Компьютер и ребенок.
статья (младшая группа)

Игры. Плохо это или хорошо сейчас.

Итак, социальные сети. Некоторые родители считают, что они приносят только вред. И в чем то они правы. Первое, что может произойти в сети – это плохое влияние. Но от этого ребенка не убережешь и на улице. На каждом углу можно встретить такого «доброжелателя». Уберечь от этого может только, правильное объяснение, «что такое, хорошо и что такое плохо». Второе – это длительное время провождения за компьютером. Даже взрослые говорят, что такое общение затягивает, а что уж говорить о детях. В таком случае, стоит составить договор, что час сидишь в сети, а потом учишь уроки или занимаешься другими делами. Из полезного стоит выделить, что ребенок не теряет связи со своими друзьями, с которыми он познакомился в оздоровительном лагере или на отдыхе. Стоит составить распорядок дня ребенка, таким образом,    что бы виртуальная жизнь не вытесняла реальную.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_i_rebenok.docx46.97 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер и ребенок.

Игры. Плохо это или хорошо сейчас.

Итак, социальные сети. Некоторые родители считают, что они приносят только вред. И в чем то они правы. Первое, что может произойти в сети – это плохое влияние. Но от этого ребенка не убережешь и на улице. На каждом углу можно встретить такого «доброжелателя». Уберечь от этого может только, правильное объяснение, «что такое, хорошо и что такое плохо». Второе – это длительное время провождения за компьютером. Даже взрослые говорят, что такое общение затягивает, а что уж говорить о детях. В таком случае, стоит составить договор, что час сидишь в сети, а потом учишь уроки или занимаешься другими делами. Из полезного стоит выделить, что ребенок не теряет связи со своими друзьями, с которыми он познакомился в оздоровительном лагере или на отдыхе. Стоит составить распорядок дня ребенка, таким образом,    что бы виртуальная жизнь не вытесняла реальную.

Онлайн игры – это игры, в которых принимают участие люди со всего мира. Чему могут научить: логическое и стратегическое мышление, умение находить общий язык с людьми и действовать в команде, улучшить знание английского языка, так как игровой сленг связан с ним напрямую. А сколько может принести вреда? Да, сколько хотите. Первое – это зависимость, когда ребенок абсолютно забывает о реальном мире и погружается в виртуальный. Второе – агрессию, так как нужно добиться определенного успеха, а у вашего чада это не получается. И тогда он ходит раздражительный и злой. Перечислять все недостатки можно долго. Но, для того, чтобы их не было, нужно помнить, что все хорошо в меру. И тогда не будет никаких проблем с играми.

Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе, он будет приносить только пользу. При чем очень часто – неоценимую. Навыки владения «чудо машиной» обязательно пригодятся ребенку в будущем. А для того, что бы «комп» стал верным другом, родителям тоже необходимо повышать свой навык владения им, что бы понимать, чем увлечены дети и разделять их успехи. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.

Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая.
Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живым учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.

Но есть одно "но".

Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.

Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Существуют определенные ограничения по времени.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.

Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.

В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере?

Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей при работе на компьютере могут быть различны как по причине приобретения определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного - через полчаса, у другого - через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того, следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Особое внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.

По мере утомления детей в процессе компьютерных занятий поведение ребенка изменяется и проявляется у разных детей по-разному. Например, у инертных детей увеличивается пассивность, которая проявляется в изменении позы (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола), в потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности (ерзание, частые перемены позы), в изменении настроения и др.
У подвижных детей утомление проявляется, как правило, иначе - с преимущественным увеличением нервно-мышечной напряженности. У детей усиливается двигательная активность (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п.), появляются всплески эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, разочарование, бурное веселье и т. п.).

По мере утомления в процессе общения ребенка с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяется тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий или при продолжении интересной игры уход в себя. Все это при злоупотреблении компьютером может привести к невротическим реакциям (астеническим, фобическим, соматовегетативным изменениям эмоционального статуса, аутизму, депрессии).
У других детей утомление сказывается в чрезмерной нервной возбудимости, агрессивности, раздражительности, бурном проявлении эмоций. При переутомлении происходит срыв адаптационных процессов в организме, желудочные расстройства, изменение сердечного ритма, мускульное и психическое напряжение, и, таким образом, создается реальная угроза для здоровья ребенка.
Итак, мы видим, что утомление при работе на компьютере проявляется у детей по-разному. Однако уже по внешним признакам поведения ребенка можно судить о начавшемся утомлении.

