Рекомендации для родителей "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".
опыты и эксперименты (старшая группа)

Опыты для детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiidlya_roditeley_dlya_ns_portala.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация детского экспериментирования в домашних условиях.

                                                                         Составила и провела

                                                                             воспитатель: Епифанова Е.А.

Рекомендации для родителей

  «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьяков, 1995г.).

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность

    дошкольника. Цель эксперимента – вести вверх, ступень за ступенью в

    познании окружающего мира. Очевидно, что нет более пытливого  

    исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания и освоения

    огромного мира.

         Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более  

    прочными. Ребенок познает объект в результате практической

    деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику,

    творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым

    и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому

    найти ответы на вопросы как и почему.

         В детском саду мы уделяем много внимания экспериментированию.

      Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии

и некоторые научные знания.

    Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о

свойствах воды, мыла, растворимости веществ.

  • Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет: 
  • пластмассовая игрушка;
  • камешек;
  • губка;
  • металлическая машинка.
  • Опыт: «Что быстрее растворится?»
  • морская соль;
  • мыло;
  • шампунь.

    Кухня – тоже место для эксперимента.

  • Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится, а что нет:  
  • соль;
  • рис;
  • сахар;
  • мед;
  • сода;
  • мука.
  • Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду

и добавьте уксус.

  • Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:

Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,

накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).

Проводя опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды.

Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:

стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки,

соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега,

термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

Опыт «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

(Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет).

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы,

если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

Опыт «У воды нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная.

У них формируется неверное представление.

Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода»,

хотя на самом деле её вкуса не чувствует).

Опыт «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет.

Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили

ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт «Лёд - твердая вода».

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок

наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные

промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега.

Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Опыт «Пар-это вода».

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды,

показать их детям.

Опыт «Вода может течь».

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая).

 Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках,

не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт,

мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт «Лёд легче воды».

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей,

а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой.

Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках

и посмотреть, что с ним произойдёт.

Опыт «Вода не имеет формы».

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода).

Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку?

А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.

Значит, жидкая вода не имеет формы.

    Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития

детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

Список используемой в проекте литературы:

  •  Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в

       детском саду. – М.:ТЦ  Сфера, 2004.

  •  Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты

       в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  •  Организация экспериментальной деятельности дошкольников:

        методические рекомендации/ под общей редакцией  

       Л.Н.Прохоровой.- М.: АРКТИ, 2003.

  • Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки

              и праздники. – М.: Линка-Пресс, 2002.

  • Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного

        возраста по теме «Вода». – М.: ООО «Издательство Скрипторий

        2000», 2003.

  •    Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная  

        деятельность детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:  

       Детство-Пресс, 2007.

  • Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком

        для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.

   

                                 


                            Анкета для родителей.

Цель: Выявить отношение родителей к поисково-

           исследовательской активности детей. 

 

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего

ребенка?

  1. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

  1. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

  1. Какое участие вы принимаете в экспериментальной

 деятельности Вашего ребенка?

 

  1. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента

(открытиями)?

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....

Рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях.

В данном материале даются рекомендации по организации детского экспериментированияв домашних условиях....

Рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности....

Рекомендации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка....

"Рекомендации родителям по организации экспериментирования в домашних условиях"

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок....

Рекомендации родителям: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Цель: повысить интерес родителей к развитию у детей поисково-познавательной активности.      Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры - ...

Детское экспериментирование в домашних условиях. Рекомендации родителям.

Для тех, кто учился давным давно в школе, простой опыт с лакмусовой бумагой (которая меняет цвет, если ее опустить в кислоту или щелочь) казался волшебством! Современные дети уже до школы видели научн...