Семинар-практикум для педагогов «Роль сказки в жизни ребенка».
консультация

Старова Кристина Александровна

Образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы. В стандарте эти формы обозначены как игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность (п. 1.2, п.п.4).

Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности малыш развивается, проходит процесс социализации, обучается и постигает новые знания и умения, набирается опыта и развивает и приобретает новые навыки и умения.

В младенческом возрасте видом деятельности становится восприятие детских стихов. В раннем возрасте - игры с динамическими игрушками, обогащение словаря, восприятия смысла детских литературных произведений, рассматривание картинок с изображением героев. В дошкольном возрасте становятся ролевые сюжетные игры, обогащение словаря, восприятие художественной литературы, фольклора.

Сказка является главным жанром дошкольного чтения: взрослые на всю жизнь сохраняют воспоминания именно о сказках, прочитанных в детстве. Эти воспоминания, как правило, относятся именно к старшему дошкольному возрасту.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками

     Восприятие сказки рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

 

Вопрос для педагогов: Назовите группы сказок, которые вы знаете?

В.Я. Проппа выделяет шесть групп сказок. 1) волшебные; 2) кумулятивные; 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах; 4) бытовые или новеллистические; 5) небылицы; 6) докучные сказки.

         Современная наука различает следующие жанры сказок: 1) о животных; 2) волшебные; 3) новеллистические; 4) легендарные; 5) сказки-пародии; 6) детские сказки

Знакомя ребят с жанром сказки, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Умение воспринимать сказки, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Л.М. Гурович отмечала, что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них “второго”, истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности.

 

Вопрос для педагогов: Какие рекомендации по развитию восприятия сказки детьми дошкольного возраста вы можете предложить на ваш взгляд?

Педагогические рекомендации по развитию восприятия сказки детьми дошкольного возраста [6]:

1. Не следует прекращать читать ребенку вслух, даже в том случае, если он умеет читать самостоятельно, поскольку именно чтение взрослого предоставляет больше возможностей для полноценного восприятия, заключающегося, по определению Л.М.Гурович, в единстве протекания трех основных процессов: понимания текста (осознание информации, героев, событий), воссоздающего воображения и эмоционального отклика.

2. Дети в дошкольном возрасте очень любят русские народные сказки. Слушая сказку, ребенок не умеет и не хочет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым событиям в сказке. Он вмешивается не только мысленно, но и действенно в ход повествования (прерывает чтение, задает вопросы, пытается помочь героям). Не ругать ребенка и не наказывать, если он под впечатлением прочитанного испортил книгу: замарал изображение отрицательного героя, вырезал ножницами положительного персонажа, желая спасти его от опасности. Необходимо помнить, что это – результат специфической активности ребенка: содействия, которая может проявляться и таким образом. В таких случаях нужно поговорить с ребенком и объяснить ему необходимость бережного отношения к книгам.

3. Необходимо отвечать на вопросы детей о прочитанном, отталкиваться от них при проведении бесед о книгах.

4. Для детей старшего дошкольного возраста могут быть привлекательны как положительные, так и отрицательные герои. Играя роль отрицательного героя, ребенок может вызвать недовольство взрослых. В таких случаях рекомендуем попытаться отвлечь и переключить ребенка на другое занятие, временно отказаться от чтения любимой книги.

5. Если сказка заканчивается печально, если ребенок слишком эмоционально реагирует, придумать вместе с ребенком другую концовку (например, для сказки “Теремок”).

6. Для того, чтобы ребенок глубже и адекватнее понял прочитанный текст, необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности (рисованию, лепке, инсценированию сказок).

Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Заключительная часть:

Блиц-опрос:

  1. Как называется процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы?
  2. Что является главным жанром дошкольного чтения?
  3. Назовите те три стадии, которые выделяет О. И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения?
  4. Современная наука различает следующие жанры сказок, какие?

Обобщение:

Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума.

