рекомендации для родителей Влияние гаджетов на психологическое здоровье детей
материал

рекомендации для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_gadzhity.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

 «Влияние гаджетов на психологическое здоровье детей».

Компьютерная техника, планшеты, смартфоны уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни.  Тесная связь, которую не рассмотреть человеческим взглядом, прочно удерживает нас возле мониторов и экранов. Для многих гаджеты — необходимость, но для остальных — это развлечения. Наблюдая за увлеченными «продвинутыми штучками» взрослыми, дети на уровне подсознания начинают воспринимать эту технику, как обязательный аспект бытия. Но чем может обернуться влияние современных гаджетов на ребенка? Давайте попробуем разобраться, можно ли допускать детей к мобильным электронным устройствам и со скольки лет, а также действительно ли общение с гаджетами наносит вред малышу, и как его отучить.

Большинство родителей,  помнят веселые времена «настоящего детства». Уже практически с пеленок малыш начинает самостоятельно исследовать мир, протирая коленки ползунков, пытаясь забраться на стол за конфеткой, а дальше – копаясь в грязи, пытаясь отремонтировать велосипед, собирая рюкзак для путешествий и еще много, много увлекательного.

Раньше жизнь ребенка была полна «приключений», когда он мог сам постигать реалии мира. По мере взросления менялись и его увлечения. И если в четыре года – это помощь папе в гараже и маме на кухне, то в 10 лет – это кружки и всяческие секции по интересам. Такая жизнь каждый день наполнялась новыми открытиями, благодаря которым ребенок мог прочувствовать все нотки души и тела. В итоге мы получали, счастливое детство, бурлящую фантазию, элементарные навыки выживания и друзья.

Но что мы увидим, взглянув на нынешнее поколение? Уже в возрасте 1,5-2 лет мамы и папы вручают ребенку мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полчаса-час свободного времени. Таким образом, ребенок «привязывается» к технологическим изобретениям с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить его от них будет очень сложно.

В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство  родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия чадо получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу 2 или 10 — он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать или мотивировать. Согласитесь, многие современные детки начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже.

Отрицательные стороны общения с устройствами.

Начнем с того, какова функция родителей в воспитании ребенка? Основная задача это подготовить к условиям реального мира,  к выживанию. В результате это обучение, воспитание, забота об их безопасности и состоянии здоровья.  Специальная литература рассматривает воспитательный процесс как игру с ребенком, которая меняется по мере его взросления.  Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничивая полет его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом.

Выделим несколько основных отрицательных моментов, как вы думаете что это будет?

  1. Ухудшение зрения. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до 10 лет зрение восстановить не удастся.
  • детям от 1 года до 5 лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют;
  • в возрасте от 5 до 7 лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение 10 минут (максимум 20 на протяжении 24 часов);
  • ученикам 1, 2, 3, 4 и 5 классов разрешается без перерыва сидеть с гаджетами 10-15 мин. в день;
  • с 10 лет ребенок может допускаться на 20 минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.
  1. Малоподвижный образ жизни, это сказывается на позвоночнике и суставах, также склонность к накоплению избыточного веса.
  2. Задержка речевого развития. Как показали
    специальные исследования, в наше время 25 % 4х летних детей страдают нарушением
    речевого развития. В середине 70х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей
    того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6
    раз! Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,
    непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает
    другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и
    артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы
    ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные
    практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со
    взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа,
    не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких либо образов.
  3. Расстройства психической сферы. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту.

-Телевизор приучает нас к пассивному восприятию информации, так как мы сами ни вмешаться в ход действия, если при чтении книги нам приходится дополнять фантазии художника, то телевизионные программы не дают нам и этой возможности. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут
удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать,
схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых
впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и
короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не
понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые
хорошие детские книжки. Труднее становится находить общий язык с партнерами по игре, они не могут договариваться, решать спорные и конфликтные ситуации. При этом темы их игр лишены самостоятельности. Они чаще всего являются воспроизведением увиденного накануне по телевизору или в компьютерной игре, что свидетельствует о бедности воображения. Недостаток творческой активности отмечается не только в игре, но и на занятиях.

-Результат виртуального общения- у ребенка меняется мировоззрение, и он попадает под влияние путешествий в мире компьютерных технологий. Конечно, после таких увлекательных игровых эпизодов ребенку очень сложно возвращаться в реальный мир к урокам и своим обязанностям. Многие поступки и сюжеты увиденных сцен на мониторе дети переносят в настоящее, не понимая их вред и негативные последствия. Модель поведения формируется детьми на основании действий героев виртуального мира. В этом заключается основная проблема современных маленьких пользователей электронными девайсами – они перенимают навыки персонажей, большая часть которых является эгоистичными и агрессивными личностями, руководствующимися в действии только собственными желаниями и потребностями. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к тому, что дети перестают фантазировать. Они с трудом обобщают и анализируют информацию, хуже работают некоторые виды памяти.

-Повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда,
но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при
выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник
оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт
лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь
слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и
привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе
отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. 
И конечно же, проблема нашего времени – наркотики. 35% всех российских детей и
подростков уже имеют опыт наркомании, причём это число катастрофически нарастает. Но первый опыт зависимости появляется именно связи с экраном. Уход в наркотики –это яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности найти смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения – новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья».
Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в
полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно
очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача – не напугать в очередной раз ужасающей картиной падения нравов современной молодёжи, а понять истоки этих
тревожных явлений. Но неужели всему виной экран и компьютер? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана.

Вред постоянного общения с гаджетами также выражается в том, что у детей вырабатывается зависимость. Многие специалисты сравнивают такую зависимость с алкогольной и наркотической.

Положительные стороны.

В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:

  • Дети так устроены, что лучше всего познают мир именно с помощью игр. Игра – источник удовольствия и вполне естественное времяпрепровождение для малыша. Компьютер в данном случае – чудесная возможность совместить приятное с полезным. Ведь существует масса специальных игр, направленных на развитие интеллекта, памяти, моторики. Дети, проводящие по полчаса в день за такими познавательными играми, в результате имеют более устойчивую психику и лучше приспособлены к учебному процессу. Поэтому нерационально отказываться от благ цивилизации, полностью отгораживая ребенка от компьютерных игр.
  • Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правильно подобранные компьютерные игры в умеренных количествах не приносят никакого вреда, а могут оказаться полезными для развития важных навыков у ребенка – внимательности, усидчивости, сообразительности.

Режим работы.

1. Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном. 
2. Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет. 
3. После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

«Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети,
которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго.
Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа».

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?
1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически
нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и
реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в
нём, потому что…
2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично
организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не
видели» — и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а
зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что
движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким
уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже
болевые.
4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за
происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь
управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с
реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.
Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это
просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по
которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок
уже находится в зависимости от гаджетов:
1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день.
2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на
пользование гаджетом.
3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет
4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение
взять гаджет.
5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид
деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности.
6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в
общении.
Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это
действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители
могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это
приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по
причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать
как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или,
когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка
из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён
значительный ущерб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

Консультация для родителей "Влияние сказок на психическое здоровье детей"

В данной консультации даны советы родителям, как влияют сказки на психическое здоровье детей....

Консультация для родителей "Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей".

Влияние закаливания,   на укрепление здоровья детей...

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».

Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.3. Способствовать выработке новых навыков взаимодей...

Мероприятие в рамках краевой акции «Большое родительское собрание» на тему: «Влияние гаджетов на психологическое здоровье детей».

Цель: сформировать у родителей представление о влиянии современных гаджетов на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на до...