Ориентируясь на собственные самоощущения положительного настроя и отсутствие привычных (для какой-либо другой деятельности) признаков усталости, пользователь компьютера склонен недооценивать реальные изменения в функционировании физиологических систем своего организма и поэтому легко попирает установленные медицинской наукой нормы и правила взаимодействия человека с компьютером. К тому же компьютер увлекает. Он становится привычным в обиходе, и это обстоятельство провоцирует на неограниченное пользование компьютером. А дети в ограничении нуждаются. И сделать это должны родители (педагоги), удобно используя метод определения степени утомления по внешним показателям поведения за компьютером.

Кроме того, ориентация на внешние признаки утомления нам кажется целесообразной еще и потому, что компьютерные технологии все время обновляются, появляются новые марки компьютеров. Процесс же оценки влияния работы на компьютере с помощью инструментальных медицинских и физиологических методик трудоемок и не может быть мгновенным. Он требует длительного времени. Неблагоприятные изменения в организме могут накапливаться постепенно, поэтому последствия могут быть отдаленными.

Еще немаловажный фактор - это индивидуальный характер проявления утомления. В пределах одного и того же возраста сроки наступления утомления могут быть различны. Как мы выше убедились, причины могут быть самые различные. Это и типологические особенности нервно-эмоционального статуса ребенка, и особенности его темперамента, и состояние здоровья, и самочувствие в данный момент, и уровень подготовленности к работе на компьютере, и условия внешней среды (освещенность, температура, влажность, ионный состав воздуха помещений), и многие другие факторы санитарной обстановки.

На работоспособность влияет также качество и содержание компьютерных программ, возраст пользователя. Чем моложе ребенок, тем в большей мере выражены у него признаки внешнего утомления и тем легче заметить их постороннему наблюдателю.
Следует иметь в виду, что утомление и переутомление ребенка на занятиях с компьютером зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести непоправимый вред здоровью детей. Одним из удобных выходов из этого положения может быть использование метода наблюдения за поведением детей за компьютером, когда отдельные симптомы поведения ребенка становятся сигналами для прекращения занятия или для проведения общей и зрительной гимнастики, для переключения на другие виды деятельности (рисование, прогулка, подвижные или спокойные игры и т. д.). Для того, чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных срывов и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных занятий следует отнести такие признаки, как повышенная отвлекаемость, частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, стучание и т. п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

При педагогической диагностике состояния детей следует ориентироваться на следующие 4 группы критериев утомления:

1. Потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет нога ми, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к работе с ПЭВМ: частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.
3. Полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание ног с упором коленей в край стола и т. д.
4. Нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивания, пританцовывание, истерический смех и др.

      Этот метод наблюдения позволяет выявить индивидуальные сроки наступления утомления для каждого ребенка в зависимости от его состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, качества компьютера, компьютерной программы и других факторов.

Вред и польза

Развивающая функция компьютера.

Подходящие по возрасту развивающие игры или даже просто взятые из Интернета картинки способны расширить кругозор ребёнка и в игровой форме дать ему необходимые знания. Использовать компьютер в обучающих целях можно уже с 1, 5 лет, когда ребенок проявляет активный интерес не только к окружающим его предметам, но и к изображениям, которые он видит в книжках. Разглядывая вместе иллюстрации с изображением животных, можно привлечь компьютер и Интернет в качестве дополнительного наглядного пособия. Ребенку будет интересно взглянуть на разнообразные изображения и фотографии слона или жирафа, а также узнать какими разными могут быть машинки и поезда.

Положительное влияние компьютера на ребёнка.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

• быстроту реакции

• мелкую моторику рук

• визуальное восприятие объектов

• память и внимание

• логическое мышление

• зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

• классифицировать и обобщать

• аналитически мыслить в нестандартной ситуации

• добиваться своей цели

• совершенствовать интеллектуальные навыки

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазлл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Отрицательное влияние компьютера на ребёнка.

Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки):

• Дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер, а не занимается какой-то обучающей программой. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

• Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.

• Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и не управляем, а ночью плохо спит.

• С компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.

• Происходит падение умственных способностей. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Ограничения на использование компьютера.

Главная задача родителей — контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером.

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

- в три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

- в пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;

- в семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.

