Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему

Яземова Юлия Викторовна

Психическое формирование детей происходит в дошкольном возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область

г. Новошахтинск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка»                                    

 города Новошахтинска

г. Новошахтинск, улица Воровского, 15 Тел: (86369) 20719

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Воспитатель: Яземова Ю.В.

Психическое формирование детей происходит в дошкольном возрасте. Который охватывает период от 3 до 6-7 лет. Ведущим занятием является игра. В этот период формируется  личность дошкольника. Выделяют три периода дошкольного возраста: младший (от 3 до 4 лет); средний (от 4 до 5 лет); старший (от 5 до 7 лет). Дошкольный возраст является возрастом начального становления личности ребенка. Это, очень нужный период в воспитании .

Мир ребенка в дошкольном возрасте уже прочно связан с другими детьми. Поэтому очень важно, чтобы дошкольник получал благоприятный навык сотрудничества и понимания с самого начала нахождения в дошкольном учреждении. И чем взрослее становится дошкольник, тем большее значение для него приобретает общение с детьми одного возраста .

Для дошкольников игра оказывается основным видом деятельности, но не потому, что сегодняшний ребенок, чаще всего большую часть времени проживает  в интересующих его играх, - игра вносит качественные изменения в психику дошкольника. Игровое действие носит признанный характер. Собственно в игре особенно ярко развивается знаковая функция сознания дошкольника.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и принимает на себя ту или иную роль действует согласно этой роли. В игре дошкольник в первый раз раскрывает взаимоотношения, присутствующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их функции и обязанности.

Игровой сюжет и игровая роль, обычно не планируется дошкольником, а рождается в зависимости от того, какой предмет попадется ему под руки.

Действия, свершаемые дошкольником, не повторяются долго, а одно действие сменяется другим. При этом действия осуществляются не ради самих действий, а чтобы показать четкое отношение к другому человеку согласно с взятой роли.

Игра учит дошкольника подчиняться четким правилам и организовывать передачу отношений между людьми. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых, дошкольники все больше присоединяются к пониманию коллективных функций людей и отношений между ними. В игровой деятельности особенно сильно развиваются психические качества и индивидуальные черты дошкольника. Так же в игре образовываются другие виды деятельности, которые потом обретут самостоятельное значение. При помощи игровой деятельности происходит формирование произвольности психических процессов. Благодаря этому у дошкольников в игре начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное внимание на развитие умственной деятельности дошкольника. Игра в большей степени содействует тому, что бы дошкольник незаметно переходил к мышлению в плане представлений.

Для развития воображения определяющее значение имеет ролевая игра. В игровой деятельности дошкольник замещает предметы другими предметами, берет на себя различные роли. Это умение ложится в основу воображения.

Так же в дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование эмоциональной реакции на похвалу. Лежащая в основе развития самооценки, отношения к самому себе, своим качествам. Дошкольники все ещё остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они чувствуют, легко прочитать на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поступки выраженные дошкольником – ценный показатель в представлении внутреннего мира маленького человека, констатирующий его психическое состояние, благополучие, возможные шансы развития.

Сведения о степени эмоционального благополучия дошкольника дает психологу экспансивный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Для развития положительной самооценки дошкольнику важно понять, что, даже ошибаясь, можно двигаться к поставленной цели. Следует чаще говорить дошкольнику, что он «может», «способен», «умеет», тогда он научится доверять самому себе.

Среди различных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дошкольники, огромное место принадлежит изобразительному искусству, в частности детскому рисованию. По характеру, что и как изображает дошкольник, можно судить о его воображении, восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, мышления. Передавать свои впечатления и знания, получаемые от внешнего мира, дошкольники стремятся в рисунках. Рисунки могут значительно изменяться в зависимости от физического или психологического состояния дошкольника (болезнь, настроение и т.п.).

У дошкольника возникает необходимость пользоваться цветом в ходе развития рисования. При этом проявляются две тенденции к использованию цвета. Одна тенденция состоит в том, что дошкольник употребляет цвет произвольно (может раскрашивать предмет, его части любыми красками, часто не соответствующими реальному цвету предмета). Другая тенденция заключается в том, что дошкольник старается окрасить изображаемый предмет в соответствии с его действительным цветом.

Часто дошкольники владеют знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя собственное восприятие.

Типичная черта детских рисунков та, что в них дети проявляют свое чувство к самому рисунку. Яркими красками дошкольники воспроизводят все «красивое», «некрасивое» рисуют темными красками, нарочито плохо исполняя рисунок.

В художественно-творческой деятельности дошкольников ценное место занимает музыка. Дошкольникам приносит наслаждение слушание музыкальных произведений, воспроизведение музыкальных рядов и звуков на разных инструментах. В этом возрасте в первый раз пробуждается заинтересованность к серьезным занятиям музыкой, которой через некоторое время может вырасти в реальное увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дошкольники учатся петь, исполнять различные размеренные движения под музыку, особенно танцевальные. Музыкальный слух и вокальные способности развивает пение.

