Семинар – практикум по формированию у детей здорового образа жизни «Стандартная сказка про физкультуру»
методическая разработка на тему

повышение компетентности педагогов в области организации двигательной активности детей в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум по формированию у детей здорового образа жизни

«Стандартная сказка про физкультуру»

Цель: повышение компетентности педагогов в области организации двигательной активности детей в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Закрепить знание методик проведения НОД по физической культуре и подвижных игр, форм организации двигательной активности детей         вне НОД.
  2. Совершенствовать навык решения педагогических ситуаций.
  3. Повысить практический опыт владения содержанием игровой деятельн7ости.

Предварительная работа: подготовка к проведению и изготовление атрибутов к подвижной игре.

Ход семинара

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ: Расскажу вам сказку дивную, не очень короткую, но и не очень длинную, а такую, как от меня до вас! А вы мне помогайте, сказку разыграйте. Подготовила для вас подсказки. Будет у нас о физической культуре сказка.

В некотором детсадовском царсве, в некотором образовательном государстве жили-были педагоги. Долго работали они в детском саду. Всего у них было вдоволь: и знаний, и умений. Слыли они людьми компетентными, имели большой опыт и были рады дарить тепло своей души детям малым. Педагоги были уверены в себе, знали, что они мастера своего дела, и гордились этим.

И вот настал час проверить их компетентность.

Задание 1. Выберите правильный ответ.

  1. Основной формой организованной систематического обучения физическим упражнениям является:
  • Подвижная игра;
  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультминутка;
  • Прогулка;
  • НОД по физической культуре.
  1. Целесообразность использования времени на физкультурном занятии определяется по:
  • Общей плотности НОД;
  • моторной площади НОД;
  • подбору физических упражнений;
  • расположению физических упражнений.
  1. Строй, при котором дети стоят один возле другого, лицом к центру, называется:
  • Колонна;
  • Шеренга;
  • Строй;
  • Круг;
  • Интервал.
  1. Наклоны головы и туловища, приседания, повороты головыф и туловища, прогибание туловища, потягивания, поднимание, скрещиввание и сгибание рук и ног – это:
  • Основные движения;
  • Общеразвивающие упражнения;
  • Психогимнастические упражнения;
  • Циклические движения.
  1. Обучение дошкольников спортивным играм начинается с:
  • Соревнований мпежду детьми;
  • Вопросам к детям;
  • Раздачи пособий;
  • Разметки площадки;
  • Разучивание отдельных элементов игры.
  1. Способы организации детей на физкультурной НОД:
  • Фронтальный, групповой, посменный, развивающий и индивидуальный;
  • Фронтальный, групповой, посменный, поточный и индивидуальный;
  • Нагладный, групповой, посменный, практический.
  1. Способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, в т. ч. двигательной, – это:
  • Сила:
  • Выносливость;
  • Быстрота;
  • Ловкость;
  • Гибкость.
  1. Способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении, которая является компонентом любого движения, – это:
  • Равновесие;
  • Глазомер;
  • Быстрота.
  1. Виды подвижных  игр:
  • Сюжетные, несюжетные, двигательные разминки, спортивные упражнения;
  • Сюжетные, несюжетные, спортивные, игры-забавы.
  1. Старших дошкольников обучают следующим спортивным играм:
  • Бадминтон, баскетбол, городки, настольный тенис, хоккей, футбол;
  • Волейбол, бобслей, баскетбол, большой тенис;
  • «Школа мяча», футбол, волейбол, хоккей.

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ. радовались педагоги, что все у них ладится, но хотелось руковордителю чего-то большего, креативного. Как-то раз сидели педагоги под деревом мудрости, наслаждались звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц и были в самом лучшем расположением духа. Думали педагоги, как же им сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее.

Но тут над деревом собрались тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка – звуки ветра) и принес ФГОС. От неожиданности вскочили педагоги, а ФГОС говорит им строго-престрого, чтобы они пошли туда, не зная куда, и сделали так, не зная как.

Испугались педагоги обрушившихся на них перемен, растерялись, плечами пожимают в недоумении, а ФГОС начал их успокаивать, говорить, чтобы они не кручинились, опыта и знаний у них вдоволь.