• Усаживать ребенка за компьютер нужно так, чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.

• Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером, особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.

• Каждые 20 минут ваш ребенок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удаленный от него, по меньшей мере, на 20 метров, по крайней мере 10 секунд.

• Источник света должен быть слева от монитора.

• Спина и ноги ребенка должны иметь опору.

Компьютерные уроки для дошкольников не должны превышать 15 минут, для младших школьников 20 - ти минут.

• Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру. И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его можно только для учебы или работы.

Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).

Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным!

О поколении современных детей шутят, что они родились с компьютерной мышью в руке. Сегодня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития и даже в детских садах. Широкое использование компьютерных

программ в обучении и развитии детей привело к тому, что они иначе воспринимают информацию, иначе мыслят, чем их родители, учителя.

Примерами негативных последствий влияния компьютера на ребенка могут быть:

- детская агрессивность и жестокость, возникающие в результате чрезмерного увлечения аркадными или военизированными играми - «стрелялками», «догонялками», «убивалками»;

- неправильное восприятие картины мира. Было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Дети, не зависевшие от компьютера, изобразили яркий и красочный мир с солнцем, людьми, деревьями. В рисунках же детей, которые днями просиживали возле монитора, четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. На их рисунках присутствовали оружие и даже мертвецы;

- трудности в общении с другими людьми. Если раньше ребенку, который имел определенные трудности в общении, необходимо было как-то менять себя и предпринимать какие-либо шаги для поисков сближения, то сегодня ситуация другая.

В научном сообществе нет также единой точки зрения относительно конкретных причин, приводящих к возникновению феномена хакерства. Чаще всего его связывают с трудностями в общении, а также со стремлением к самоутверждению, поэтому хакерство нельзя рассматривать лишь как негативное явление. Этот неоднозначный феномен требует специального изучения.

Ученые заговорили и еще об одном явлении, связанном с цифровой революцией, - эволюции мозга [5]. «На сцену выходит новая раса - цифровые аборигены, которых хай-тек окружал с младенчества, - утверждает известный американский психиатр, профессор Лос-Анджелесского университета и директор Научного центра по проблемам старения Гэри Смолл. - Для развития мозга до его нынешнего состояния потребовалось несколько сотен тысяч лет, а для эволюции, которая происходит под влиянием современных технологий, оказалось достаточно одного поколения!» По мнению Смолла, назрел новый конфликт поколений - «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей. У младшего поколения мозг претерпевает цифровую перепрошивку с пеленок. И, благодаря пластичности незрелый мозг цифровых аборигенов учится новому необычайно быстро. А мозг людей старшего поколения, которое Смолл называет цифровыми иммигрантами, с большим трудом приспосабливается к высоким технологиям.

Правда, у цифровых иммигрантов с их постаревшими нейронными связями, есть масса своих преимуществ. Взрослый мозг остается пластичным и гибким на протяжении всей жизни. Мобилизовать и переобучить можно даже те его области, которые уже зарезервированы под конкретную задачу. Более того, после 50 лет мы начинаем упорядочивать информацию, что накопилась за долгие годы жизни. К середине жизни также начинают работать оба полушария вместе, а не по отдельности, как в молодости. Это позволяет быстрее находить новые идеи. И, главное, старшее поколение умеет общаться. А у «поколения Next», которое сидит в чатах и скайпах, атрофируются нейронные механизмы, отвечающие за общение лицом к лицу. Кроме того, пока непонятно, как на мозге цифровых аборигенов, с его уникальными нервными связями, скажутся физиологические и психологические эффекты старения.

Восприятие информации. «Новые дети по-другому воспринимают информацию. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным», - говорит доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» ФОМа Лариса Паутова [6]. Это дает и плюсы, и минусы. Учителя отмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Ребенок может с легкостью сделать электронную презентацию - красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не дает возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. «Их плюс - море креатива, свобода для творчества и самореализации», - продолжает Паутова. Наступило новое время, когда индивидуальные способности ценятся больше, чем командный дух.

Виртуальное общение. Как любое новшество, виртуальное общение имеет свои плюсы и минусы. Оно хорошо в том случае, когда не ограничивает реальное. Иногда он-лайн-беседы - неплохой толчок в преодолении застенчивости. Если, скажем, в реальной жизни мальчику, которого считают «ботаником», трудно общаться с девочками, то в чате он чувствует себя раскрепощенным. «При этом не стоит забывать, что полностью заменять одно другим нельзя, - полагает кандидат психологических наук Людмила Аншакова. - Наша психика устроена так, что человек выбирает путь наименьшего сопротивления, и возвращение к более сложному варианту требует усилий».

