Семинар для родителей "Поиграй со мною мама"
консультация

Овсянникова Светлана Викторовна

семинар-практикум для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou.docseminar.docx433.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132»

г. Воронеж

Семинар-практикум

«Поиграй со мною мама»

(для родителей Лекотеки)

06.03.2020г

Подготовили:

педагоги-психологи

Костенко М.А.

Овсянникова С.В.

Цель: создание благоприятной, открытой обстановки, положительного, доверительного эмоционального фона родителей; психолого-педагогическая, эмоциональная поддержка родителей.

Задачи:

1. Осветить теоретические аспекты игровой деятельности ребенка;

2. Развивать партнерские взаимоотношения;

3. Создать ситуацию принятия своих чувств в сложившейся ситуации.

Материалы и оборудование: круглый стол (столы и стульчики), карточки «эмоции», лукошко с игрушками различной тематики.

Ход занятия:

Добрый день, уважаемые родители. Мы рады вас видеть! Поделитесь пожалуйста, с каким настроение вы сегодня пришли на семинар.

Игра «Мое настроение» (смайлики)

- А сейчас я предлагаю представиться друг другу, но не совсем обычно.

- Например, меня зовут Марина Александровна и я люблю музыку…, далее каждый называет свое имя и что любит на первую букву своего имени.

- Есть ли у вас определенные ожидания от сегодняшней встречи, не зная заранее темы семинара? (обсуждение)

Представление темы.

1. Вводная часть.

А сейчас я хочу вам рассказать восточную сказку…

Притча «Лотерейный билет»

Жил на свете человек, ничем особенно от других не отличался, но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью чуть ли не каждый день ходил он в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».

И так истово он молился сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже Архангелы. «Господи, да помоги Ты ему, - обратились они к Богу, - чего тебе стоит, а он еще больше в вере укрепиться». «Да помог бы я ему уже давно, сам смотреть уже не могу, как он убивается, - ответил

Всевышний, - только он бы хоть один билет лотерейный купил…

(обсуждение притчи)

Вывод психолога: «Мы с вами часто о чем-то просим, ждем помощи т.д., но при этом не замечаем и не делаем самого простого, что могло бы уже здесь и сейчас дать желаемые результаты и принести первые плоды. Например, мы хотим, чтобы наш ребенок в совершенстве знал все цвета, но при этом мы забываем показать их ребенку и назвать.

2. Теоретическая часть.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как же научить ребенка делать все то, что мы умеем делать сами в совершенстве. Как при этом не быть грубым, навязчивым и сохранить с ребенком дружеские взаимоотношения. А начнем разговор с игрушки и игры.

Приведем немного статистики. При опросе родителей детского сада большинство родителей ответили, что их дети любят играть и что игра играет важную роль в развитии детей. И это верно, ведь игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре происходит все «понарошку», «как будто», но в этой обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – это игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не продавец, врач, но чувствует себя обязанным помочь заболевшим персонажам, храбрым моряком и гордиться своими победами.

В игре ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Посредством игры ребенок познает мир социальных отношений, пытается управлять своим поведением, усваивает нравственные нормы, учится думать, помогает воспитывать целенаправленность.

Важно отметить, что большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам взрослых (мамы, папы, работе воспитателя и т.д.) Поэтому в играх воспитывается уважение ко всякому труду, формируются навыки самообслуживания, развиваются познавательные процессы.

Итак, в игре ребенок обучается:

1. Эмоционально «вживаться» в социальный мир взрослых людей;

2. Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий поступков;

3. Уважать себя и верить в себя;

4. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой-игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи.

Практика показывает, что дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем те дети, которые мало играли.

5. Свободно выражать свои чувства, переживать свой гнев, зависть, тревогу, беспокойство, агрессию, напряжение. В играх детские чувства  находят выход, ослабевают, что облегчает реальные взаимоотношения с детьми и взрослыми.

В процессе роста, развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игр. При этом более простая игровая деятельность не исчезает, а остается доступной и в последующие годы жизни. Для каждого возрастного периода развития ребенка характерен определенный вид игры. Рассмотрим этапы игровой деятельности.

