Рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях.
консультация

Федякова Елена Германовна

В данном материале даются рекомендации по организации детского экспериментирования

в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_detsk_eksperim_v_dom_usl.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации детского экспериментирования

в домашних условиях.

Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познавания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка — ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребенком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «Много будет знать, скоро состарится». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро — в первых же классах школы, когда ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например,

что быстрее растворится:

  • морская соль;
  • пена для ванны;
  • хвойный экстракт;
  • кусочки мыла и т.д.

мыльные пузыри — из чего их лучше сделать:

  • из мыла;
  • из шампуня;
  • из геля для душа;
  • из пены для ванны.

Почему получаются мыльные пузыри?

Молекулы воды и мыла соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Плавучесть веществ.

Опыт «Тонет — не тонет»

Вопросы:

—        Как ты думаешь, что утонет, а что нет? (предметы, находящиеся в ванной комнате: мыло, флаконы из-под шампуня, мыльница, игрушки, губка и т.д.)

  • Как ты думаешь, что быстрее утонет? Почему? Давай проверим.
  • Что надо сделать, чтобы губка утонула?
  • Как ты думаешь, может ли утонуть эта пластмассовая мыльница? Что для этого нужно?

Кухня — это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, Вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус. Эта химическая реакция очень интересна ребенку.

Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы.

Важно только, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребенок рисует. У него кончилась зеленая краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать 2 краски. Путем проб и ошибок ребенок найдет верное решение. К тому же в ходе экспериментирования он может получить еще несколько новых оттенков. Предложите ему записывать все, что он делает. Если ребенок еще не умеет писать, пусть отмечает на листе бумаги свои действия с помощью условных знаков.

При   организации детского   экспериментирования   с некоторыми предметами и веществами строго соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....

Организация детского экспериментирования в домашних условиях

консультация для родителей: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"...

Рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности....

Рекомендации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка....

Рекомендации родителям: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Цель: повысить интерес родителей к развитию у детей поисково-познавательной активности.      Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры - ...