Консультация для родителей «Русский фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций"
консультация

Бубутейшвили Виктория Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_v_vospitanii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР В ВОСПИТАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня — не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества — кладезь народной мудрости. И в каждом — огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Слово  "фольклор" в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор это поэзия, созданная народом, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования. Принцип фольклора: Возрастить дитя в радости. Все родители знают, как нелегко бывает объяснить малышу правила повседневного  поведения, которые для взрослого являются нормой, как трудно преодолеть детское упрямство, привить первые самые необходимые навыки. И тут, на помощь приходят потешки, созданные нашими далекими предками, для потехи малых детушек. Они и сегодня помогают родителям научить малыша, говорить первые слова, делать первые шаги, умываться, расчесываться, кушать кашку, гулять, танцевать, одновременно раскрывая перед маленьким человеком красоту и мелодичность поэтического слова.  Потешки, пестушки, прибаутки - развивают у детей активность, самостоятельность, чувство сопереживания персонажам. У ребенка возникает потребность речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками, дети с радостью включаются  в игровое взаимодействие по ходу текста,  например с удовольствием помогает котику мотать ниточки -: Котик ниточки мотает, на клубочек навивает. "Моталочка" способствует сцеплению правого и левого полушария.

 Как известно малыши отличаются неусидчивостью, неорганизованностью и чтобы привлечь их внимание, нам помогут сюрпризные моменты, ( наглядность игрушки, картинки и т.д.) появление персонажа потешки привлечет непроизвольное внимание ребенка. Например, появление петушка с криком  "кукареку"-: Петушок, петушок золотой гребешок, что ж ты рано встаешь, голосисто поешь...

Очень важно при использовании пестушек, прибауток слуховое восприятие, голос взрослого должен звучать, то громко, то тихо ,то медленно, то быстро, иногда нараспев, растягивая гласные, пользоваться речитативом .Так же огромную роль играет тактильное соприкосновение ребенка с персонажем,( поглаживание кошечки или  "масляной головушки" петушка...), и со взрослым ( при использовании потешек со щекоткой или с массажем, они  в игровой форме помогают раскрыться, вызвать у детей ощущения защиты и доверительности).   Пальчиковая гимнастика (пример: Сорока-белобока) развивает мелкую моторику, активизирует кору головного мозга.  

Фольклор - эмоциональная сфера развития души ребенка.      

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.      Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь. С русскими народными песнями и мелодиями детей начинают знакомить уже с младшей группы.

Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока — сорока» и т. д

   Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких — все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки.». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, педагоги часто используют другие фольклорные жанры — песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. — все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, свадебные песни и т. д.)

Для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр часто используем многообразие народной музыки: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д.

Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Знакомство дошкольников с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций в условиях ФГОС в МБОУ».

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поко...

"Воспитание у дошкольника культуры семейных традиций"

Консультация для педагогов "Воспитание у дошкольников  культуры семейных традиций"...

Консультация для родителей "Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей"

Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, в играх со сверстниками. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА, ПУТЕМ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С 75 ГОДОВЩИНОЙ ПОБЕДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

9 мая – это один из самых великих праздников для русского народа. Праздник Великой победы, праздник мужества и отваги, праздник стойкости и силы духа. В каждой семье есть герои, которые стойко с...