Консультация "Развитие связной речи детей через игру в домашних условиях"
консультация

Ольга Николаевна Анисимова

Дети, не посещающие детский сад, не включены в систему работы над связной речью, организованную педагогами ДОУ, а значит, решением этой задачи должны заниматься родители. Как родители могут помочь? Ответ на этот вопрос вы найдёте в данной консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Консультация для родителей

«Развитие связной речи детейe3318703f69f62a23e572930daf48a21.jpg

через игру в домашних условиях»

Учитель-логопед Анисимова О.Н.        

Троицк 2020

      Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

         В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи у детей дошкольников. Дети, не посещающие детский сад, не включены в систему работы над связной речью, организованную педагогами ДОУ, а значит, решением этих задач должны заниматься родители. Однако в современных условиях, при напряжѐнном ритме жизни, в семье речевому развитию ребѐнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребѐнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребѐнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его  речи,  нежели  на  оформление — связность,  словарный  запас, грамматические ошибки. В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и  последовательно  излагать  содержание  своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развѐрнутый ответ. Как же могут родители помочь своему ребѐнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно всѐ, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребѐнка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребѐнку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой

величины?" Следите, за тем, чтобы ребѐнок отвечал полным предложением.

Также  ребенок  учится  сравнивать,  обобщать,  понимать  значение  слов

"ширина",  "высота",  "длина",  "высокий",  "низкий".  Можно  использовать

привлекательные  для  ребѐнка  игрушки.  Например,  предложить  для сравнения  две  куклы  и  две  машины.  Сначала  ребѐнку  необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще даѐтся описание различий, чем сходных признаков. Таким  образом,  называя  самые  разные  признаки  предметов,  вы побуждаете развитие связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Упражнение "Диалог"

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый:

Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

 Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

Сюжетно –ролевая  игра «Рассказчики»

Вместе с ребѐнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всѐ увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребѐнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий  или  высокий?".  Игра  способствует  развитию  активной  речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера? Вместе с ребѐнком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали,  о  чем разговаривали.  Фиксируйте  внимание на  деталях.  Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Сюжетно–ролевая игра "Профессии"

С  помощью  этой  игры  у  ребѐнка  будут  формироваться  элементы

ролевой игры, вырабатываться речевая активность. Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно  играть  в  доктора,  парикмахера,  шофѐра,  продавца.  Разложите  в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?" Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например:  "Я  врач".  Уточните  у  ребѐнка,  какими  инструментами  он пользуется и для чего они нужны. Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе? Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в

белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и

лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

Сюжетно – ролевая игра "Коллекция"

Действенным способом в процессе    усвоения детьми слов, обогащающих  качества  предметов  (конфигурацию,  цвет  величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством. Начинаем работу     с     классификации     игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:

- подбери все машины;

- подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

- подбери все шарики;

-принеси все кружки.

Геометрические  фигуры по цвету (принеси  все  синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

После подбора каждый коллекционер расхваливает свою коллекцию.

Игра "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы. Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной? В  зависимости  от  активности  ребенка  его  участие  может  быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, в неконтекстные, не связанные с общей темой.

Игра "Назови действие"

Ребѐнок называет слова, обозначающие действия. Вам понадобится картинный материал и вопросы. Ребѐнку задают вопросы:

- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). Что делает щенок? Что делает птичка?

Игра "Повтори скороговорку"

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они

позволяют  отрабатывать  навыки  правильной  и  четкой  артикуляции,

совершенствовать плавность и темп речи.

" Выучи стихотворение"

Разучивание  стихов  является  средством  закрепления  правильного

звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения  нужно  учитывать  речевые  возможности  ребенка.  Сначала нужно  проговаривать  каждую  строчку  стихотворения.  Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

"Загадки"

Отгадывание  загадок  активизирует  словарь  детей.  Ребенок  учится

выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей,  тренируют  внимание  и  память,  развивают  наблюдательность  и логическое мышление.  В  процессе  отгадывания  загадок  детям  следует задавать  наводящие  вопросы.  Многие  загадки  рекомендуется  заучить наизусть.

Игра "Посмотри, что увидел, расскажи"

Упражнение  направлено  на  развитие  связной  речи  и текстообразования. Ребенку  показывается  картинка,  которую  ему  нужно  внимательно рассмотреть.  Через  некоторое  время  картинку  убирают.  Затем  ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?" Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно,  сначала  ребенок  дает  краткие  ответы:  "Видел  девочку".  Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова  посмотреть  на  картинку.  Если  и  при  непосредственном просматривании  картинки  ребенок  затрудняется  с  описанием,  следует ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок: Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем  больше  вопросов будет  задано,  тем  лучше  будет  подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"

Для  начала  следует  предложить  ребѐнку  послушать  описание  и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь  — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее". Затем  можно  предложить  ребѐнку  описать  его  любимую  игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребѐнок.

          Как  мы  видим,  ежедневное  общение  родителей  с  ребѐнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения  и настойчивости,  немного  изобретательности  и  родительского внимания, — и ваш ребѐнок придѐт в школу с хорошо развитой речью.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей с ОНР в домашних условиях

Связная речь дошкольника с ОНР формируется с трудом и без помощи специалиста вряд ли будет соответствовать норме к моменту начала обучения в школе.. Но родители не должны забывать,  что нель...

Консультация для родителей по развитию связной речи детей с ОНР в домашних условиях

  В материале консультации имеются рекомендации по развиию связной речи детей с ОНР  в повседневной жизни....

Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»,

laquo;Развитие связной речи дошкольников через игру».Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО», ко...

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться н...