Консультация для родителей: "«Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»
консультация (младшая группа)

Лапина Виолетта Львовна

Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina_v.l.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №63»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Консультации для родителей

«Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»

Подготовила воспитатель

 первой  младшей группы

Лапина В.Л.

«Экспериментально – исследовательская деятельность дошкольников»

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов

действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее

при других равных условиях будет его

творческая, исследовательская деятельность»,

Лев Семёнович Выгодский.


Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире. Его главная цель – «формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:

учимся видеть проблемы;

учимся выдвигать гипотезы;

учимся делать выводы и умозаключения.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно - экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;

развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;

умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;

создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности, и в первую очередь с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментированием и трудом. Труд может быть не связан с экспериментированием, но экспериментирование без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. 

Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. 

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Материалы для организации детского экспериментирования в группах младшего дошкольного возраста

Верёвочки для изготовления цветных льдинок.

 трубочки для коктейля.

 пластиковые стаканчики разного размера.

разноцветные воздушные шарики.

мыльные пузыри.

 камешки разного размера.

 полиэтиленовые пакетики.

 скорлупа орехов.

Вата.

 деревянные пробки.

Бумага.

Тряпочки.

 деревянные палочки.

 кусочки ткани.

Краски.

Песок.

 Вода.

Содержание экспериментальной деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Задачи:

1.  Углублять представления о живой и неживой природе.

2.  Знакомить детей со свойствами воды, песка и воздуха.

3.  Развивать у детей познавательную активность.

4.  Развивать память, мышление, речь.

5.  Прививать навыки культурного поведения в природе.

Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром, со снегопадом и т. д)

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа)

О способах исследования объекта.

О предметном мире.

Тема: «Вода»

 С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой.

В совместной деятельности дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, что вода может быть теплой си холодной : дидактические игры «Водяная мельница», «Холодно-тепло» с помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

 Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная. Так детям были предложены два стаканчика в одном из которых -- вода, а в другом – молоко. В оба стакана опустили ложечки. Вопросы к детям: «В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет?» «Почему?». Ответ: «Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет». Вывод: вода – прозрачная, а молоко нет. Так же мы проводили опыт по окрашиванию воды «Волшебные краски», опытным путём знакомились с тем, что некоторые вещества (соль, сахар) в воде растворяются и растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода не имеет запаха. Через дидактическую игру «Мамины помощники», дети узнали, что вода может впитываться в ткань.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой мы с детьми проводили различные эксперименты с песком. В процессе организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой песок – рассыпается и угощение не получается.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки с более отчётливыми очертаниями.

При очередном проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый песок – остаётся в ситечке.

Помимо этого мы с детьми проводили опыт с песком, на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Тема: «Воздух»

 В ходе игры-эксперимента «Буря в стакане» малышам было предложено вдохнуть ртом воздух и выдохнуть его через соломинку в стакан с водой. Дети увидели, что появляются пузыри, они были в восторге, так мои малыши узнали, что это выходит воздух мы им дышим.

Например опыт с соломинкой: предложила подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопрос: «Что вы почувствовали пока дули, откуда появился ветерок?» Вывод: люди вдыхают и выдыхают воздух.

Дала понятие о том, что нас окружает воздух, он невидимый. Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве помогла дидактическая игра «Поймаем воздух». Дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не видим, но он есть, т. к. их пакеты стали объёмными, но по-прежнему прозрачными.

Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

В ходе организованной совместной деятельности был проведён опыт «Лодочка плыви». Детям было предложено подуть на лодочки, при этом лодочки стали передвигаться, так дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

В одном из опытов дети опускали перевернутый прозрачный стакан с прикрепленной бумажной салфеткой в таз с водой, а вытащив стакан, видели, что салфетка осталась сухой, это воздух не пропускает воду в стакан.

Тема: «Камни»

Опыты с камнями «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму, а когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые. В ходе игры-эксперимента «Тонет-не тонет», дети пришли к вы воду, что камни тонут в воде.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.