И дал он имв помсощи чудо чудное – свисток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. Пожаловал он им очки дивные, креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

Сам ФГОС пошел дальше по Стране дошкольного образования, а педагоги заглянули в свисток новшеств, прочитали принципы необычные и снова стали думу думать: как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами?

А педагогический процесс тут как тут. Педагоги его и так стали крутить, и сяк вертеть, строить и перестраивать. Много воппросов возникло у них по образовательной области «Физическое развитие».

Проводится обсуждение.

Задание 2. Из каких частей состоит НОД по физической культуре? Какова длительность его частей в зависимости от возраста?

Ответы воспитателей.

НОД по физической культуре состоит из трех частей.

Первая часть – вводная, в ней используются строевые упражнения, такие как ходьба и бег, упражнения на внимание, упражнения на формирования стопы, осанки, танцевальные движения, поскоки, могут быть упражнения в равновесии, завершается она перестраением на выполнение комплекса упражнений.

Длительность первой части:

  • 2-я младшая группа – 1,5 – 2 мин;
  • Средняя группа – 2 – 3 мин;
  • Старшая группа – 4 – 5 мин;
  • Подготовительная группа – 4 – 5 мин.

Вторая часть – основная. Состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это упражнения, направленные на развитие всех груп мышц; порядок выполнения – сверху вниз; учитываются возраст ребенка, индивидуальные особенности развития.

Длительность ОРУ:

  • 2-я младшая группа – 3 – 5 мин;
  • Средняя группа – 5 – 6 мин;
  • Старшая группа –6 –7 мин;
  • Подготовительная группа –6 – 7 мин.

Основные виды движений (ОВД) – это движения в виде ползания, лазания, упражнений на пресс, на равновессие, метания и т. д.

Длительность ОДВ:

  • 2-я младшая группа – 2 – 3 мин;
  • Средняя группа – 3 – 4 мин;
  • Старшая группа –4 мин;
  • Подготовительная группа –4 – 5 мин.

Завершает эту часть подвижная игра, она может быть разной тематики. Ее основная задача – как можно большая подвижность детей.

Длительность этой части:

  • 2-я младшая группа – 1 – 2 мин;
  • Средняя группа – 2 – 3 мин;
  • Старшая группа – 3 мин;
  • Подготовительная группа – 4 мин.

В заключительной части НОД используются:ходьба в спокойном темпе, дыхательные упражнения, игра малой подвижности, подведение итогов, упражнения на расслабление.

Длительность этой части:

  • 2-я младшая группа – 2 мин;
  • Средняя группа – 3 мин;
  • Старшая группа –3 – 4 мин;
  • Подготовительная группа –3 – 4 мин.

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ:припомнили педагоги, что в свитке было сказано: должны они «предусматривать решение программных задач по физическому развитию не только в совместной деятельности с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов».

Проводится обсуждение, каких именно.

Задание 3. Каковы формы организации физической деятельности, используемые в режимных моментах?

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста. Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа в день, а в неделю – не менее 5 – 6 часов. Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями.

  • Утренняя гимнастика.
  • Физкультурные минутки и физкультурные паузы.
  • Физкультурная НОД.
  • Физкульбтурные досуги и развлечения.
  • Спортивные праздники.
  • Подвижные и спортивные игры в зале и на улице.
  • Организация самостоятельной двигательной деятельности детей.
  • Гимнастика после сна.
  • Пробежки после сна.
  • Пробежки на участке.
  • Использование физкультурного оборудования на спортивной площадке.

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ: справились педагоги с заданием. Кликнул тогда Педагогический процесс главную девицу-красавицу, без которой не видит он своего существования. Прилетела краса ненаглядная на необычайном зонтике. Догадались педагоги, вспоминали ее имя. (Игра) задумали педагоги с ней познакомиться и подружиться. Но как? Пока думу думали, она улетела. Словом, запутались педагоги, в каком направлении им идти. Вспомнили о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросили его перед собой и отправились в путь.

Но по дороге засомневались, а правильно ли они с детьми играют?

Задание 4. Вспомните методику организации подвижных игр с учетом возраста детей.

Организация игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е.выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.

Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап – это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

В средней группе возможно проведение игр, где присутствуют элементы простейшего соревнования – индивидуального или коллективного.

