Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника
консультация

Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семью часто называют колыбелью человеческой личности. Именно в семье человек рождается и возрастает не только физически, но и нравственно. Учится различать лица и имена своих родных и близких, видеть и понимать явления природы и мира людей, а через них узнавать о прошлом и настоящем своей Родины.

И главный помощник ребенку в этом непростом деле – язык, вернее, живая родная речь.

Одной из психологических особенностей дошкольного возраста как раз и является чуткое до максимализма отношение к речи, особенно к ласковым или обидным словам, высказанным не только в адрес самого ребенка, но и узнаваемым им в разговорах взрослых людей.

Поэтому так важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых негативных высказываний, унизительных обращений и сравнений, несущих скрытую или явную угрозу.

Проводившиеся исследования в области лингвистической психологии убедительно показывают, что маленькие дети, слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму.

Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечения их внимания, если родители слишком заняты своими делами, заботами и конфликтами и по этой причине не уделяют своим детям должного внимания.

Научно обоснованным фактом является и то обстоятельство, что чувство тревожности и недоверие к миру у детей из семей, в которых регулярно используются бранные грубые выражения (даже если эти семьи внешне вполне благополучны) выше, нежели у их сверстников, в семьях которых таких негативных слов стараются не употреблять

Ребенок усваивает речь, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Если вы ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью. Взрослые обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты: бережно относиться к слову, к собеседнику, знакомить с правилами речевого общения.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной вежливости.

Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем содержание высказывания.

Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма вежливости, показатель внимания к людям, способствует установлению контакта, настраивают на нужный лад.

Приучайте ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п. Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма гарантирует успех.

«Волшебное слово» - меткое выражение, известно нашим детям.

Но все ли им пользуются? Напоминайте ребенку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или иной просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и «спасибо», которое ребенок должен усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило.

Но с четырех лет дети должны говорить взрослому «Вы».

В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на «Вы». Эта устаревшая форма, почти не встречается в наше время.

Все зависит от желания старшего поколения.

В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа» не избегая, конечно, и ласкательных форм: «мамочка», «папочка». А родители своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка».

Необходимо посоветовать, своему ребенку, использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста», «извините, пожалуйста» - затем изложить свою просьбу или вопрос.

Мы все стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любой обстановке, любой речевой ситуации, чтобы наши дети вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми

В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит в другом личность. Когда на ребенка кричат, он считает, что его не любят, не считают за человека. Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость.

Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

По данным научных исследова­ний, сегодня физическим воспи­танием детей интересуется не более 20% родителей. При этом абсолютное большинство пап и мам хотят, чтобы их дети  вырос­ли здоровыми, пол...

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

Абсолютно все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии....

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

 Абсолютно все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии. Смогли достойно реализовать свои и, что немаловажно, родительские нужды и чаяния. Вместе...

Консультация на тему: «Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников».

Консультация на тему: «Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников»....

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

Абсолютно все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии. Смогли достойно реализовать свои и, что немаловажно, родительские нужды и чаяния. Вместе с тем, как п...

Консультация для родителей " Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников"

Абсолютно все папы и мамы хотят, что бы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии.Смогли достойно реализовать свои и, что немаловажно, родительские нужды и чаяния......