Хочется отметить, ребенок с ОВЗ, развиваясь, должен пройти все эти этапы формирования игровой деятельности, только с ребенком необходимо всегда быть рядом и помогать ему.

Этапы развития игровой деятельности:

Возраст ребенка

Вид игры

С 1.5 до 3 месяцев

Сенсомоторная игра-игра-расследование окружающего мира и своих физических возможностей. Ребенок производит одни и те же действия с предметами: тянет в рот, ощупывает, тянет в рот. Малыш пытается установить эмоциональный, зрительный, звуковой контакт со взрослым: улыбается ему  

С 6-7 месяцев

Появляются стереотипные движения: ребенок раскачивается из стороны в сторону, стоя в кроватке, стучать рукой по столу, бросать предметы на пол.

С 9 до 12 месяцев

Предметно-игровая деятельность-игра-подражание. Выражается в многократном воспроизведении действий или слов окружающих. Действия ребенка становятся предметными, направленными на достижение цели в реальной ситуации.

С 1 года до 2 лет

Символическая игра-специфические действия с игрушками, предметами в искусственно созданной взрослым (ребенком) ситуации: пьет из чашки, кормит куклу.

Ребенок объединяет отдельные функциональные игровые действия в связанные сюжетные последовательности. Сначала он совершает всего по два последовательных действия (пр. нагружает кубики в машину и возит ее)

С 2 лет

Конструктивная игра (плоскостное, объемное конструирование). Начиная с 2.5-3 лет, ребенок может совершать уже 3-4 последовательных  действия (пр. сначала кормит куклу, потом раздевает ее и затем укладывает спать)

С 3-4 лет

Начинает формироваться и развиваться сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игре начинает договариваться о распределении и принятии ролей с другими детьми или взрослыми. Ребенок может и играть один, но сразу за несколько персонажей. Появляются половые различия в игре. Исполнение определенной роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения. Ребенок начинает с удовольствием участвовать в подвижных играх, играх с правилами.

3. Практическая часть.

Игра «Три лица»

Инструкция. Участники сидят по кругу. Психолог объясняет правила: «Я покажу вам сейчас три выражения лица. А вы будете подражать мне. Сначала я вам покажу печальное лицо… Вспомните, как выглядит печальный человек… А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Теперь я покажу вам свирепое лицо. Представьте, как выглядит лицо свирепого человека. Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки… И третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руки к сердцу.

- Вы поняли, как выглядят эти лица?

Давайте попробуем еще раз продемонстрировать все эти три эмоции.

Сейчас вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я досчитаю до трех, вам надо быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы не сговариваясь заранее, показать одно и тоже выражение лица.

Педагог-психолог дает парам возможность еще немного потренироваться самим. Затем пары объединяются в четверки.  Каждая пара в четверке должна шепотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и по команде начинают игру.

В конце игры участникам предлагается нарисовать любое выражение лица, которое понравилось показывать больше всего. А также нарисовать ситуацию из жизни, которая подходит к этому выражению. Затем каждый участник показывает свой рисунок и рассказывает о нем.

Вопросы для обсуждения:

- Понравилось ли вам упражнение?

- Трудно ли вам было показывать чувства?

- удавалось ли паре показывать одинаковые лица?

- Комфортно ли вы ощущали себя в группе?

- Как вы сейчас вы себя чувствуете?

Вывод педагога-психолога:

«В этом упражнении мы с вами увидели, что. Не разговаривая друг с другом, очень сложно почувствовать, предугадать состояние, чувства, эмоции другого человека. И как становится приятно, когда это удается делать. Появляется ощущение единства, понимания и принятия».

Игра «Лукошко»

Инструкция: участники сидят по кругу. Педагог-психолог проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные игрушки. Каждый участник берет из корзины понравившуюся игрушку. Задача: придумать ассоциацию к выбранной игрушке, найти какую-либо связь между ней и понятием «игра», назвать несколько действий, которые можно выполнить с этим предметом. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что игра должна быть распространена по всему миру среди всех детей. Мяч можно кидать по кругу…»

Вопросы для обсуждения:

- Понравилось ли вам упражнение?

