"Малые фольклорные жанры в развитии детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Кузина Надежда Александровна

Консультация для родителей
 

Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста.

Фольклор способствует развитию речи детей.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, игры, сказки.  .

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта.

Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, что позволяет  мне быстро найти эмоциональный контакт с детьми и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_malye_folklornye_zhanry.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

«"Малые фольклорные  жанры в развитии детей раннего возраста "»

Консультация для родителей

Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста


Фольклор способствует развитию речи детей.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, игры, сказки.  .

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта.

Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, что позволяет  мне быстро найти эмоциональный контакт с детьми и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале.

Загадка.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Перед тем как загадать детям загадку, я перед ними выставляю  игрушку или показываю картинку с нужным предметом, благодаря этому дети быстро называют отгадку.

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок).

* * *
Мохнатенькая, усатенькая, 
Молочко пьет, песенки поет. 
(Кошка)

.

Заклички, колыбельные песни.

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, я обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные песни, скороговорки.

Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!


Солнышко, появись!

Красное нарядись!

Чтобы год от года была у нас погода!


Дождик, дождик,не дожди ,

Дождик, дождик, подожди .

Дай дойти до дому ,
дедушке седому.

Потешки, пестушки.

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Тише, куры, не шумите,

Мого Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Выбирая потешки, необходимо обращать внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям.

.

Чтобы восприятие потешек и пестушек было интересным и простым, я использую в своей работе   игрушки и пальчиковые игры. Знакомя малышей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька – мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка», я привлекаю их к подражанию крику птиц, животных.

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используются их имена, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки боли

У вороны боли

А у Танечки заживи.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?


Игры.

Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Наверное, поэтому дети их так любят.

«Хлоп, хлоп топ, топ, убегай не зевай», «Я — хитрая лисица»,

«Коза рогатая».

Около завалинки.

Быстро скачет зайка –

Ты его поймай-ка.

Русские народные сказки.

На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое

внимание уделяю русским народным сказкам.  Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как волчок серый бочок, лягушка-квакушка, коза-дереза и другие.

 После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание.  Вопросы во время беседы использую разнообразные. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какая лиса  в сказке «Колобок» по характеру? - хитрая - говорят дети.

5. Вывод.

.   Я считают, что потешки, колыбельные песни, загадки и сказки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста

Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие о...

Влияние малых фольклорных жанров на развитие детей раннего возраста

Материал помещен для ознакомления родителей о самом первом взаимодействии с ребенком, о том, как колыбельные песенки влияют на развитие ребенка и на его эмоциональное состоятие....

Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....

О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста

Организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и т. д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные....

Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста».

Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста»....

Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"

Консультация для родителей  "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"...

О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт....