод, что они основаны на личностно-деятельностном подходе и раскрывают ряд важнейших особенностей этого феномена.

  1. Носителем   интереса   может быть только человек.
  2. Проявления интереса направлены на различные сферы человеческой деятельности.

Интерес не является врожденным качеством личности, а формируется в социальных условиях ее существования.   «Интересы   не  являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывает воздействие окружающих людей».

         Интересы могут и должны быть формируемы.  По выражению Л.С.
Выготского, воспитание никогда не может сформировать заранее всех
будущих особенностей поведения человека, однако оно может и должно

формировать основные интересы, которые будут руководить человеком в последующей его жизни.

    Изучение исследований позволяет сформулировать некоторые

правила формирования интереса:

  • при формировании  интереса необходимо идти от естественных интересов к прививаемым;
  • объект,   предлагаемый  детям для изучения, не должен быть

ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;

  • материал необходимо располагать по концентрам, «группировать
    его вокруг одного стержня» (Л.С. Выготский).

В развитии интереса принято рассматривать два направления: интерес к предмету и интерес к деятельности. 

Соответственно им формирование интереса идет по двум основным каналам:

  • с помощью содержания, которое заключает эту возможность (детям даются новые знания о мире в соответствии   с   ранее   изложенными
    правилами, т.е. вызывающие удивление, поражающие воображение ребенка);
  • путем определенной организации познавательной деятельности (в
    педагогический процесс включаются проблемные ситуации, эвристические беседы, творческие работы, наблюдения за объектами).

Существует несколько точек зрения на то, что определяет развитие познавательного интереса. В одних исследованиях устанавливается определенная зависимость этого процесса от возрастных особенностей детей: дифференцированность, устойчивость, глубина содержания и осознанность интереса во многом определяются возрастом ребенка, в других исследованиях высказывается иная точка зрения. Г.И. Щукина, например, полагает, что интерес не может быть обособлен от общего развития личности, поэтому на развитие интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность ребенка, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций.

    Тенденция развития интересов состоит в постепенной дифференциации, локализации вокруг какого-то определенного предмета. Основы дифференциации интересов, по мнению П.Г. Сирбиладзе, закладываются в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте происходит уменьшение количества вопросов, задаваемых детьми, зато качественно изменяется их содержание. Дети начинают задавать вопросы о взаимосвязях явлений, позволяющих проникнуть в суть предмета. С возрастом происходит рост устойчивости интересов, наблюдается тенденция их углубления, осознание интересов происходит по мере локализации и дифференциации.

     Подходы к выделению уровней развития познавательного интереса в основном едины. Рассматривают следующие ступени: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии его развития, П.Г. Сирбиладзе - как виды познавательного интереса. Мы склонны согласиться с Г.И. Щукиной, это именно стадии (уровни) развития интереса. Любознательность и элементарный познавательный интерес не являются врожденными качествами личности, а любопытство само по себе является только реакцией на новизну. Следовательно, ей больше присуща рефлекторность, чем любознательность, а тем более познавательному интересу.

    Однако миновать стадию любопытства в развитии интереса невозможно. Для детей старшего дошкольного возраста правомерна постановка задачи выведения интереса на уровень элементарного познавательного. В силу возрастных возможностей теоретический интерес у старших дошкольников сформировать проблематично.

       Вопросы формирования познавательных интересов активно рассматривались исследователями по отношению к детям школьного возраста. Изучение особенностей развития познавательных интересов дошкольников начато сравнительно недавно. В целом характеристика интересов в этом возрасте такова. Д.Н. Узнадзе установил созерцательный, перцептивный характер интереса ребенка шести-семи лет.

   Учитывая это, необходимо выделить перцептивный этап воспитания готовности к толерантному отношению. Направлениями интереса в этом возрасте являются действие, делание, характерные черты действующего лица, положение, явления жизни и смерти.  Нередко познавательные интересы детей шести-семи лет направлены на распознание того или иного предмета, явления окружающего мира, людей. В этот период детства появляется возможность воспитать интерес к людям, не находящимся в непосредственном общении с ребенком. Так, Р.И. Жуковская утверждала, что к интересам, которые в дошкольном возрасте естественно начинают формироваться через игрушки, игры и получают свое более глубокое развитие благодаря чтению соответствующих книг, относится интерес к детям и взрослым, живущим далеко от нас, принадлежащим к другим народам, расам. Наличие вопросов, содержащих вопросительные слова «почему» или «как», показывает тенденцию мышления к установлению причинно-следственных связей в старшем дошкольном возрасте.

     В целом для интересов детей шести-семи лет характерен выход за пределы непосредственно воспринимаемого, стремление к постижению ненаглядного, безобразного содержания.

   Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что постановка задачи формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста правомерна. Для его пробуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний. При этом существует прямая зависимость между уровнем развития у дошкольника познавательного интереса, с одной стороны, и системой знаний и деятельностью, в которой они проявляются, — с другой. Общий путь воспитания познавательного интереса в этом возрасте - от интереса к внешним качествам, свойствам, предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность и обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

    В дошкольном возрасте развитие интереса осуществляется в разных направлениях при целенаправленном воздействии. Он становится более устойчивым, действенным, глубоким.

    В этом возрасте развитие интересов происходит в двух направлениях: 1. вертикальном — проявляется потребность глубокого отражения действительности, и

  1. в горизонтальном - познавательный интерес становится дифференцированным.

