Статья. Проявление гнева у ребенка и как на него правильно реагировать взрослому
статья

Самодахова Ксения Вячеславовна

Эта статья обращена к родителям и законным представителям с целью помочь взрослому наладить контакт в непростой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_i_metodich_razrabotka.docx162.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проявление гнева у ребёнка и как на него правильно реагировать взрослому

Самодахова
Проявление гнева у ребёнка и как на него правильно реагировать взрослому

Ребенок кричит, дерется, кусается, ломает вещь. Все это проявление гнева. Родителям очень тяжело видеть своего ребенка в этой роли. Жалобы воспитателей в детском саду или учителей в школе загоняют в тупик, заставляют думать, что с вашим ребенком что-то не так, что вы – плохая мать (отец) и что с этим делать совершенно не понятно. Давайте разберёмся с этим состоянием. Во первых стоит понять тот факт, что испытывать гнев-это совершенно нормально. Эволюционное значение гнева состоит в мобилизации энергии для активной самозащиты человека. Гнев имеет различный спектр своего проявления: раздражительность как слабый гнев и ярость как сильный. Он сопровождается приливом сил, энергии, в кровь выбрасывается адреналин, что способствует мобилизации всей энергетической системы организма, повышая уверенность в себе, уменьшение страха в ситуации опасности. В нашей культуре не принято выражать сильные эмоции, тем более "отрицательные", какой считается Гнев. Поэтому очень часто у ребёнок уже с ранних лет эта эмоция под запретом. Очень часто родители реагирует на гнев ребёнка также гневом, что усугубляет ситуацию и подавляет ребёнка. Что же делать? По мере взросления в семьях где на выражение негативных эмоций наложен запрет, неотреагированные эмоции тяжелым грузом оседают в душе и мешают здоровому развитию. Организм человека всегда стремится к балансу. Дети, не получившие навыка здорового и адекватного проявления этой нормальной человеческой эмоции, могут выражать свои гневные чувства порой самыми немыслимыми способами, вредными для них же самих, и для окружающих. Например, причиняют себе то, что хотели бы сделать другому, направляют свою энергию внутрь, а не наружу, чаше всего это выражается болями в животе (при этом врачи не диагностируют никаких функциональных нарушений) или нанесении себе царапин, укусов и п. т. Ребенок также может пытаться подавить свой гнев, однако энергия остается и ей необходимо «найти выход». Тогда ребенок дерется, щипается, толкается, обвиняя при этом других. На какое-то время ему становится легче, но потом ситуация повторяется. Бывает, что дети выражают эмоции в форме энуреза (недержание мочи) или же детям снятся кошмары. Иногда, напуганные мощью внутренней волны гнева, дети уходят в себя, пытаясь сохранить свою целостность, и становятся одинокими, тихими, замкнутыми, холодными. Именно из гнева произрастает большинство проблем, которые приводят детей и их семьи в кабинет психолога.свои сильные негативные чувства родителям ни в коем случае подавлять нельзя: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Ребенок, даже если вы молчите, по позе, по взгляду, по интонации все понимает.

Как же правильно говорить о своих негативных чувствах?

Важно говорить о своих негативных чувствах так, чтобы не вызвать ответную негативную реакцию, иначе будет конфликт, ссора. Для этого нужно, во-первых, говорить от первого лица (Я, мне и т. д.) и, во-вторых, говорить о своих чувствах, а не о ребенке, не о его поведении. Например, «Я раздражаюсь, когда вижу разбросанные игрушки» или «Меня расстраивает беспорядок в комнате», вместо «Опять ты разбросал все игрушки!

На первом этапе необходима легализация гнева. Начать следует с признания того, что эта эмоция существует, что у нее довольно большой спектр от раздражения и досады до ярости. Часто дети, которые долго подавляли злость имеют сложности на этом этапе – они не понимают, не осознают свои эмоции.

Можно предложить ребенку составить списки «Что тебя раздражает?» или «Что вызывает грусть?» и т. д. Важно на этом этапе постараться не критиковать ребенка.Для баланса лучше составлять сразу два списка с противоположным полюсом: «Что тебя раздражает в школе (садике) больше всего? А что тебе нравится в школе (садике) больше всего?». Такое несложное упражнение позволяет ребенку понять, что его чувства могут существовать, о них можно говорить и при этом родители не отвергнут тебя. Второй этап работы с гневом стоит начинать только в том случае, если ребенок успешно прошел первый – он понимает и распознает свой гнев. Может сказать, что сейчас он чувствует злость или гнев, или ему досадно. На этом этапе родители обучают своего ребенка эффективным способам выражения гнева.

Итак, ребенок должен сначала распознать чувство – понять, что он злится, затем ему необходимо принять свой гнев как норма «Злиться – это нормально» и только после этого выбрать подходящий вариант выражения гнева. Детей постарше слелует учить вербализовать свой гнев, т. е. выразить свои чувства словами точно так, как это научились делать родители. Старайтесь не критиковать, не обижаться на чувства ребенка. В психологии считается, что одна из главных задач родителей заключается в «отражении» и «контейнировании» чувств ребенка. Это означает, что для того, чтобы в будущем выросший ребенок мог понимать что он чувствует, что хочет от жизни ему необходимо учиться этому с детства. Бывает так, что родители являются для ребенка эдаким «кривым зеркалом». Например, ребенок упал, ободрал колено, плачет, а мать улыбается и говорит, что все отлично, ребенок «учится непонимать» себя, потому что только через взрослых ребенок учится распознавать и понимать свои чувства. «Отражать чувства» в данном примере значит проговорить «Ты упала. Тебе страшно и больно», а контейнировать эмоции звучало бы как «Ты злишься на мальчика, который толкнул тебя». После этого обычно следует всплеск гневных эмоций (плач, мама их спокойно принимаем столько времени, сколько это потребуется ребенку (берет на руки, обнимает).

Следующий трап. Научит выражать свой гнев не причинив вред другим. ребенка следует обучить следующим конструктивным способам выражения гнева: например, если ребенок маленький (2-4 года, ему можно предложить потопать ногами или побить подушку (вместо брата, например, который рассердил).Сопровождать это можно словами: «Ты злишься. Это нормально. Драться нельзя. Мы можем побить подушку или порвать газету». Делайте это вместе, пусть он видит пример, учится выпускать пар «без жертв».Научив ребенка правильно распознавать и выражать свои чувства, вы подарите ему возможность развиваться в принимаемой, любящей среде, где его чувства признают и уважают. Такие дети лучше понимают чувства родителей, их эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как правильно реагировать на истерики ребенка 2-3 лет"

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем - тогда учите его говорить....

Приступ истерики у ребенка. Как правильно реагировать.

Данная статья будет интересна родителям и педагогам детей дошкольного возраста. В ней раскрываются основные причины истерик у ребенка и способы грамотного реагирования на них....

Как научить ребенка 1-2 года правильно реагировать на слово "нельзя"

Как научить ребенка 1-2 года правильно реагировать на слово "нельзя"...

Консультация для родителей "Как научить ребенка 1-2 года правильно реагировать на слово "нельзя".

Данная консультация  поможет  в воспитании детей раннего возраста....

Как помочь ребенку правильно реагировать на обзывалки…?

Очень часто родителям приходится сталкиваться с проблемой, когда ребенок приходит из детского сада и сообщает о том, что его обзывают. Ребенок, конечно, огорчен, расстроен и не понимает, почему другие...