Компьютерная зависимость. Причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков часто становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения.

Основной мерой профилактики возникновения подобной зависимости является правильное воспитание. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно, что компьютер - это лишь часть жизни, он не заменяет всего остального.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно. Категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а, кроме того, сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком [7].

Эволюция мозга. Мнения по этой проблеме разделились. По мнению пессимистов, к числу которых относится доктор медицинских наук Виктор Черепанов [5], информационно насыщенная среда не стимулирует, а душит воображение. Дети потребляют огромное количество «готовой» информации - видео-, аудио-, говорящие игрушки, интерактивные игры. Повзрослев, они усаживаются за Facebook и Twitter, которые отупляют. Есть исследования, которые показывают: те, кто часами сидит в соцсетях, как бы впадают в детство. Этот феномен психологи назвали «кризисом идентич-

ности». Для него характерны неадекватность самооценки, утрата чувства перспективы, беспричинный пессимизм, внешняя пассивность, бескомпромиссность, а порой, и агрессивность. Психологические эксперименты также показали, что, когда их участникам задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах как о палочках-выручалочках.

По сути, рождается поколение людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание.

Оптимисты же, к которым можно отнести доктора биологических наук Юрия Щербатова, считают, что нынешние изменения

- это неплохо, это просто иначе, чем было раньше. Мир меняется, и человеческий мозг старается более эффективно приспособиться к этим изменениям. Мы иначе организовываем огромное количество необходимой информации, меняем способ запоминания. Смартфоны избавили нас от необходимости запоминать номера телефонов и списки дел, это позволяет занимать голову другими вещами. Facebook или Google не делают нас глупыми, а Twitter и SMS имеют и положительную сторону: приучают к краткости и более четкому выражению мысли.

Изучая влияние компьютера на здоровье и психику не только детей, но и уже взрослых людей, ученые отмечают плюсы и минусы этого влияния.

Положительными факторами можно считать следующее:

- благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы, повышается внимательность;

- мозг приспосабливается к быстрой обработке ежедневных потоков информации. У многих даже появляются в мозгу особые нейронные сети, которые ухватывают нужное на лету;

- стремительно растет средний IQ человека. Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение новых языков;

- интернетоголики быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикой.

При этом не следует забывать и об отрицательных факторах:

- Интернет уменьшает способность концентрироваться

и созерцать, мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. В итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется;

- мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми. Труднее становится считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию;

- хай-тек-революция погружает человека в состояние рассеянного внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чем не сосредотачиваясь;

- при увлечении общением он-лайн появляется опасность забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом, появляются проблемы в общении лицом к лицу;

- Интернет учит многозадачности - возможности выполнять несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной;

- мозг до такой степени адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере она лежит. Компьютер и Интернет становятся для человека своеобразным «протезом» памяти;

- длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов пребывания в Сети начинают ошибаться, перед выходом из Сети ощущают опустошенность, утомление, раздраженность. Это новая форма стресса, которую доктор Смолл  назвал техногенным истощением мозга.

Общение с компьютером у современных детей начинается довольно рано, и чтобы компьютер не превратился из друга во врага, необходимы внимание и помощь родителей. Всегда следует помнить о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры могут стать не только полезными, но и вредными для детей.

Влияние телевизора на психику ребёнка.

Не в силах успокоить девятимесячную дочку, мамочка поворачивает ее к голубому экрану. И, о чудо! — ребенок начинает улыбаться. «Надо же, — восхищается бабушка, — такая маленькая, а уже все понимает!» Впрочем, умиляться по этому поводу преждевременно. Наши ученые детей до двух лет не рекомендуют даже подпускать к телевизору, а немецкие врачи и того строже — пропагандируют телевоздержание до трех лет! Почему? Как отражается на детском здоровье и психике любовь к телевизору?


