семинар - практикум для воспитателей "экологический потенциал сказки"
консультация

при работе с детьми очень важно бережно относиться к сказочному сюжету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ»

Излишне доказывать, что чтение сказок и анализ их сюжета с интересом воспринимается всеми детьми. Поэтому при работе с детьми очень важно бережно относиться к сказочному сюжету. Целесообразно предпочесть чтение сказок и их обсуждение, использование сюжетных моментов, поступков образов героев сказок. Театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, в виде рисунков по мотивам сказок. Народные сказки во многом экологичны. В них нашли отражение осмысления человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течение долгого времени человек воспринимает природу как нечто враждебное, таящее опасность, непознанное. В мифах и сказках народов мира леса, болота обычно населены злыми духами и прочими отрицательными персонажами. "Там чудеса, там леший бродит..." Со временем природа становится все более понятной человеку. Он постигал ее "законы", учился использовать ее рисунки (малахитовая шкатулка). Теперь он выражал в сказках не только зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Например, земля в сказках называется ласково - "матерью- кормилицей". Бережное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются народные традиции. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического воспитания. Во многих сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Часто спастись героям помогают широкие реки, дремучие леса. Особое внимание уделяется животным - помощникам человека. Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которую люди считали своими врагами. Как правило, это хищные звери. Например, волк - злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и их хозяйства. В то же время большинство травоядных животных, особенно если они симпатичные, пушистые, вызывают сочувствие, наделяются положительными чертами. У нас существует стереотип, что хищные животные - плохие, злые, им нет места рядом с человеком. Волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В формирование такого отношения вносят вклад и сказки. Такое мнение не вполне грамотно с точки зрения экологии.

Через сказки дети хорошо усваивают характеристики животных - героев сказок: волк - злой, лиса - хитрая, заяц - трусливый. Очень часто эти представления у детей остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с животными и наблюдение за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову. Г.Х. Андерсен в сказке «Дюймовочка» дал отрицательную характеристику жабе и кроту. Это отношение передается детям. А Э. Успенский сделал обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвав тем самым у детей доброе отношение к животному, которое, как правило, в сказках выполняет ту же роль, что и волк. Сказки Заходера, Бианки, Павловой написаны на основе экологических позиций. Так, сказка Заходера «Кит и кот» дает представление о разнообразии сред обитания и приспособленности к ним животных. В младшем возрасте дети легко воспринимают объекты природы, наделяют их чувствами, мышлением и желаниями. Можно предложить дошкольникам представить, что они превратились в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, попросить рассказать, как они чувствуют себя в том или ином образе или иной ситуации. О чем могли бы попросить они людей.

Очень эффективно написание писем животным. Ребенок, написавший «Дорогой ежик», «Дорогой червячок», начинает более бережно относиться к миру животных. Объясняя детям тот или иной материал, можно привести фрагменты сказок, например, Г. Андерсена «Дюймовочка», А. Толстого "Золотой ключик" - можно найти описание водных растений и среды их обитания. Можно увидеть особенности внешнего вида крота, черепахи, лягушат. Дети с гораздо большим интересом и вниманием слушают пришедшего на занятие сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить знание практически любой темы. Можно подобрать сказочных персонажей. При изучении особенностей воздуха как среды обитания, может оказать помощь Карлсон, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка», Незнайка и Знайка, летавшие на воздушном шаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ СКАЗКА «ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ» ПО ФГОС ДО.

Методический театр – активная форма повышения квалификации педагогов Изменения в социально-экономической сфере общества вызвали необходимость обновления образовательной системы. Так, кардинально ...

Семинар-практикум для родителей "Воспитание сказкой"

Все меньше родителей уделяют внимание чтению сказок детям, предпочитая компьютер или телевизор. Такая позиция родителей негативно сказывается на развитии детей. Данное родительское собрание проводится...

Семинар - практикум Тема: «Играем в сказку»

Семинар - практикумКонспект совместной образовательной деятельностис детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п. Дергачиобразовательная деятельность: «Художественно...

Семинар-практикум для педагогов «Роль сказки в жизни ребенка».

Образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы. В стандарте эти формы обозначены как игра, познавательная и исследо...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...

Семинар-практикум с педагогами: «Расскажи сказку по-другому»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...