Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»
консультация (подготовительная группа)

Просекова Татьяна Геннадьевна

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_podgotovka_detey_s_onr_k_shkole.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»

Подготовила Просекова Т.Г.

Уважаемые родители! Родительское собрание на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе?!»

На повестке дня:

1. Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации (учитель-логопед).

2.Практикум по формированию элементарных математических представлений (воспитатель).

3. Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?», с помощью которого родители могут достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе.

4. Рекомендации воспитателя.

Дети - цветы жизни, можно ли найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет). Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Поэтому - никогда не сравнивайте своего ребенка с другими, каждый ребенок индивидуален! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь ребенку придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. Нашим детям до школы еще год. Что же дети должны  усвоить за год?

Выступление учителя-логопеда «Обучение грамоте детей 6-7 лет или речевая готовность ребенка к школе»

Главная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Главные критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения, перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение различать и слышать, дифференцировать звуки родного языка.

3. Умение выполнения  звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава речи: - выделять начальный гласный звук из состава слова;

- анализ гласных из трех звуков (АУИ);

- анализ обратного слога гласный – согласный (АП);

- выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки - гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

4. Умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, должны быть навыки послогового чтения.

5. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных.

6. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказ-описание.

В систему обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение произносить, различать фонемы родного языка.

Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях.

1. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова.

2. Формирование навыка послогового чтения.

Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Дальше учат выделять первый и последний согласный звук в слове (ток, мак, паук), проводить анализ сочетаний типа ап, ук, ок (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (ток, мак бак). Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа прямого слога и односложных слов.

На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ усваивать качественную характеристику звуков – твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.

Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети подбирают соответствующие слова к заданной модели (первый звук – глухой согласный, второй – гласный, третий – звонкий согласный, четвертый – гласный, например, коза). Одновременно дети знакомятся с графическим изображением гласных, а затем согласных букв. Сначала буквы вписывают в схему слова, затем дети читают слоги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаются варианты преобразования слова (лак – рак – мак).

Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) детей учат расчленять предложения на слова, прочитать их. Они усваивают разницу между словом и предложением, соблюдая паузы между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.

Наиболее важным для будущего первоклассника является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной влияет на мотивы и поведение ребенка.

Выступление воспитателя «Математическое развитие ребенка в семье»

Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством родителей постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными и временными отношениями. 

Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, пересчитывания, письма, штриховки и др.). Что же дети должны  усвоить?

1. Совершенствовать представления о числах первого десятка. Знать состав каждого числа первого десятка. Знакомить с числами второго десятка. Ориентироваться в числах в пределах 20, то есть считать, уметь сравнивать числа, понимать, какое число больше, какое меньше. Чтобы ребенок лучше запоминал цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья.

2. Хорошо ориентироваться в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди и т. д. Совершенствовать пространственную ориентировку  в тетради, выполнять графический диктант. Чем лучше ребенок  это знает, тем легче ему будет учиться в школе.

3.Уметь сравнивать числа с помощью знаков «меньше, больше, равно» в пределах 20, читать неравенства. Понимать отношения между последовательностью чисел (число10 больше 9 на 1, но меньше 11 на 1).

4. Уметь решать примеры с арифметическими действиями сложения и вычитания. Знать символы +, -, =. Использовать их при записи и чтении.

5. Совершенствовать временные представления о днях недели, месяцах года.

6. Уметь решать несложные задачки из окружающей жизни. Например: на дереве сидят 3 воробья и 4 синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

Содержание и методика проведения занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка. Основные принципы организации занятий – доступность предложенного материала, последовательность, систематичность в работе, заинтересованность и активность самих детей.

Для занятий пригодны мелкие предметы, игрушки, карточки, геометрические фигуры, разные по цвету и размеру. Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с целью обучения и предлагают ребенку именно тот, который нужен для этого занятия. Будущий первоклассник обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации.

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста можно  достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1. Часто ли ваш ребенок заявляет о своем желании идти в школу?

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?

5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?

8. Умеет ли считать до 20 и обратно?

9. Может ли сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?

11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?

14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» – «холодно»)?

15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?

16. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)

18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?

19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?

23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево – ветки», «книга – страницы»)?

24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Соотнесите свои ответы с ключом:

- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по 1 баллу;

- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по 1 баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.

15-19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.

14 баллов и менее – лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, больше читайте книги. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.

Рекомендации воспитателя

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение станет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими рекомендациями.

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.

5. В занятиях нужна мера. Не заставляйте делать упражнение, если ребенок вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

6. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

7. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями.

8. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

9. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "подготовка детей к школе"

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе по подготовке ребенка к школе. проводится в форме круглого стола в присутствии учителей, набирающих первые классы...

Родительское собрание "Подготовка детей к школе"

Родильское собрание проводится за круглым столом....

Родительское собрание "Подготовка детей к школе"

Алгоритм проведения родительского собрания в подготовительной группеЗадачи: Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.Анализ стереотипов родительского поведения. Вырабат...

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»...

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»...

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»...

Конспект родительского собрания «Подготовка детей к обучению в школе»

Консультация для родителей по темам: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Как подготовить детей к обучению в школе», «Советы родителям», «Несколько услови...