Психологическая готовность ребенка к школе Консультация социального педагога для родителей и воспитателей
статья (подготовительная группа)

Кулагина Ольга Александровна

Консультация социального педагога для родителей и воспитателей "Психологическая готовность ребенка к школе", может использоваться на родительских собраниях и в виде консультации в распечатанном виде в родительскиъх уголках групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школе

Консультация социального педагога для родителей и педагогов

Большинство детей, как правило, развиваются не равномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожалению, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальной школе. Скажем, абстрактное мышление оказывается нужнее в более старшем возрасте. Зато недоразвитие мелких мышц руки (мелкая моторика) может серьезно испортить жизнь ребенку, и его родителям. Надо сказать, что сочетание неодинаково развитых способностей встречается часто. У недооцененного ребенка в начальной школе может даже сложиться комплекс неполноценности. Ведь в начальной школе дети формируют свое представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее, в старших классах негативную самооценку бывает очень трудно исправить. При этом, далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учебе снижает интерес к учению, и тогда ребенок может начать поиск себя вне школы. Поддержать ребенка в овладении школьными навыками – задача, решение которой может определить всю его дальнейшую жизнь.  

        Для того чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познавательными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности или умение произвольно управлять собой, т.е. волевая готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия – умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.

        Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

        Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установит взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мирится. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

        Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:

  • мотивационная готовность;
  • волевая готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • социальная готовность.

Можно выделить следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6-8 лет.

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.
  2. Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.
  3. Задержка развития мелкой моторики рук.
  4. Недостаточно развитое внимание.
  5. Нарушение формирования учебной мотивации.
  6. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
  7. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
  8. Высокий уровень утомляемости.

Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом.

Наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются наиболее важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других.  

Памятка для родителей

«Как преодолеть страх перед школой»

        Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку, например, панически ее боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы не допустить подобного.

  1. Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться. В школе будут одни двойки» и т.д.
  2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
  3. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
  4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящих своих одноклассников.
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
  6. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в свои силы и возможности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Автором представлен практический материал для родителей воспитанников подготовительной к школе группы по их подготовке к обучению....

Консультация для родителей " Психологическая готовность ребенка к школе"

В этой консультации даются четкие рекомендации для родителей, при определении готовности детей к школе....

консультация для родителей "Что такое психологическая готовность ребенка к школе?"

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологичес...

« Психологическая готовность ребенка к школе». (консультация – практикум для родителей)

Цель: познакомить родителей с характеристиками психологической готовности ребенка к школе. Поступление в школу – это настоящая революция в осознании маленького человека (вашего ребенка). Он помог...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...