 

  1. Игровое упражнение «Покажи сказку».

 

Педагоги делятся на две команды, им  предлагается показать сказку без помощи слов противоположной команде, команда старается угадать показанную сказку.

 

  1. Игровое упражнение «Загадки».

 

В сказке небо синее,

 

В сказке птицы страшные.

 

Яблонька, укрой меня!

 

Реченька, спаси меня!

 

«Гуси-лебеди»

 

На лесной опушке

 

Стояли две избушки.

 

Одна из них растаяла,

 

Одна стоит по-старому.

 

«Заюшкина избушка»

 

Вор пшеницу воровал,

 

А Иван его поймал.

 

Вор волшебным оказался,

 

И Иван на нем катался.

 

«Сивка-бурка»

 

 Ах ты, Петя-простота,

 

Сплоховал немножко:

 

Не послушался кота,

 

Выглянул в окошко.

 

«Кот, петух и лиса»

 

Нет ни речки, ни пруда.

 

Где воды напиться?

 

Очень вкусная вода

 

В ямке от копытца.

 

«Сестрица Аленушка

 

и братец Иванушка»

 

Вымолвил словечко –

 

Покатилась печка

 

Прямо из деревни

 

К царю и царевне.

 

И за что, не знаю,

 

Повезло лентяю?

 

«По щучьему велению»

 

  1. Антонимы в сказках

 

Я называю вам антонимы, а вы – дорогие мои воспитатели (дети) угадываете настоящее название сказки.

 

1. «Мышь босиком» — «Кот в сапогах».

2. «Рассказ о простой курочке» — «Сказка о золотом петушке».

3. «Знайка в лунной деревне» — «Незнайка в Солнечном городе».

4. «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

5. «Один из Молоково» — «Трое из Простоквашино».

6. «Зеленая бейсболочка - «Красная шапочка».

 

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000. – 176 с.
  2. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина. - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 18-28.
  3. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина. - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 26-31.
  4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 315с.
  5. Психология развития http://www.childpsy.ru/ rubricator/branch.php?oid =21717

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №59 «Калейдоскоп».

Семинар для педагогов «Роль сказки в жизни ребенка».

Подготовила: воспитатель Старова К.А, май 2018г.

Образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы. В стандарте эти формы обозначены как игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность (п. 1.2, п.п.4).

Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности малыш развивается, проходит процесс социализации, обучается и постигает новые знания и умения, набирается опыта и развивает и приобретает новые навыки и умения.

В младенческом возрасте видом деятельности становится восприятие детских стихов. В раннем возрасте - игры с динамическими игрушками, обогащение словаря, восприятия смысла детских литературных произведений, рассматривание картинок с изображением героев. В дошкольном возрасте становятся ролевые сюжетные игры, обогащение словаря, восприятие художественной литературы, фольклора.

Сказка является главным жанром дошкольного чтения: взрослые на всю жизнь сохраняют воспоминания именно о сказках, прочитанных в детстве. Эти воспоминания, как правило, относятся именно к старшему дошкольному возрасту.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками

     Восприятие сказки рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Вопрос для педагогов: Назовите группы сказок, которые вы знаете?

В.Я. Проппа выделяет шесть групп сказок. 1) волшебные; 2) кумулятивные; 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах; 4) бытовые или новеллистические; 5) небылицы; 6) докучные сказки.

         Современная наука различает следующие жанры сказок: 1) о животных; 2) волшебные; 3) новеллистические; 4) легендарные; 5) сказки-пародии; 6) детские сказки

Знакомя ребят с жанром сказки, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Умение воспринимать сказки, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Л.М. Гурович отмечала, что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них “второго”, истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности.

Вопрос для педагогов: Какие рекомендации по развитию восприятия сказки детьми дошкольного возраста вы можете предложить на ваш взгляд?