Движение
Движение — жизнь! А для ребенка — это естественное состояние организма. Во время просмотра мультфильмов/передач мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. И остается в нем до тех пор, пока дитя сидит перед голубым экраном. От этого могут появляться мышечные зажимы и блоки, а если малыш систематически смотрит телевизор в неправильной позе или телевизор и «посадочное место» находятся в нефизиологичной диспозиции, то ребенок рискует осанкой и нормальным развитием костной системы. И не вините потом в сколиозе своего наследника школьного учителя, посадившего его не за ту парту. Второй побочный эффект затяжных просмотров — возможное состояние возбуждения и раздражительности. Так нервная система восполняет вынужденное бездействие повышенной активностью. Или, наоборот, после затяжных телесеансов у ребенка заторможены реакции — это связано с изменением сознания, трансом.
Что делать? Если уж передача, действительно, интересная, частые перерывы на рекламу (она занимает четверть трансляций!) можно использовать как двигательную паузу. Поиграйте вместе с ребенком или дайте ему какое-нибудь поручение по дому. Это снимет мышечное напряжение.

Речь
Чем больше времени посвящается «ящику», тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. У детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержки речевого развития. Причина в том, считают они, что детская психика при просмотре передач больше направлена на визуализацию, чем на вербализацию. Последние исследования доказали: детям легче пересказывать услышанное, чем увиденное. Если ребенок дошкольного возраста каждый день смотрит телевизор по одному часу, риск развития нарушений памяти увеличивается на 10%, утверждают американские педиатры. По статистике, многие дети в возрасте от двух лет проводят у телевизора более 10 часов в неделю! У 20% обследованных девятимесячных крошек, чьи родители использовали телевизор как няньку, медики обнаруживают запаздывание физического развития. Если теледозировка не снижается, то большинство детей к трем годам отстают в своем развитии на целый год, то есть говорят как двухлетние, и их дальнейшее развитие тоже под угрозой.
Что делать? Если уж смотреть, то с пользой. Каждый раз просите ребенка пересказать содержание просмотренного фильма и обсуждайте, что понравилось, а что нет. Если малыш повторяет рекламные слоганы, не прерывайте его — это способствует развитию речевого аппарата. Но обязательно разъясните, что значит «Ваша киска купила бы «Вискас», и так ли это на самом деле.

Зрение
Когда мы смотрим на реальный предмет, глазные мускулы постоянно тренируются, как бы «ощупывая» вещь. С телевизором же все наоборот. Парадокс восприятия телекартинки: изображение на экране движется, а глазные мускулы — нет! При телепросмотре ученые констатируют заметное снижение активности глаз.
Что делать? Учите детей соотносить увиденное на телеэкране с реальностью. Если малыш видит на экране мяч, дайте ему настоящий, позвольте осмотреть и пощупать, чтобы развивалось его пространственное и цветовое восприятие. Сводите ребенка в цирк или зоопарк после просмотра передачи о животных, чтобы детский ум оцепил, каков тигр на самом деле и какими цветами его раскрасила природа.

Пищеварение
При просмотре увлекательной передачи у ребенка па 90% замедляются обменные процессы. Вот почему у «телевизионных» детей зачастую возникают разлады в работе желудочно-кишечного тракта. На ментальном уровне нарушение обмена веществ — это нарушение связей с окружающим миром, поэтому не удивляйтесь, если у телеребенка возникнут проблемы с общением». Кроме того, во время просмотра телевизора активизируются так называемые центры голода, пробуждающие аппетит. Но! Кушать-то зритель кушает, а центры головного мозга, ответственные за чувство насыщения, дремлют (мы ведь сосредоточены на телевизоре), в итоге человек съедает в 3 раза больше. Лишние кило — расплата за совмещение двух меню: зрительского и пищевого.
Что делать? Категорически запретите детям есть перед телевизором. И сами не подавайте дурной пример. Объясните ребенку природу этого «нельзя».

Способность принимать решения
В реальной жизни маленький человечек учится этому в игре — выбирает роль доктора или няни, папы или мамы, моделирует жизненные ситуации и находит решения. С телевидением все иначе: ребенок наблюдает за отношениями героев фильма или мультика, но лишен возможности выбирать — все уже решили за него и предложили готовый продукт. К тому же с экрана в виде безобидных мультиков дети могут усваивать и замену исконных человеческих ценностей. Проанализировав похождения популярного Шрека, учёные утверждают, что этот мультфильм формирует у детей неправильные стереотипы поведения мужчины и женщины. Герцог, который всегда должен быть героем, в мультике слаб и хил, от принцессы ждут нежности и женственности, а она оказывается сильной и мужественной (помните сцену, когда принцесса разбрасывает врагов направо и налево).
Что делать? Чаще предоставляйте чаду возможность больше общаться «живьем». Предложите поиграть во дворе или рассказать ситуацию, которая у него произошла с друзьями, спросите о принятом им решении. Проанализируйте с ребенком, правильно ли поступили киношные герои и почему.

