Консультация для родителей. «Семейные праздники»
занимательные факты

Пагиева Сабина Юрьевна

Семейные традиции и праздники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii_i_prazdniki_1.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Семейные традиции и праздники

Семья – это родной дом, где полагается начало жизни, а дом в дом в старину считался священном местом- символом защиты от бед и тепла родного очага.

Семейные отношения строились на народных и православных традициях. Человек не принадлежал сам по себе. Он принадлежал роду ( семье).  Каждый должен иметь свою семью. Чтобы продлить род: чем больше детей, тем больше род. Дети принадлежали к роду родителей , но дочь. Выходя замуж. Переходила в род мужа, тогда и зародился обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия- это знак рода.

Поддержание добрых взаимоотношений в семье  считалось более важным. Чем материальное благополучие. Это проявляется и в традициях: накрывание  стола скатертью, общая трапеза, чаепитие, помощь старшим,  об этом свидетельствует и пословица: « в семье лад, так нее нужен клад».

Дети считались основным богатством семьи. Ими гордились, говорили: « Образцовая семья- многодетная семья». Предки считали: « Семья сильна, когда над ней крыша одна»- поэтому несколько поколений жили вместе.. обстановка избы была простой . случайных предметов не было. Входя в избу, надо было поклониться хозяевам. Показать уважение.  Печь занимала  пол-избы. Правый угол от печки назывался « бабий кут», здесь стояла прялка; самое почетное  место в доме назывался « красный угол», там висели иконы.

Обряд, связанный с рождением ребенка, назывался « родины». Появление ребенка в семье было радостным событием. ему  пели родинную песню, в нем отражался весь мир.

Первым по традиции ребенка на руки брал отец. Он укутывал его в косматый тулуп. Чтобы дитя не испытывало в жизни нужду. Первое купание также сопровождалось особым обрядом: в ушат клали уголек из печи, зернышки, денежку- привыкай, новый  человек, к домашнему очагу. Будь всегда сыт и благополучен.

В крестьянской семье взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке. Традицией являлась колыбельная- песнь матери, которую ребенок слышал с первых дней жизни. Каждое слово в песне- заветное, это напутствие ребенку на жизнь передавалось из рода в род.

Наши предки называли женщину « берегиня»- она хранительниц домашнего очага и детей от бед. Образ матери  формировался с первых дней жизни ребенка: колыбельные, спетые матерью, рассказанные ею сказки . поговорки, выпеченный ее руками хлеб, вышитая скатерть, ее поведение имели огромную нравственную ценность- приобщение к родной культуре. Стремление дать ребенку жизненные ориентиры задолго до того, как он будет осваивать мир самостоятельно.

С пяти-шести лет положение детей в семье менялось.. их последовательно вовлекали в трудовую жизнь семьи. У ребенка  появлялись первые настоящие орудия труда, его учили помогать в доме, поле, огороде. Все трудились с детства. Не перекладывая свои обязанности на других, заботились друг о друге. Дети ходили за ягодами и грибами в лес, старшие учили  их ориентироваться на местности. Бережно относиться к природе- не кричать в лесу, не ломать ветки. Не разорять птичьи гнезда.

Дети понимали с ранних лет понимали , что хвалят тех, кто трудиться. Лентяев не любили. Над ними смеялись.

В семье все делали своими руками, умения передавались от поколения к поколению, любой труд был почетен: и взрослый и детский. Взрослые  в свободное время  мастерили игрушки на забаву детям, игрушек было мало, но дети берегли их. Подрастая, они мастерили их сами: мальчики вырезали зверей из чурок, девочки шили кукол. В народе  считали, что без дела нет радости.

Народ передавал жизненный опыт через фольклор, ремесла, игры, традиции, праздники, которые представляли систему правил поведения и взаимоотношений. Воспитание осуществлялось  всем миром: любой мог делать замечания ребенку, если тот нарушал принятые правила поведения.

Из поколения в поколение передавалось только то, что было важным в жизни: честно жить, не бросать друг друга в беде, уважать старших. Дети с ранних лет видели проявление искренности взрослых. Подражали им. Воспитание  в родном доме. В привычной обстановке среди утвари и одежды, украшенных оберегами с пожеланиями  добра и благополучия,- все это давало человеку запас жизненной энергии, душевного здоровья.

Окружающий мир, родная природа, домашний очаг- все это мы называем дорогим словом « отечество». Наше отечество   во все века хранили наши отцы, берегли его покой. Только зная  свое прошлое, можно понять настоящее и строить  планы на будущее.