Главные вкладки

    Консультация для родителей"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей"
    консультация (старшая группа)

    Пономарева Лариса Сергеевна

    Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

    Уильям Теккерей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей»

    Многие мамочки в период ожидания ребенка, чтобы поддерживать с ним духовную связь – читают вслух различные детские произведения. Стихи, сказки, потешки, песенки. Когда малыш родится и начинает познавать окружающий мир, мама продолжает знакомить его с миром художественной литературы. И от того как начинается это знакомство, какие произведения надо читать зависит в какой мере ребенок будет увлечен чтением в дальнейшем, как будет развиваться его речь. Дети, которым родители много читают, раньше начинают говорить, они более внимательны их речь разнообразна и выразительна.

    Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

    Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

    Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

    Помочь детям научиться различать жанры, понимать их особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

    Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

    Необходима система обогащения и развития речи детей.

    Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Если ребенок не правильно произносит слово, то даже не исправят его. Коверкают слова разговаривая с ребенком. Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи. Вот наиболее типичные из них:

    • Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)

    • Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета.

    • Неспособность грамотно сформулировать вопрос

    • Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.

    • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    • Плохая дикция

    Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать детям, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова, позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

    В работе с детьми в детском саду, я как педагог, активно использую поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно хорошо развит и работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. С такими детьми приходится работать индивидуально. И я использую лепбук «Учимся говорить правильно». Это пособие очень удобно в индивидуальной работе с детьми. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.

    Как же выбрать книгу для ребёнка? Не нужно покупать ребенку сразу много

    книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.

    Я всегда поощряю пересказывание прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение.

    Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства.

    При покупке обязательно нужно просмотреть текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.

    Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей.

    Желаю вам успехов, уважаемые родители!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

    Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

    Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

    Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она...

    "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".

    Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...

    Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей"

    Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей" с рекомендуемым списком литературы по возрастам....