Страх и агрессия
Даже если в семье ведется строгий учет телевизионных просмотров, обратите внимание на невинные, казалось бы, художественные фильмы. По статистике, на долю такого кинематографа приходится больше половины всех транслируемых сцен насилия (57%). Если ребенок регулярно видит их по телевизору, нарушается его эмоциональное развитие, не формируется способность к состраданию и сочувствию. Такие дети в школе часто слывут хулиганами, а в подростковом возрасте рискуют попасть в криминальную историю. У каждого третьего школьника, увидевшего по телевизору минутную сцену какого-нибудь ужаса, чувство страха (не всегда видимое!) остается в течение нескольких минут, а то и часов — такой ребенок может страдать неврозами, бессонницей, повышенной тревожностью.
Что делать? Просмотрите телеанонс заранее, чтобы оградить чадо от нежелательных программ. В идеале детям до 7-8 лет лучше не смотреть передачи, повествующие о страшных событиях. Но если ребенок все же увидел подобное, создайте у него ощущение защищенности: сядьте рядом, обнимите. Обсуждая увиденное, объясните, что происходило на экране, сделайте акцент на том, что было предпринято для спасения людей.

Чувство времени
Результаты проведенных экспериментальных исследований показали, что если ребенок проводит перед телевизором много времени, у него замедляется восприятие длительности минуты — его субъективная минута больше 60 секунд вплоть до утраты чувства времени и выпадения из ре альности. Кроме того, телевизионное время очень насыщенно, динамично, события сменяют друг друга с большой скоростью, за короткое время мы проживаем несколько жизней — «за себя и за того парня». Участие в яркой тележизни заманчиво, а реальность по сравнению с ней скучна. Это может привести к телезависимости. В Европе сейчас 5-6% детей, которых можно считать телезависимыми, они проводят у голубого экрана от 5 часов в сутки.

Что делать? Дозируйте время, проведенное у телевизора.
Малышей до 3 лет к телевизору не приглашаем. Вред от просмотра в этом возрасте — огромный! Дети 3-6 лет — не больше 20 минут в день. Различать, где реальное, а где воображаемое, детям трудно до 7 лет. Школьникам 6-11 лет — не больше 40 минут. В это время формируется отношение к увиденному, критический взгляд на телеперсонажей.
Обсудить с детьми действия киногероев. Тинейджерам (11-14 лет) — до 1 часа. 14-18 годов —2 часа. Очень важным становится отбор передач. Пусть подросток аргументирует выбор передачи или фильма, поделится с родителями, что его привлекло или чему он научился благодаря просмотру. Время, проведенное за совместным просмотром и обсуждением увиденного, приобретает огромное значение.

В 1998 году одна из ведущих ученых Англии Селия Вард опубликовала результаты своих исследований о влиянии телевидения на воспитание детей. Она установила, что если родители надеялись на электронные средства как на нянь, то в 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. Если дети продолжали смотреть телевизор и слушать приемники и пластинки, то у большинства из них в трехлетнем возрасте наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). Но, если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.

Психологи установили, что лучше, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга) не смотрел телевизор вообще.

Для детей моложе 2-х лет, утверждают американские педиатры, опасность просмотра телевизора может быть чисто физической. В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человека все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте 18 месяцев у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, но не посредством телевизора.

Количество времени, которое человек тратит на просмотр телепрограмм, поистине впечатляет. В среднем в развитых странах на это занятие у человека уходят три часа в день, больше человек расходует только на работу и сон. Отчасти такое влечение к телевидению объясняется врожденным свойством – так называемым исследовательским рефлексом. Впервые он был описан академиком И.П. Павловым в 1927 году. Исследовательский рефлекс – это инстинктивная, зрительная или слуховая реакция на неожиданный или новый раздражитель. Это часть эволюционного наследия человека, встроенная в сознание чувствительность к движению и возможному нападению хищников. Типичная исследовательская реакция включает замедление сердцебиения, расширение кровеносных сосудов мозга и сужение тех сосудов, которые ведут к главным группам мышц. Мозг как бы сосредотачивается на сборе информации, в то время как все остальное тело «отдыхает».