Педагогические рекомендации по развитию восприятия сказки детьми дошкольного возраста [6]:

1. Не следует прекращать читать ребенку вслух, даже в том случае, если он умеет читать самостоятельно, поскольку именно чтение взрослого предоставляет больше возможностей для полноценного восприятия, заключающегося, по определению Л.М.Гурович, в единстве протекания трех основных процессов: понимания текста (осознание информации, героев, событий), воссоздающего воображения и эмоционального отклика.

2. Дети в дошкольном возрасте очень любят русские народные сказки. Слушая сказку, ребенок не умеет и не хочет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым событиям в сказке. Он вмешивается не только мысленно, но и действенно в ход повествования (прерывает чтение, задает вопросы, пытается помочь героям). Не ругать ребенка и не наказывать, если он под впечатлением прочитанного испортил книгу: замарал изображение отрицательного героя, вырезал ножницами положительного персонажа, желая спасти его от опасности. Необходимо помнить, что это – результат специфической активности ребенка: содействия, которая может проявляться и таким образом. В таких случаях нужно поговорить с ребенком и объяснить ему необходимость бережного отношения к книгам.

3. Необходимо отвечать на вопросы детей о прочитанном, отталкиваться от них при проведении бесед о книгах.

4. Для детей старшего дошкольного возраста могут быть привлекательны как положительные, так и отрицательные герои. Играя роль отрицательного героя, ребенок может вызвать недовольство взрослых. В таких случаях рекомендуем попытаться отвлечь и переключить ребенка на другое занятие, временно отказаться от чтения любимой книги.

5. Если сказка заканчивается печально, если ребенок слишком эмоционально реагирует, придумать вместе с ребенком другую концовку (например, для сказки “Теремок”).

6. Для того, чтобы ребенок глубже и адекватнее понял прочитанный текст, необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности (рисованию, лепке, инсценированию сказок).

Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Заключительная часть:

Блиц-опрос:

  1. Как называется процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы?
  2. Что является главным жанром дошкольного чтения?
  3. Назовите те три стадии, которые выделяет О. И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения?
  4. Современная наука различает следующие жанры сказок, какие?

Обобщение:

Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума.

  1. Игровое упражнение «Покажи сказку».

Педагоги делятся на две команды, им  предлагается показать сказку без помощи слов противоположной команде, команда старается угадать показанную сказку.

  1. Игровое упражнение «Загадки».

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!

«Гуси-лебеди»

На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

«Заюшкина избушка»

Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался.

«Сивка-бурка»

 Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса»

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

«Сестрица Аленушка

и братец Иванушка»

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

«По щучьему велению»

  1. Антонимы в сказках

Я называю вам антонимы, а вы – дорогие мои воспитатели (дети) угадываете настоящее название сказки.

1. «Мышь босиком» — «Кот в сапогах».

2. «Рассказ о простой курочке» — «Сказка о золотом петушке».

3. «Знайка в лунной деревне» — «Незнайка в Солнечном городе».

4. «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

5. «Один из Молоково» — «Трое из Простоквашино».

  1. «Зеленая бейсболочка - «Красная шапочка».

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.

Список использованной литературы:

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000. – 176 с.
  2. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина. - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 18-28.
  3. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина. - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 26-31.
  4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 315с.
  5. Психология развития http://www.childpsy.ru/ rubricator/branch.php?oid =21717


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...

Семинар – практикум для родителей с детьми на тему: «Умный ребенок – здоровый ребенок» (средний дошкольный возраст)

В данной работе описаны игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и в домашних условиях. В работе затронута актуальная в настоящее время проблема воспитания к...

Семинар – практикум «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у дошкольников и родителей....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Семинар – практикум по формированию у детей здорового образа жизни «Стандартная сказка про физкультуру»

повышение компетентности педагогов в области организации двигательной активности детей в условиях ДОУ...

Семинар - практикум для родителей и детей. Третий год жизни ребенка:кризис упрямства или "Я сам"!

Цель мероприятия:Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...