Главные вкладки

    Практикум для родителей "Развитие познавательного интереса старших дошкольников"
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Карелина Елена Ивановна

    Задачи:

    - познакомить родителей с условиями развития познавательного интереса у детей старшего возраста;

    - формировать умение общаться с детьми.

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл praktikum_dlya_rod_razvitie_pozn_sp-tey_doshk-v.docx175.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практикум для родителей

    «Развитие познавательного интереса

    старших дошкольников»

    Задачи:

    - познакомить родителей с условиями развития познавательного интереса у детей старшего возраста;

    - формировать умение общаться с детьми.

    Интерес к познанию реального мира – один из наиболее значимых в детском  развитии. Дошкольный возраст - период  расцвета детской познавательной активности. Дошкольник пытается как-то упорядочить и  объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.

             Уже в три-четыре года ребенок может буквально  засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием.

    Только постепенно под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает ему разные знания  (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше  и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

             В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.         Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

    Вопросы ребенка  обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, любознательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.

    Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность,  создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.

    Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный  интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к  интеллектуальной деятельности.

    Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Психологи считают, что, чем меньше ребёнок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения новых знаний. Разнообразие интересов побуждает ребёнка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.

    - Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? 

    На эти вопросы мы постоянно ищем ответы. Изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

    С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, чтобы вы могли дома продолжать эту работу.

    Презентация

    «Развитие познавательного интереса старших дошкольников»

    Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов старших дошкольников:

    - Средствами дидактических игр («Ассоциации», «Что сначала, что потом», «Назови 3 признака», «Найди отличительные признаки», «Чудо-кубики» (сложи узор) и т.д.

    - Через наблюдение и знакомство с природой. Гуляя с ребёнком, можно проводить элементарные наблюдения за объектами живой и неживой природы в разное время года, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Для этого и родители должны иметь запас знаний. Где его почерпнуть? (интернет – ресурсы, книги о природе, энциклопедии).

       Блиц – викторина для родителей:

    1. Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)
    2. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)
    3. Почему дождевые червячки выползают после дождя?
    4. В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)
    5. От чего утки плавают? (от берега)
    6. Сколько ног у паука? (8)
    7. Первые весенние птицы (грачи)
    8. Что делает ёж зимой? (спит)
    9. Какая змея самая большая? (анаконда)
    10. Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)
    11. Какие камни в море? (мокрые)
    12. В пруду купался, а сух остался. (Гусь)
    13. Какие животные вылезают из кожи вон (змея)
    14. Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)
    15. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)
    16. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
    17. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
    18. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
    19. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
    20. Чем питаются комары? (это насекомое живёт на планете более 145 млн. лет, самцы – исключительно вегетарианцы – питаются пыльцой и нектаром растений)

    Знакомство с памяткой.

    - Конструирование – как способ формирования познавательного интереса. Ребята, в зависимости от темы, создают корабли воздушные и морские, наземный транспорт, роботов, какие-то универсальные машины, придумывают их механизмы, новые функции, придумывают о них истории.

    - Решение проблем, проблемных ситуаций.

    Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок стремится решить трудные для него задачи, но ему не хватает для этого данных, и он должен сам их искать.

    Тема: «Транспорт»

    Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

    Тема: «Язык мимики и жестов»

    Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

    Тема: «Объём»

    Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

            Задание для родителей: изобразить с помощью мимики и жестов:

    - разрезаю на ломти арбуз, все кушают.

    - футбольная команда отдыхает после матча.

    - Творческая деятельность (выставка поделок), во время которой знакомимся с материалами, их свойствами, способами работы с ними.

    - Знакомство с популярными детскими писателями и поэтами.

     Вспомните свои любимые детские произведения (беседа).

    Познакомьте с ними своих детей. Рекомендую записаться в детскую библиотеку и читать с детьми детских классиков. Если вы затрудняетесь в выборе литературы для ребёнка, предлагаем для вас список, к которому вы можете обратиться (памятка).