Еще в 1986 году ученые из Университета Миссури начали изучать, как влияют формальные составляющие телевидения – монтаж, планы, наезды, шумы, свет - на исследовательский рефлекс человека. Ученые пришли к выводу, что эти стилистические приемы действительно вызывают у человека непроизвольные реакции и таким образом удерживают его внимание. Природа этих реакций восходит к эволюционной способности человека распознавать и реагировать на движение вокруг. Таким образом, телевидение уникально не столько содержанием, сколько формой.

В рекламных роликах, музыкальных клипах планы и ракурсы меняются со средней скоростью один объект в секунду, раздражая исследовательский рефлекс безостановочно. Именно задействованным на полную мощь рефлексом объясняется распространенные ответы телезрителей: «Когда я смотрю телевизор, чувствую себя загипнотизированным», «Если телевизор включен, я не могу отвести от него взгляд» и т. д.

Формальный язык телевидения влияет на память телезрителя. Увеличение частоты ракурсов, в которых показывается одна и та же сцена, улучшает запоминание. Увеличение числа смонтированных кадров, переходов от одного объекта к другому, фокусирует зрительское внимание лишь до определенного предела: если смена кадров превышает десять за две минуты, зрители уже ничего не запоминают. Этими законами и руководствуются создатели музыкальных клипов и телевизионных реклам, где используется быстрая смена кадров для удержания внимания, хотя смысл увиденного часто не улавливается.

Исследовательский рефлекс оказывается перегружен.

Прикованный к экрану человек чувствует усталость и психологическую неудовлетворенность

Работа мозга

Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Малыш выхватывает то одно, то другое, часто не успевая связывать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу.

Малыш формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и неспособен на активное творческое мышление. Согласно социологическим исследованиям, проведенным западными учеными, ребенок, выросший в таких условиях во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, человек не имеет желания к этому. А вот критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке обстоятельств у таких детей проявляется сильно. Ведь известно: творческое мышление развивается только на основе собственной активности, внимания, живой заинтересованности реальным миром.

Исследования (Гьобель, Гльокнер - Швейцария) свидетельствуют: детей, которые регулярно потребляют продукцию электронных средств массовой информации, отличает следующее:

  • они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями;
  • ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует;
  • ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные;
  • интерес к определенным предметам неглубокий;
  • в общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения;
  • неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого "таращат" глаза или отвечают гримасами;
  • проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности.

Эти врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не раньше 13-15 лет.

Анализ литературы по вопросу влияния телевидения и компьютерной техники на детей до 12-13 лет позволил выделить следующие особенности их личностных качеств:

  • речь как способ общения остается примитивной;
  • способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;
  • при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации;
  • школьник практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки (комиксы);
  • активной переработки того, что ребенок видит или читает, не происходит. Поэтому задерживается развитие способности к сосредоточению, внимательному наблюдению, творческому поиску, целенаправленной деятельности;
  • в будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия (компьютерные игры);
  • развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в младшем возрасте);
  • после просмотра телевизора или игры на компьютере идет агрессивная и неупорядоченная разрядка накопленной и неизрасходованной активности.

Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь.

 


ВИРУС ЦИФРОВОГО СЛАБОУМИЯ

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией.Показать полностью… Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!

Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями.

«Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений... А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.
https://vk.com/roditeli_i 

Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с использованием презентации: «Компьютер и ребенок: все за и против»

Польза компьютера для дошкольника неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. ...

Польза и вред компьютера для ребенка

Польза и вред компьютера для ребенкаБольшинство современных детей, начиная с самого раннего возраста, очень много времени проводят за компьютерами и телевизорами. Практически все их интересы лежат в с...

Консультация «Вредное воздействие компьютера на ребенка»

Консультация для родителей о вреде компьютера для здоровья ребенка                            [[{"type":"media","view_mode":"...

Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»

«Дошкольник и компьютер» О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера....

Семинар «Телевизор, компьютер и ребенок»

Семинар предназначен для родителей детей дошкольного возраста....

Программа "Компьютер и ребенок"

Программа "Компьютер и ребенок" расчитана на  2 года  для детей 5-7 лет, в ее состав включены  тематический план, организация и  режим НОД. Вы узнаете:  какие принципы положен...