Анализ работы с родителями
занимательные факты (подготовительная группа)

Ворогушина Алёна Александровна

В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Анализ работы с родителями  позволяет нам педагогам увидеть недочёты в работе и обозначить пути совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ работы с родителями.22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ роботы с родителями

Воспитатель Ворогушина А.А.

                       Варыгина Л.А.

                         МАДОУ№313

В условиях современного мира, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

 Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.                                

Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбирем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы –семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры. В связи с тем, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в своей группе мы используем больше разнообразные современные формы работы с родителями:

Информационно-аналитические: социологические опросы, социологические срезы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми).

Познавательные: семинары-практикумы, педагогический  педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей, «КВН», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», викторины, флэш-мобы, которые направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических 
навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные: дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, информационные проспекты для родителей, видеоролики о жизни ДОУ, выпуск газет, информационные стенды (направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

  Досуговые: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках (призваны устанавливать теплые доверительные 
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми).

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знанийотношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.  Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы. Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей. Одна из форм информационно-аналитической работы, которая активно используется мною на практике, позволяя корректировать и дополнять разработанную систему мероприятий – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители вкладывают записки со своими идеями и предложениями, обращаются с интересующими вопросами. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

В последнее время мы стали активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Задачами одной из них - информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения (нормативно-правовые документы, режим работы ДОУ, режим работы группы, расписание непосредственно образовательной деятельности, информация о педагогических работниках). Информация вывешивается на стендах в родительских уголках и размещается на сайте ДОУ.

Вся система работы с родителями в нашей группе направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Также работа с родителями была направлена на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимосвязи между семьёй и доу, на усиление воспитательного потенциала, привлечению родителей к воспитанию детей. Общей формой работы с родителями стали конференции, дни открытых дверей для родителей, совместные праздники, соревнования, различные конкурсы. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй, в нашей группе удачно зарекомендовали себя и нетрадиционные формы работы. Такие формы являются более интересными и запоминающими для родителей. Родители были активными участниками на протяжении всего учебного года. В нетрадиционной форме, форме мастер-класс, провели родительское собрание «Традиции семьи». Родители приняли участие в показе театра для детей «Двенадцать месяцев». Проведён спортивный досуг с участием родителей «Мама, папа, я - спортивная семья» Родительское собрание «Здоровый образ жизни» в виде деловой игры. На собрании присутствовали дети, они продемонстрировали некоторые закаливающие процедуры. Также родители приняли активное участие в конкурсе «Заготовки на зиму», где были представлены и продемонстрированы рецепты их любимых блюд. Родители награждены дипломами и сертификатами.  Еще родители стали активными участниками различных акций. К акции «Сдай макула – спаси дерево!»  К акции «Весна - красна» изготовили скворечники и домашнюю выпечку. Также родители принимали активное участие и в других акциях и конкурсах, Особо хочется отметить интеллектуальный конкурс проводимый библиотекой Михалкова «Маленький читатель», вместе с детьми выступали и родители; на конкурсе военной песни на сцене вместе с детьми пели песни военных лет и родители; интересный опыт совместного выступления был песенный батлл  в  течении  года дети разучивали и готовили песенную композицию на различные темы (заняли второе место) и многое другое, что помогло нас сплотить в единый детско-родительско-педагогический коллектив. В течение года прошли детско- родительские гостиные: фотоколлаж «Моя семья», «Изготовление куклы Масленица», квест – игра «Юные пожарные, семинар- практикум «Семья- здоровый образ жизни». Родители увидели элементы утренней гимнастики, некоторые виды пальчиковой гимнастики и гимнастики после сна, семинар-практикум «Как хорошо, что есть семья». Практикум проходил в виде различных конкурсов. В этом семинаре принимали участие оба родителя от каждой семьи. Семьи продемонстрировали домашнее задание

«Рецепт здоровой пищи». Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.  В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочный плакат для именинников, помогли оформить уголок дежурства, центр природы и экспериментирования, стенд для детских работ по художественному творчеству, изготовили рамки с фотографиями детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей.  Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, обустройство участка горкой для скатывания на ледянках, поделками из снега, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителямиИспользование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.  Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.   Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-готовых помочь в любых начинаниях. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы  не останавливаемся  на  достигнутом,  продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы с родителями по организации игры

Анализ работы с родителями по организации игры...

Анализ работы с родителями

Анализ работы с родителями группы...

Анализ работы с родителями.

Семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности....

Анализ работы с родителями (законными представителями) воспитателя Трифоновой С. Ф.

Семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности....

анализ работы с родителями

аналитическая справка,аналитическая записка...

Анализ работы с родителями (законными представителями) во второй младшей группе № 1 «Белочки» за 2019-2020 учебный год

Анализ работы с родителями (законными представителями) во второй младшей группе № 1 «Белочки» за 2019-2020 учебный год...

Анализ работы с родителями.

Анализ работы с родителями старшая группа....