Доклад "Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников".
материал

кострюкова светлана леонидовна

Доклад на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников.

Модернизация образования в ДОУ повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов, позволяющих ребенку более полно проявить себя и проявить активность. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

Классики отечественной психологии Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин говорили, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучении.

Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой:  Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»

В дошкольной педагогике под предметно-развивающей средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками  и игровыми материалами.  На  развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, то есть  полноценное развитие ребенка дошкольного возраста будет успешно формироваться в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную игровую, двигательную, творческую,  продуктивную и речевую деятельность ребенка.

Предметно - развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Требования ФГОС к  предметно- развивающей среде:

  1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организовывая предметно-развивающую среду, необходимо учитывать возможность   установления оптимального контакта детей с детьми и со взрослыми, необходимость создания условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии с желаниями, настроениями, возможностями детей, способствовать возможности построения непересекающихся центров активности, которые позволяют детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Организация   предметно–развивающей  среды в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка

Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева (известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.) Насыщая групповое пространство, педагоги должны заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Большое влияние предметно-развивающая среда оказывает  на речевое развитие детей: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1.Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

2.Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

3.Сенсорное развитие.

  1. Формирования способности к активной умственной деятельности.
  2. Знакомство с родным языком.
  3. Становление речи.

    Решаемые задачи:

  • Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.
  • Расширение и активизация словарного запаса детей.
  • Развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.

    В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного познавательно-речевого развития детей.

   Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает:

- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; - создание дополнительных услуг по развитию речи детей;

- изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.

   В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

  • Речь педагога.
  • Методы и приемы развития разных сторон речи детей.
  • Специальное оборудование для каждой группы.

   Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.

Принципы построения развивающей среды в группе.

  • Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
  • Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
  • Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
  • Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

   Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Организация предметно-развивающей среды с целью познавательно-речевого развития детей

   С целью создания эффективной развивающей предметной среды в нашем дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформляются центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию.

   Педагоги накапливают и систематизируют разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий:

  • картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик,
  • комплексы пальчиковых игр, физминуток;
  • игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания,
  • тематические альбомы,
  • игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики,
  • дидактические игры, пособия способствующие развитию детей;
  • материалы для рассказывания,
  • художественная литература,
  • разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

   Особое внимание уделяется  прежде всего  развивающему характеру предметной среды. Одной из основных задач  считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.

     В группе должно быть игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создаваться необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

   Наиболее успешно использовать такие формы как игры в НОД. В НОД используется много наглядного материала, много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает НОД более живой, интересной, результативной.

   Также использование различных средств обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.

   Широко должны использоваться средства ТСО.

Создаваться проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.

      Организация работы с родителями, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, является необходимым условием в работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития необходимо использовать, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

   В приемной группы оформляются уголки для родителей, где размещается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома, оформляются разнообразные фотовыставки, выставляются разнообразные консультации и др.

   Для создания условий познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом, необходимо соблюдать следующие принципы:

– информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

– вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тема недели.

– полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Данный принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей.

Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

– педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

– трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-развивающей происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер.

   Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.

   Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Заключение

Подводя итог, можем сказать, что предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления.

В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при предметно - развивающей среды улучшает развитие речи у детей дошкольного возраста. Правильно организованная предметно-развивающая среда создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии. Позволяет  ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Как  показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.

Список литературы:

  1. ФГОС дошкольного образования,  Министерство образования и науки Российской Федерации
  2. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
  3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004.
  4. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.
  5. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.
  6. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.
  7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....

Предметно-развивающая среда, как средство познавательно- речевого развития дошкольников.

Педметно-развивающая среда - зто система материальных объектов деятельности ребенка,,функционально-модулирующая содержание его духовного и физического развития....

Проект «Предметно - развивающая среда как средство познавательно – речевого развития детей дошкольников»

Презентация предметно - развивающей и коррекционной среды:  "Говорим правильно". Среда проектируется с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных потребностей  детей с ОВЗ (ОНР)...

Консультация для родителей "Предметно- развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника"

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная сре...