Рекомендации для родителей "Стихи и потешки для развития мелкой моторики"
картотека (младшая группа)

«Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_dlya_roditeley.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Рекомендации для родителей

«Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                 Подготовила:

Ночевная Светлана Сергеевна

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии  психологических наук была подтверждена связь интеллектуального  развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Сорока (русская народная потешка)

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашку варила,

Детишек кормила. (Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому дала,  (По очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: (Мизинец не загибать).

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

Солнышко

Свети, свети, солнышко(поднимите руки с растопыренными веером пальцами, ладони поверните к себе),

На зеленое полюшко(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке),

На белую пшеницу(тем же пальчиком по очереди загните остальные пальцы левой руки),

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Десять внучат

У нашей бабушки (руки сожмите в кулаки)

Десять внучат (разожмите кулаки и покажите 10 пальцев).

Две Акульки сопят в люльке (пошевелите мизинцами),

Две Аринки спят на перинке (пошевелите безымянными пальцами),

Две Аленки глядят из пеленки (пошевелите средними пальцами),

Два Ивана на лавках сидят (пошевелите указательными пальцами),

Два Степана учиться хотят (пошевелите большими пальцами).

Десять внуков (покажите 10 пальцев)

А бабушка одна (прижмите ладони к груди).

Ай, ду-ду!

Пойте потешку и одновременно пальцами имитируйте игру на дудочке: кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообразные движения.

 Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная.

Солнышко-ведрышко,

Солнышко (поставьте вертикально ладони рук и растопырьте пальцы, как лучики)

Ведрышко (сложите ладони чашей),

Выгляни в окошечко (сложите ладони домиком и загляните под них, как в окошечко).

Твои детки плачут (прикройте лицо ладонями),

По камешкам скачут (постучите кончиками пальцев по коленям).

На дворе

Наши уточки с утра (сложите пальцы обеих рук щепотью, большой палец находится напротив всех остальных — получится раскрытый «клюв») —

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда (открывайте и закрывайте «клюв) —

Га-га, га-га.

Наши гуленьки вверху (поднимите руки вверх и помашите кистями) —

Гу-гу, гу- гу

Наши курочки в окно (стучите указательными пальцами по столу, как курочка клювом) —

Ко-ко, ко-ко.

А как Петя-петушок (спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны)

Рано-рано поутру

Нам споёт «ку-ка-ре-ку» (взмахните руками, как крыльями и прокукарекайте)!

 Зайцы

Скачет зайка косой (правой рукой изобразите скачущего зайчика; для этого сожмите кулак а указательный и средний пальцы выпрямите — это ушки; покачивайте рукой вверх-вниз)

Под высокою сосной (выпрямите и растопырьте все пальцы, изображая дерево).

Под другою сосной (левой рукой изобразите дерево)

Скачет зайка другой (левой рукой изобразите зайчика).

Коза и козленок

Идет коза рогатая (изобразите рога с помощью указательного пальца и мизинца правой руки),

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит (изобразите колокольчик —пальцы правой руки соберите щепотью и опустите вниз),

Колокольчиком звенит (покачивайте «колокольчиком»).

 Лошадки

По дороге белой, гладкой (все пальцы ритмично «скачут» по столу).

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок-цок, цок-цок —

Скачет резвый табунок.

На горе лошадки

Ой, ребята, та-ра-ра (один кулак поставьте на другой)!

На горе стоит гора (ставьте кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками; соблюдайте ритм).

А на той горе лужок,

А на том лужке дубок.

На лужок

На лужок прыгали зайчата (перечисляя животных, правой рукой загибайте по одному пальцу на левой),

Медвежата и бельчата,

А лягушата и енот (покажите кулак).

На зеленый на лужок (шагайте» указательным и средними пальцами правой руки по столу).

Приходи и ты, дружок!

 Мальчики

Большаку дрова рубить (покажите кулак; по очереди, начиная с большого, разгибайте пальцы из кулака),

А тебе воды носить,

А тебе печку топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь.

Родных братьев потешать(вытяните ладонь перед собой и пошевелите всеми пальцами).

 Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке (спину выпрямите, голову поднимите, руки прижмите к груди, как лапочки).

Продаёт она орешки:

Лисичке — сестричке (правой рукой загибайте по очереди пальцы на левой руке),

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок (погладьте себя по шее),

Кому в платок (протяните вперед обе ладони)

Кому в лапочку (протяните вперед одну сложенную чашечкой ладонь).

 Лесенка

Я иду наверх (левую ладонь поставьте перед собой вертикально, пальцы раздвиньте; пальчики играют указательным пальцем правой руки но очереди прикасайтесь к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням лесенки),

Я спускаюсь вниз (указательный палец «спускается» но пальцам левой руки вниз от большого к указательному).

 Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,

взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите игру  весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

  В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии...

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений...

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей) ...

Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...