- Трудно ли было придумать ассоциации?

- Узнали ли вы что-то новое?

- какое сейчас у вас настроение?

Вывод педагога-психолога: «Это упражнение очень увлекательное, оно развивает фантазию, творчество, открывает множество способов использования различных предметов, с которыми мы сталкиваемся в обычной жизни. Это упражнение легко выполнить вместе с ребенком. Оно сближает и создает хорошее настроение».

4. Притча Ш. Амоношвили

"Однажды мой сын спросил у меня: "Папа, сколько ты зарабатываешь за час?" Я ответил раздраженно: "А зачем тебе это знать???" Сын сказал: "Я очень хочу это знать, мне очень нужно, пожалуйста, скажи...." "Если тебе так нужно, то хорошо. Я зарабатываю 500 рублей в час." Сын опустил голову: "Ого..." (я увидел на его глазах слезы) "Папа, можешь мне одолжить 200 рублей? Ну пожалуйста!"- сказал он. Я дико разозлился: "Если ты меня расспрашивал только чтобы попросить денег, чтобы купить себе игрушку или другие глупости, то убирайся в свою комнату и ложись спать. Я тяжело работаю ради тебя каждый день и вот твоя благодарность!". Мой малыш тихо пошел в свою комнату и захлопнул за собой дверь. Примерно через час или около того, я успокоился и задумался: "Может ему и правда что-то нужно. Он так редко просит денег. Зачем я психанул.. мне же для него ничего не жалко". Я зашел в комнату сына: "Ты спишь, сынок?" Сынок ответил: "Нет папа, не сплю". "Я подумал, что, наверное, я был слишком строг к тебе. У меня был длинный и тяжелый день. Я в таком стрессе и перегрузе... Прости, я сорвался на тебя. Вот 200 рублей, которые ты просил...». Сынок крепко обнял меня: "Спасибо папочка!" Потом он залез под подушку и вытащил оттуда несколько смятых купюр. Он пересчитал их и с улыбкой сквозь слезы протянул мне зажатые в детской ладошке деньги: "Папочка, вот 500 рублей. Могу ли я купить час твоего времени? Пожалуйста, приходи домой завтра пораньше. Я так мечтаю поиграть с тобой в футбол..." Я был потрясен. Закололо в сердце. Я обнял сына и попросил у него прощения. В тот вечер я впервые за несколько лет плакал. И принял решение изменить свою жизнь, чтобы в ней оставалось место не только на работу, но и на то, что ВАЖНО.

(обсуждение)

4. Рефлексия

- С каким настроением вы уходите с этой встречи?

- Было ли что-то, что не понравилось и бы хотели об этом сказать?

- Что было для вас сегодня интересным, нужным, полезным?

И в завершении нашей встречи, мы хотели бы обратится к высказыванию В.А. Сухомлинского: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».

Спасибо!

C:\Users\koste\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20200306-WA0002.jpg

C:\Users\koste\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20200306-WA0003.jpg

 

C:\Users\koste\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20200306-WA0004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Поговори со мною, мама"

Цель: ознакомление родителей с особенностями развития речи и психических процессов детей 4-5 лет, играми и упражнениями, направленными на развитие речевых и неречевых психических функций у детей...

Семинар-практикум "Поговори со мною, мама!"

Для родителей детей средних групп, учитель-логопед совсестно с педагогом-психологом....

Семинар - практикум для родителей: "Поговори, со мною мама"

семинар направлен на осмысление родителями взаимоотношений со своими детьми...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Семинар практикум " Поговори, со мною, мама!"

Данный материал поможет ознакомить родителей как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни ; дать знания о приёмах более эффективного общения с де...

Обучающий семинар для родителей по играм В.Воскобовича «Поиграй со мною мама»

Семинар проводится с целью ознакомить родителей с развивающими играми В.Воскобовича...