    - Средствами ИКТ: развивающие сайты «Теремок», «Жирафёнок», образовательный портал  «Учи.ру» и т.д.

    (правила безопасности).

    Современные дети с удовольствием садятся за компьютер. Чтобы это было с пользой, предлагаем вам обратиться к специальным образовательным порталам, их названия вы видите на экране (выступление учителя начальных классов Саксиной Т. Г.)

    - Экспериментирование и исследовательская деятельность. Мы проращивали семена овса и гороха, ухаживали за ростками, наблюдали за ними, выявляли условия их произрастания; экспериментировали с цветной водой, смешивали цвета, очищали воду; наблюдали, как вода может провести цвет и окрасить листья капусты и ткань; сейчас мы выращиваем кристаллы соли, делаем выводы о том, как влияет соль на различные вещества, какие у неё свойства.

            Предлагаю вам несколько опытов, которые можно провести с детьми:

    «Апельсин»

    Опускаем апельсин в стакан с водой. Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

    (Нужно почистить его)

    Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

     -  Как без кожуры удержать апельсин на поверхности воды?

    (Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут).

    «Чудесные спички»

    Вам понадобится 5 спичек.
    Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
    Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
    Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

    «Разбегающиеся зубочистки»

    Располагаем зубочистки лучами в миске с водой. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара - зубочистки начнут собираться к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды - зубочистки "разбегутся"! Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

    «Волшебная палочка»

            Выдавить из цедры апельсина сок на палочку. Прикоснуться ей к воздушному шарику. Он лопнет, т. к. сок цедры апельсина содержит эфирное масло с большой концентрацией лимонена, который активно растворяет резину.

    «Распускающийся цветок»

    Бумажный цветок с загнутыми лепестками опустить в блюдце с водой. Лепестки расправятся. Капиллярность, капиллярный эффект — физическое явление: подъема или опускания жидкости в капиллярах.

    Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

    Основное условие развития любознательности, познавательных интересов – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. В процессе исследовательской деятельности учим детей рассуждать, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, находить нестандартный способ решения поисковой задачи, доказывать, активно вступать в диалог с педагогом и сверстниками.

    Известный психолог П.П. Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

             Примерные темы для бесед с ребёнком: «Почему песок сыпется?» «Откуда берется вода?», «Что такое пар?», «Дышат ли рыбы?», «Как пчелки переносят пыльцу?», «Умный нос», «Где живет эхо?», «Резина, ее качества и свойства», «Почему все падает на землю?», «Почему светит лампочка?», «Бумага, ее качества и свойства», «Уличные тени», «Зачем зайчику другая шубка?», «Из чего птицы строят гнезда?», «Возьмем с собой снеговика», «Поиск воздуха», «Играем с красками», «Может ли растение дышать?», «Зачем утке и лягушке такие лапки?».

    - ознакомление с русскими традициями, обрядовыми праздниками.

    Мастер-класс по изготовлению куклы-кувадки.

    http://mtdata.ru/u24/photoAC13/20065048746-0/original.jpg

    http://aplik.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B8/image5.jpeg   http://www.krupenichka.ru/images/dolls/kuvadka.jpg

    Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.

    Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку.

    Выступление муз. руководителя Хатющенко О.А. о развитии познавательного интереса старших дошкольников на музыкальных занятиях.

     Проведение музыкальных народных игр.

    Рекомендации по организации

    развивающей среды в семье

    Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

    Любознательные дети растут у любознательных родителей.

    1. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
    2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух

    и обосновывайте свои суждения.

    1. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
    2. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
    3. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».
    4. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
    5. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
    6. Ходите с ребёнком в музеи.
    7. Проводите совместные наблюдения и опыты.
    8.  Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
    9.  Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

    Список книг для детей 5 и 6 лет

    • Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки, сказки народов мира
    • Толстой Л. Акула. Пожарные собаки. Филиппок. Булька. Мильтон и Булька
    • Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке
    • Андерсен Г. X. Гадкий утенок. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Волшебный холм. Новый наряд короля. Дорожный товарищ. Принцесса на горошине. Калоши счастья. Маленький Клаус и Большой Клаус. Русалочка. Огниво. Сундук-самолет. Старый дом. Суп из колбасной палочки. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди (и другие) Ершов П. Конек-Горбунок
    • Маяковский В. Тучкины штучки
    • Михалков С. Непоседы. А что у вас? Если. Фома
    • Маршак С. Цирк. Баллада о королевском бутерброде. Веселые чижи. Багаж. Старушка
    • Киплинг Р. Сказки
    • Аксаков С. Аленький цветочек
    • Катаев В. Цветик-семицветик Коваленков А. Почему медведь зимою спит
    • Сапгир Г. Шел садовник. Туча. Моя семья. Ночные страшилки. Месяц
    • Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса (Как оживить сказку. Братец Лис и Братец Кролик и другие) Драгунский В. Друг детства. Заколдованная буква. Он живой и светится...
    • Цыферов Г. Большой одуванчик. Град. Одинокий ослик
    • Остер Г. Вредные советы. Бабушка удава. Ненаглядное пособие
    • Бианки В. Лесные были и небылицы
    • Степанов В. Что за птица. Маленький рост. Кто хозяин? Рыжий пес. Снегирь.
    • Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица. Белоснежка и семь гномов. Синяя Борода
    • Родари Д. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы
    • Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх
    • Милн А. Винни Пух и все-все-все. Баллада о королевском бутерброде
    • Шварц Е. Сказка о потерянном времени
    • Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька
    • Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки (и другие)
    • Житков Б. Что я видел.
    • Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка на Луне. Приключения Коли и Миши
    • Коллоди К. Приключения Пиноккио
    • Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
    • Губарев В. Королевство кривых зеркал
    • Хаит А. Приключения кота Леопольда
    • Научно-популярные энциклопедии для детей.

    Правила, которые обезопасят

    здоровье вашего юного гения.

    • Соблюдайте чувство меры.
    • Отдыхайте не от ребенка, а с ребенком.
    • Время должно быть строго регламентировано (20 мин в день).
    • Сделай паузу (гимнастика для глаз, физ. разминка).
    • Оптимальные настройки монитора.
    • Правильная частота обновления экрана.

    Семь шагов

    к спасению от компьютеромании.

    • Самим ориентироваться в том, что интересно ребенку.
    • Как можно больше времени проводить вместе.
    • Первое время сидеть за компьютером вместе, тогда машина не станет для него большим авторитетом.
    • Больше разговаривайте с ребенком.
    • Прививайте ребенку «компьютерный вкус».
    • Не покупайте жестокие игры.
    • Не забывайте, что дети по-прежнему с удовольствием рисуют, раскрашивают, играют с друзьями, лепят, занимаются спортом.

    Правила, которые обезопасят

    здоровье вашего юного гения.

    • Соблюдайте чувство меры.
    • Отдыхайте не от ребенка, а с ребенком.
    • Время должно быть строго регламентировано (20 мин в день).
    • Сделай паузу (гимнастика для глаз, физ. разминка).
    • Оптимальные настройки монитора.
    • Правильная частота обновления экрана.

    Семь шагов

    к спасению от компьютеромании.

    • Самим ориентироваться в том, что интересно ребенку.
    • Как можно больше времени проводить вместе.
    • Первое время сидеть за компьютером вместе, тогда машина не станет для него большим авторитетом.
    • Больше разговаривайте с ребенком.
    • Прививайте ребенку «компьютерный вкус».
    • Не покупайте жестокие игры.
    • Не забывайте, что дети по-прежнему с удовольствием рисуют, раскрашивают, играют с друзьями, лепят, занимаются спортом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

    материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

    материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

    материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

    Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)»

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1034 дошкольное отделение № 1 Доклад по самоо...

    Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

    Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

    «Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».

    Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...