Психологические особенности развития детей дошкольного возраста 1 г, 2г, 3 г.
консультация (младшая группа)

Лукашина Анастасия Михайловна

Возрастные кризисы.

Считается, что ребенок, не переживший, по настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста 1 г, 2г, 3 г.

Возрастные кризисы.

Считается, что ребенок, не переживший, по настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Кризис одного года.

Кризисный период, возникающий у ребенка в возрасте около года, проходят практически все дети. Большинство малышей к этому времени уже могут ходить, начинают говорить, делают попытки самостоятельно есть и одеваться. Зачастую, малыши капризничают в ответ на чрезмерную опеку родителей. Новые возможности позволяют ребенку впервые ощутить себя самостоятельным, но, оторвавшись от матери, он начинает бояться потерять ее, и старается не отходить от нее далеко. Как правило, девочки переживают этот кризис к полутора годам, мальчики - к двум.

Как вести себя родителям?

С началом этого кризиса не только ребенок, но и его родителиоказываются в непростой ситуации: все привычные методы воспитания, прекрасно действовавшие до сих пор, вдруг оказываются бесполезными и даже вредными. Однако, если отказаться от бесконечных запретов и потратить время на то, чтобы помочь ребенку овладеть новыми навыками, можно сохранить спокойствие и собственный авторитет в его глазах. Вместо того, чтобы останавливать носчщегося по комнате ребенка, испытывающего восторг от того, что теперь он может бегать, стоит поиграть вместе с ним в подвижную игру, переведя эту активность подальше от стен и острых углов. Если же необходимость запрета все таки возникает, то следует переключать любопытство ребенка на разрешенный способ взаимодействия с интересующим его предметом. Несложно научить малыша не рвать книжку, а перелистывать странички, не хватать, а только гладить котенка.

Как справиться с упрямством во время кризиса?

Годовалый ребенок проявляет упрямство (отказывается одеваться, гулять, есть) из-за того, что лишь таким образом он может проявить свою самостоятельность. Помощником родителейможет стать любая игрушка: кукла покажет, как нужно одеваться, плюшевый мишка- как укладываться спать, есть за столом. В результате каждого кризиса ребенок получает новые знания о себе и своих способностях, проявляет новые черты характера. И если кризис пройдет неудачно, то правильность развития нарушается.

Кризис двух лет.

В возрасте от полутора - трёх лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. Эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее.Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если реакция родителей на одно и тоже действие повторяется, то она фиксируется ребенком, как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждёт привычной реакции (разбил чашку - мама разозлилась). Если реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности. Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что - то не так и воспринимает это как опасность.Так что парадокс на самом деле вполне закономерен : ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности. Родителям нужно раз и навсегда определить список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных правил, поддаться жалости, как малыш тут же почувствует свою власть над вами. Важно понимать,какой метод наиболее подходит для вашего ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому

- мягкоее, но действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о своем поведении), третьему - нужны мягкие спокойные слова мамы,четвертому - уже не может обойтись без хорошего шлепка: ,Нет " на всё. Я обычно говорю,надо", беру в охапку и одеваю. И как это не странно, Но самым действенным методом признано отсутствие аудитории. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить ребенка одного а комнате.

Кризис трёх лет.

В период между двумя и тремя годами в поведении многих детей происходит резкая перемена. Послушные прежде малыши начинают капризничать, устраивать истерики, стараются все делать только самостоятельно и на всё отвечают,нет". Негативизм, своеволие и упрямство объясняются тем, что ребенок начинает осознавать себя, как самостоятельную личность и проявлять собственную волю. Для того чтобы дать малышу возможность выбора и при этом добиться своей цели, родители могут пользоваться вопросами - уловками. К примеру, перед выходом на прогулку можно спросить его, хочет ли он гулять на площадке, или сегодня стоит пойти погулять в парк. За столом можно спросить, из какой тарелки он будет есть суп из синей или красной. Упрямство и бурные истерики с бросанием на пол предметов и игрушек, криком и даже припадками удушья это нормальное явление для кризисного периода. Начинать беспокоиться родители должны только в том случае, если эти истерики приобретают постоянный характер и происходят по несколько раз в день. Истерику легче предотвратить, чем остановить. Добиться этого можно путем уговоров, объяснений, почему нельзя сделать то, чего требует малыш. Можно также переключить его внимание на что то другое. Родителям стоит задуматься, всегда ли следует добиваться послушания ради самого послушания. Самое главное не допускать, чтобы в результате истерики ребенок по нудил родителей сделать, как он требовал. Малышу нужно читать больше текстов, в которых обыгрывается переворачивание привычных ситуаций. Классический пример - ,Путаница " К. Чуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Особенности развития детей дошкольного возраста...

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста...

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое формирование детей происходит в дошкольном возрасте....

Презентация. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Психологические особенности  развития детей дошкольного возраста....

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматри...

Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного  возраста...