Ни один из детских возрастов не испытывает такого множества видов межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с обязанностью развития самых различных сторон личности ребенка. Это сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общения и совместный труд.

В течение всего дошкольного детства постепенно улучшаются различные виды деятельности детей. И дошкольник фактически оказывается привлеченным, по меньшей мере, в семь-восемь различных видов деятельности, каждой из которых воспитывает интеллектуально и развивает его морально.

С точки зрения воспитания ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них касается возраста три - четыре года и главным образом связана с усилением эмоциональной регуляции. Вторая базируется на возрасте от четырех до пяти лет и затрагивает нравственную саморегуляцию, а третья характеризует возраст шести лет и содержит формирование деловых личностных качеств дошкольника.

Дошкольник начинает следовать в своем поведении и ощущении, даваемых себе и другими людьми, конкретным нравственным нормам. У них образовываются более или менее устойчивые моральные понимания, а также способность к нравственной саморегуляции.

Сразу дошкольники воспринимают нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они особенно хитры и трудны для детского осознания.

У дошкольника развиваются личностные качества, взаимосвязанные с отношениями к людям. Это, прежде всего внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехами неудачам. Сострадания и заботливость в отношении к людям появляются у дошкольников.

Так же психическое развитие ребенка приобретает уровни к началу дошкольного возраста. В это время можно формировать: речевые, сенсорные, двигательные,   и ряд интеллектуальных навыков. Можно включать элементы учебной деятельности. Под влиянием воспитания  и обучения  дошкольник проходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию. Сенсорное развитие-это совершенствование наглядных представлений (ощущений, восприятий). Ускорению сенсорного развития значительнее помогает лепка, рисование, конструирование.

В дошкольном детстве продолжается формироваться характер ребенка. Он сформировывается под действием наблюдаемого дошкольниками типичного поведения взрослых. Так же у дошкольников развиваются такие ценные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

У дошкольников улучшается процесс внимания. Внимание в этом возрасте практически не является произвольным. А развить произвольное внимание дошкольнику помогают обсуждения вслух. Развитие памяти у дошкольников также обладает постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Этот переход памяти охватывает два этапа. На первом этапе развивается обязательная мотивация (желание запомнить). На втором этапе рождаются и совершенствуются требующиеся для этого миемические действия и операции.

У дошкольников возникают первые признаки смыслового запоминания. При энергичной умственной работе дошкольник материал запоминается лучше, чем без такой работы. У дошкольников хорошо развита эйдетическая память.

Дошкольники развивают воображение в играх, где условные замены реализуются довольно часто, с помощью разнообразных средств.

Развитие мышления, его становление и совершенствование зависит от развитости у дошкольника воображения. Вначале развивается наглядно-образное мышление, формирование которого активизируют сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами. Начинает развиваться в конце дошкольного возраста словесно-логическое мышление. Оно предусматривает уже умение работать словами и понимать логику рассуждений. Развитие словесно-логического мышления у дошкольников происходит в два этапа. На первом этапе дошкольник изучает значение слов, касающихся  предметов и действий, пользуется ими при решении задач. На втором этапе познает систему понятий, обозначающих отношения и усваивает правила логики рассуждений.

У дошкольников речь становится связной и принимает форму диалога. Так же у  дошкольника появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание.

Вершиной личностного развития дошкольника является персональное самосознание, включающее опознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Огромный путь развития, проходит дошкольник, по словам Д.Б Эльконина. От отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, самосознания. Имеет решающее значение характер  мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.

Формирование дошкольников имеет очень важную роль. Ведь в это время реализовывается развитие познавательной деятельности.  По моему мнению, дошкольник в интеллектуальном плане отделяет и утверждает внутреннее умственное действие и операция. Можно сказать, что в это время у дошкольника появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной - мотивационной сфере. Они задевают решение не только познавательных, но и личностных задач.

Считаю важным отметить, что  дошкольники очень любят творческий процесс, проявляющийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. В этот отрезок времени обретают первичное развитие существующие задатки к особенным способностям. Благодаря этому формируется и далее развивается настоящий человеческий интеллект, выделяющийся умением постоянно удачно решать задачи. В дошкольном возрасте происходит объединение воображения, мышления и речи. Похожий синтез вызывает у дошкольника восприимчивость порождать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией.

Следовательно, вершиной личностного развития дошкольника является личное самосознание, содержащее опознание персональных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач. И главное, на мой взгляд,  – что наряду с психологическими особенностями, дошкольник располагает своими особыми личными качествами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Особенности развития детей дошкольного возраста...

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста...

Презентация. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Психологические особенности  развития детей дошкольного возраста....

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста 1 г, 2г, 3 г.

Возрастные кризисы.Считается, что ребенок, не переживший, по настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше....

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматри...

Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного  возраста...