Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)
методическая разработка (старшая группа)

Харитонова Олеся Петровна

Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл haritonova_o.p._azovskiy_ds_solnyshko_did.igry-doshk.docx763.25 КБ

Предварительный просмотр:

Харитонова Олеся Петровна, воспитатель

МБДОУ Азовский детский сад

«Солнышко»

Методическая разработка.

Дидактические игры, направленные

на формирование навыков

критического мышления

у дошкольников

(с использованием ТРИЗ)

Дидактическая игра «Осушим водоем»

Цель игры: формировать навык критического мышления у дошкольников; вспомнить технику безопасности работы со спичками и свечей.

Задачи игры: научить детей с помощью свечи «откачать» воду из тарелки.

Необходимое оборудование: тарелка с водой, свеча, спички.

Ход игры. Перед участниками на столе – тарелка с водой, стакан, свечка и спички. Детям необходимо придумать, как «откачать» воду из тарелки, не вычерпывая ее и не сдвигая тарелку с места. Воспитатель выступает в роли помощника, используя игру «Да‐нетка».

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/502923/img28.JPG

Дидактическая игра «Секретное письмо»

Цель игры: формировать навык критического мышления у дошкольников; закрепить знания о свойствах войска; развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Задачи игры: найти способ проявления цифр на белом листе бумаги с помощью акварельных красок; определить, каким образом проявились цифры.

Особенности создания игровой ситуации: с техникой рисования воском педагог может познакомить детей заранее.

Необходимое оборудование: лист бумаги с нарисованными на нем цифрами воском, акварельные краски голубого цвета, кисти, емкость с водой салфетки.

Ход игры. На столе лежит лист бумаги, на первый взгляд абсолютно чистый. Воспитатель говорит детям, что это не простой лист бумаги, а секретное письмо. В этом письме что-то написано, а вот что, детям и предстоит найти. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете? Как с помощью предметов, лежащих перед вами, можно рассекретить это письмо?».

        После того, как дети выполнят задание, на листе проявляются цифры, соединив которые получается какое-либо изображение, например, воздушный шар или корабль.

Дидактическая игра «Теремок»

Цель игры: тренировать аналитическое мышление; закрепить знания о свойствах предметов.

Задачи игры: учить находить общее и различное между двумя объектами.

Необходимое оборудование: картинки с изображением различных предметов (пара предметов связанные между собой каким-либо свойством: дерево-бумага, бумага-ткань, металл-дерево, стекло-глина).

Ход игры. В условном теремке живет какое-то вещество (роль хозяина теремка выполняет воспитатель) или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.

1-й ребенок: Тут-тук! Я бумага. Пусти меня в теремок.

Воспитатель: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

1-й ребенок:  Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми.

2-й ребенок: Тук-тук! Я стекло, пусти меня в теремок.

Воспитатель: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты  - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет.

C:\Users\dns\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20200313_084356.jpg

Дидактическая игра «Красная шапочка»

Цель игры: формировать навык критического и творческого мышления у дошкольников.

Задачи игры: закрепить знания о свойствах предметов; использовать эти свойства в качестве защиты от волка.

Необходимое оборудование: бумага и фломастеры.

Особенности создания игровой ситуации: перед игрой воспитатель предлагает детям вспомнить сказку и обращает внимание детей на сюжет, где Красная Шапочка видит волка, переодетого в бабушку.

Ход игры.  Воспитатель просит детей представить, что бабушка обернулась в какой-нибудь предмет, чтобы волк ее не съел. Дети выбирают предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт), вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой).

Ребята с помощью фломастеров изображают бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Затем, один из воспитанников назначается бабушкой. Воспитатель обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (стеклянная и т.д.)?

Ребенок отвечает на вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока не будут обоснованы все «странности»  бабушки.

После этого,  следует обсудить, как бабушка может защититься от волка, обернувшись в тот или иной предмет (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).

C:\Users\dns\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20200313_085135.jpg

Дидактическая игра «Аукцион»

Цели игры: закрепить знания детей о признаках, частях, свойствах предметов.

Задачи игры: учить детей описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.

Необходимое оборудование: любой предмет для аукциона.

Ход игры. Воспитатель ставит перед детьми на стол какой-нибудь предмет (например, стакан). Сначала аукцион начинает воспитатель, затем его место занимает кто-то из детей. Задача детей описать все достоинства представленного  предмета. Ребенок, который захотел купить данный предмет, должен доказать, для чего ему этот предмет нужен и чем он ему нравится. Предмет забирает тот, кто убедительнее докажет нужность представленного предмета.

C:\Users\dns\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20200313_091524.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

методическая разработка.Дидактические игры по формированию мелкой моторики и сенсорных представлений

методическая разработка .Дидактические игры, используемые в работе с детьми ЗПР...

Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников

Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников...

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников»

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Один из видов игры, является дидактическая игра. Она направлена на активизацию умственной деятельности детей. Увлекательные дидактические ...

Методическая разработка. Дидактические игры по формированию математических представлений в старшем дошкольном возрасте

-Количество и счет -Форма -Ориентировка во времени -Ориентировка в пространстве -Величина -Работа с родителями ...

Дидактические игры для формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников

В материале представлен комплекс игр для детей дошкольного возраста по формированию пространственного ориентирования....

Методическая разработка Дидактическая игра как средство развития сенсорных навыков младших дошкольников

АктуальностьНа современном этапе развития нашего государства происходят коренные изменения в образовательных процессах: содержание образования непрерывно усложняется, акцентируя внимание педагогов дош...