  Изучая развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте, исследователи выделяют только три его уровня: любопытство, любознательность, потребность убедиться в истине (элементарный познавательный интерес). В возрасте от трех до семи лет познавательный интерес проявляется на этих указанных уровнях. Особенность его развития заключается в том, что один уровень последовательно не заменяет другой. Они сосуществуют, но для каждой ступени характерно свое соотношение.

   Любопытство является определенной формой познания предметов. В нем проявляется стремление ребенка к поверхностному отображению предмета или явления. Раскрывая психологическую природу любопытства,

С. Хундадзе отмечает, что стремление дошкольников к получению новых впечатлений является той необходимой основой, на которой зарождается и развивается чувство любознательности, способствующее в дальнейшем развитию познавательных интересов детей. В любознательности ребенка проявляется склонность к постижению сущности предметов, явлений, их связей и взаимоотношений. В том случае, когда дошкольник проявляет стремление, потребность убедиться в истине, проявляется познавательный интерес на элементарном уровне.

   Большинство исследований выполнено на материале ознакомления детей с природой. Как объект познания природа наиболее доступна для понимания и восприятия дошкольников. Природоведческий материал конкретен, близок пониманию детей, содержит массу возможностей чувственного познания сложных явлений, доступных процессу наблюдения.

       Однако человек и как природное, и как социальное существо явно недооценивается исследователями в качестве объекта формирования элементарных познавательных интересов старших дошкольников.

   В исследованиях психологов установлено: люди завязывают и сохраняют отношения друг с другом по большей части из-за того, что человек представляет больший интерес, чем любое другое живое существо, предмет или ситуация. Человек - максимально сложный объект, сохраняющий в течение длительного времени возможность открытия «неизвестного в известном». А это соответствует правилам формирования познавательного интереса.

    Познавательный интерес в зависимости от длительности и устойчивости его проявления будет определяться следующими

основными показателями различных уровней его развития.

   Первый уровень - поверхностный интерес к внешним особенностям, так называемая «реакция на новизну». Основа интереса этого уровня — непроизвольное внимание дошкольников к занятиям, предметам, словам воспитателя.

   Второй уровень - ситуативный интерес. В отличие от поверхностного, характеризуется большей степенью самостоятельности в выборе деятельности, связанной с информацией со стороны самого ребенка. Однако проявляется кратковременно, эпизодически.

  Третий уровень - элементарный познавательный интерес. На этой ступени развития определяющую роль играет познавательный мотив. Старший дошкольник испытывает настойчивое желание больше узнать о явлении, событии и т.п.; использует полученные знания в самостоятельной игровой деятельности; выделяет определенную информацию из потока телевизионных передач; дает ей оценку и делится ею со сверстниками и педагогом. Интерес, соответствующий этому уровню развития, проявляется также в постоянно возникающих вопросах, стремлении установить взаимосвязи.

    Определение уровня развития познавательного интереса имеет большое значение для практической деятельности.

       Дифференцированный подход к дошкольникам в соответствии с выявленными показателями найдет отражение в специфических приемах организации и руководства самостоятельной деятельностью детей со стороны педагога. Изучение уровня интереса и динамики его развития является важным диагностическим средством, позволяющим скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальным развитием личности каждого ребенка. Для изучения интереса используются методики выявления предпочтений.

      Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создавать соответствующие условия его развития, а также использовать приемы, вызывающие у детей ощущение, сознание собственного интеллектуального роста (задай вопрос воспитателю или другу; расскажи детям старшей группы, что нового узнал; опиши, что узнал, друзьям, родителям). Основным условием является создание положительной обстановки познавательной деятельности, которая предусматривает:

  • тщательный отбор содержания  материала;
  • использование эмоциональных средств его сообщения и обобщения (в
    старшем дошкольном возрасте к ним относятся праздники и развлечения);
  • эмоциональное подкрепление процесса познавательной деятельно
    сти детей; отсутствие эмоциональной обстановки в процессе деятельности
    разрушает эмоциональное состояние ребенка и как следствие тормозит
    развитие интереса;
  • побуждение   дошкольников высказывать свое отношение к предмету;
  • взаимодействие воспитателя и воспитанников на основе доброжелательности и взаимного уважения;
  • выражение отношения к явлению, объекту самого воспитателя.

Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:

  • эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с
    зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины
    явления или события;
  • отобранные по определенным критериям произведения искусства, в
    том числе детская художественная литература;
  • игры и занимательные игровые задания;
  • прием занимательности, эмоциональное воздействие на ребенка.

     Реализация единства дидактического содержания, ведущей деятельности дошкольников, особым образом построенный педагогический процесс является фактором развития у дошкольников познавательного интереса.

Литература

Выготский Л. С, Детская психология // Собр. соч.: В б т. Т. 4. М.: Педагогика,1984.

Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.

Капустина Н.Г. Социальное познание в старшем дошкольном возрасте. Челябинск: ЧГУ,2004.

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: 1976.

5.        Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у дошкольников

Пособие для родителей детей, которые часто болеют....

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"

Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

Из опыта работы "О некоторых аспектах развития познавательных интересов старших дошкольников"

Статья посвящена проблеме развития познавательных интересов старших дошкольников.Эта проблема действительно актуальна в связи с ее неразработанностью, малоизученностью. Развитие познавательных интерес...