Для детей старшей группы доступны более сложные по правилам и содержанию игры, могут даваться и более сложные задания.

Еще больше усложняются игры для детей подготовительной группы: могут использоваться игриы командные, с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры со спортивными элементами.

При этом педагог должен помнить, что воспитательный эффект игр будет проявляться при условии хорошего владения детьми движениями, необходимыми для игры.

Игру следуют начинать организованно и своевременно, поскольку задержка снижает готовность детей. Игру следует начинать по условному сигналу. Педагогу необходимо заинтересовать детей игрой. Правила руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все вышеизложенное в действиях. Все средства выразительности – интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.  

Необходимо следить за выполнением правил игры, воспитывать сознательное отношение к их исполнению, направлять детей на товарищеские поступки. В опасные моменты игры педагог может подстраховывать детей. Следует избегать излишнего возбуждения, проявления отрицательных эмоций.

Судейство игры имеет особое значение. Педагогу в качестве судьи следует находить такое место, чтобы он видел всех детей. Заметив нарушение, следует подать сигнал, назначить штраф в виде очков или каких-то дополнительных заданий, моментов исключения из игрового действия.

Нагрузку в игре следует обязательно дозировать путем увеличения или уменьшения продолжительности игры, изменения размеров игровой площадки, времени игры, количества ее повторений и другими способами.

Окончание игры должно быть своевременным. Момент окончания игры определяется по снижению интереса играющих, по степени их утомления. Можно закончить игру общей ходьбой. После окончания игры следует подвести ее итоги, отметив положительные и отрицательные моменты. Завершать подведение итогов следует на положительных аспектах игры.

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ. Долго ли, коротко ли шли педагоги, и встретились им сестры главной красавицы – подвижные игры. Не удержались педагоги и начали играть.

Задание 5. Практикум по подвижным играм.

Каждая группа готовит домашнее задание – подвижную игру.

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ.

Сказка наша продолжается,

И снова нам педагоги встречаются.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вновь оказались педагоги под деревом мудрости. Много нового они узнали, много интересного открыли и поняли, что все это можно осилить, если всем вместе за дело взяться.

Задумались педагоги и не заметили, как очутился перед ними ФГОС. Он глянул на педагогов ласково, одобрил их деяния. Напомнил он о том, что для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись им без помощи родителей и социальных партнеров. А уж заручившись их поддержкой, можно творить в свое удовольствие и во благо детей малых! И результат деяний всегда будет превосходным. Стали педагоги приглядываться – так и есть. И решили они всегда приходить на помощь родителям и сотрудничать с социальными партнерами.

Задание 6. Решите педагогические ситуации.

Ситуация 1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Его трудно переключить на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

– Значит, ребенок устает, –  делает предположение воспитатель.

    – Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, – возражает отец.  – Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Прав ли отец?

Решение: Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т.п.), нагрузка падает но одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка; не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.

Ситуация 2. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказала о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассеин, так как он часто простужается. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду, будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке?

Решение. В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализовать умственные способности. Ребенка необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком.

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ. Поняли педагоги: где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.

Педагогическая мудрость – в единстве, объединении, потому, что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.

Вот так педагоги живут-поживают,

Горя не знают. Вот какие дела порой случаются!

Но на этом сказка ФГОС не кончается,

Это только начало нового пути.

А я желаю вам удачи и творческих идей,

Чтобы этот путь достойно пройти.

Мораль сказки.

Кто видит, тот увидит.

Кто мыслит, тот поймет.

Кто слышит, тот услышит.

Кто ищет, тот найдет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой семинар-практикум для педагогов "Становление ценностей здорового образа жизни"

Данный семинар-практикум предназначен для педагогов и расчитан на три семинара в году. Он предполагает активный вид работы, в ходе которорого рассматриваются теоретические вопросы здоровья и образа жи...

Семинар-практикум по формированию у детей здорового образа жизни

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе...

Семинар-практикум "Развитие и укрепление навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Систематизация знаний педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста....

Семинар для педагогов "Формирование привычки к здоровому образу жизни"

Актуальность:Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. В федеральном государственном образовательном стандарте огромное внимание удел...