Статья "Творческое начало в личности взрослого как источник развития познавательных интересов старших дошкольников"
статья по теме

Щепочкина Ольга Николаевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_nachalo_v_lichnosti_vzroslogo_kak_istochnik.docx14.02 КБ

Предварительный просмотр:

     Творческое начало в личности взрослого как источник

                 развития  познавательных интересов

                              старших дошкольников.

Детство неповторимыйэтап в развитии личности ребёнка. Полноценной и насыщенной его жизнь будет в том случаие, если чувствуя себя активным «деятелем», открывая что- то, новое, он будет приобщаться к тем ценностям и тайнам, которыми владеют взрослые.

Без изобретателей и изобретений немыслима цивилизация. Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Интерес к личностичеловека-изобретателя не иссякает на протяжении всего развития общества. Поэтому встаёт вопрос о трактовке таких понятий как «творчество», «Детское творчество», «творческое начало».

Большинство исследователей согласны с тем, что истоки творчества лежат именно в дошкольном возрасте. А творчество ребёнка связано с развитием его воображения. Воображение является главной психической силой. На которую опирается процессформирования детской души.

Закон, которому подчиняетсядеятельность воображения, как отмечал Л.С.Выгодский, можно сформулировать таким образом:творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: при этом, чем богачеопыт, тем больше материал, которым распологает его воображение.

На основе положений о саморазвитии ребёнка Н.Н.Поддьяков сформулировал концептуальный подход к формированию детского творчества. Творческий ребёнок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У  ребёнка постепенно формируется его сложныйнейший внутренний мир, который или придает всей деятельности ребёнка творческий характер. Или, наоборот. Определяет его развитие по готовым проторенным схемам.

Этот подход характеризуется тремя взаимосвязными направлениями:

1)развиваясь, ребёнок усваивает общественный жизненный опыт: жёстко фиксированные. Стандартные способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый, но в процессе усвоения он преломляет новое знание, новое умение через своё понимание мира, пропускает его через свой личный опыт,который неповторим и уникален.

2) направление - когда творческий процесспредставляет особую форму качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот проуесс осуществляется в виде многообразия поисковой деятельности,одной из важных форм является детское эксперементирование, в процессе которогодети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.

3)направление – когда яркие эмоции становятсяосновой формированияострой потребности детей не только в конечном продукте творчества. Но, главное в осуществлении самого этого процесса независимо от  решения частичных утилитарных задач.

Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детства ведёт к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребёнка. И в конечном счёте, способствует формированию эвристической структуры личности.

Творческое начало в личности человека-изобретателя мы определяем через следующие характеристики:

- созидание исторически значемых для всех людей уникальных изобретений; оригинальных ипростых, отличающихся своей новизной и полезностью;

- наблюдательность и любовь к природе;

- удовлетворение потребностей в творческом труде;

- стремление овладеть нерешённой проблемой;

-способность человека творить в критических ситуациях;

- стремление превзойти то, что создано до сих пор;

- желание улучшить труд и быт людей.

Необходимо отметить, что образ человека-изобретателя, его творческое начало могут стать для ребёнкаличностно значимым лишь в том случае, если у дошкольника сложится целостное представление образа человека творческого.

Беспорен тот факт. Что накопление и расширение социального опыта дошкольника может реализовываться через преобщение детей к миру творческих людей.  Творческое начало  в личности взрослого человека является главным средством познания социальной действительности, содержащей образцы общественно значимых идеалов, и включающий в себя мир техники, мир открытий и изобретений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

«Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».

Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...

Практикум для родителей "Развитие познавательного интереса старших дошкольников"

Задачи:- познакомить родителей с условиями развития познавательного интереса у детей старшего возраста;- формировать умение общаться с детьми.   [[{"type":"media","view_mode":"media_lar...

Статья: Развитие познавательного интереса старших дошкольников

В данной статье рассматриваются особенности развития познавательного интереса у детей старшего возраста....