"Детская агрессия: причины и коррекция".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Александра Юрьевна
Дети переживают жизнь «тотально», они всем своим существом
находятся в настоящем моменте, они спонтанны и искренни в проявлении
своих чувств, живут «здесь и сейчас» и часто находятся во власти эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx120.3 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия:

причины и коррекция

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1873797/pub_5d4ffb3abc251400ad81e907_5d4ffbded5135c00aea0aa91/scale_1200

    Злость, гнев — это естественные человеческие эмоции, которые все мы периодически испытываем. Агрессия — это физические  действия в адрес другого человека, когда мы испытываем злость.

    Когда взрослый человек испытывает злость, гнев, раздражение, он знает, что именно с ним происходит и как с этим можно справляться. Взрослый человек может свою злость: выражать, подавлять, скрывать, рассказывать о ней своим друзьям или близкими,  может пнуть от злости ногой диван,  встать под душ, ударить кулаком по столу, швырнуть вещь и т.д. и т.п. Взрослые, как правило, не проявляют агрессию в адрес других, т.к. знают разные другие способы справляться со своей злостью.                  

       Дети переживают жизнь «тотально», они всем своим существом находятся в настоящем моменте, они спонтанны и искренни в проявлении своих чувств, живут «здесь и сейчас» и часто находятся во власти эмоций. Дети, когда испытывают злость, не понимают, что с ними происходит, как это называется и что с этим делать. Они могут говорить: «Уйди отсюда», «Плохой воспитатель», «Ненавижу тебя», «Я не буду с тобой дружить». Очень редко  ребёнок может сказать: «Я на тебя злюсь», если вы его никогда этому не учили.    Последствия агрессии, оставленной без профилактики и своевременной коррекции, могут быть самыми печальными – от конфликтов со сверстниками до асоциального поведения во взрослом возрасте.

Детская агрессия имеет несколько ключевых причин:
• самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; 
• стремление получить желаемое; 
• стремление к доминированию; 
• месть; 
• защитная реакция; 
• подчеркивание собственного превосходства с помощью ущемления личности других.

     В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родителей: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие поведение агрессивного ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении.

    У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

 Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками.

    Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

     В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

Различают 2 вида агрессии по открытости:

  • прямая агрессия направлена точно на объект, вызывающий раздражение, она проявляется в виде угроз, хамства и применения силы;
  • косвенная агрессия обычно направлена на доступные объекты, на которые безопасно выплескивать эмоции. К примеру, если ребенок обижен на отца, он может бить младших братьев и сестер или более слабых сверстников.

По форме проявления агрессия бывает:

  • вербальная – это угрозы, крики и оскорбления;
  • экспрессивная  -  сводится к несловесным средствам выражения: мимике, жестам и т.п.;
  • физическая -  проявляется в виде грубого применения силы, например, драки и порчи вещей;
  • инструментальная -  используется для получения желаемого, порой неосознанно: ребенок кричит и скандалит в магазине, требуя от матери купить то, что он хочет;
  • мотивационная  – заранее спланированная, к примеру, ребёнок бьет сверстника, который раннее чем-то его зацепил.

Что делать?

    Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями.

  • первый шаг коррекции агрессивного поведения – это выяснение истинного мотива. Взрослые должны попытаться понять, что движет их ребенком, разобраться в истинных его потребностях. А выяснив их, объяснить своему чаду мирный путь получения желаемого. Если ребенок в разных социальных местах – дома, на улице, в детском саду – ведет себя по-разному, то, скорее всего, своим поведением он преследует определенную цель, хотя в большинстве случаев и не осознает это. И тогда нужно сделать мотив и итог агрессии прозрачным для самого ребенка.
  • помочь ребёнку осознать, что с ним происходитс помощью слов, озвучить его чувство, объяснить, что с ним сейчас. Например: «Я вижу, что ты сейчас сердишься». «Я понимаю, что ты сейчас злишься». И очень важно, чтобы родители не запрещали ребёнку проявлять чувство злости (да и любые другие чувства тоже), не стыдили его за это и не ругали, а, наоборот, помогли ему. Как помочь?
  • показать, что вы понимаете, НА ЧТО сейчас злится ребёнок: 
    «
    Я вижу, что ты очень злишься, потому что тебе хочется играть моим телефоном, я а тебе не разрешаю», «Ты злишься на меня потому, что произошло то-то…», «потому что ты хочешь…..», «потому что тебе не дают…».
  • сказать, что вы понимаете его: «Я тебя понимаю, я бы тоже разозлилась на твоём месте», «Я понимаю, мне тоже неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась, когда была маленькой в таких случаях…».
  • помочь ребёнку сказать своими словами, что он чувствует: научите ребёнка говорить: «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется тут всё раскидать», «Я так злюсь, что мне хочется тебя ударить» (у ребёнка такие мысли возникают, просто вы об этом не догадывайтесь). Сказать –  совершенно не значит – сделать. Пусть  скажет Вам об этом и ему сразу станет легче, что он может сказать об этом вслух. 
  • обозначить ограничения на физическую и словесную агрессию в адрес людей  и животных, научив ребёнка перенаправлять свою злость на другие неодушевлённые объекты, то есть, выражать злость приемлемыми способами.
  • отказаться от требовательности, граничащей с тиранией – это только усугубит склонность ребенка к агрессии. Требования к ребенку должны быть разумными, соответствующими его возрасту и способностям.

    Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил. Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других. При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей.      

      Профилактика агрессии – это постепенное и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних.

     Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи. Обсуждайте с детьми, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.  Приучайте детей рассказывать о том, что их волнует, за что они переживают. Пусть они привыкнут прямо говорить о своих чувствах, о том, что им нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас детей.  Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте  - дети будут копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и людьми. Подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

   Также стоит обсудить с родителями: какой пример они подают ребенку? Позволяют ли  ссориться и оскорблять друг друга при нем? В методах воспитания отец и мать должны быть едины и последовательны, чтобы у детей не формировались двойные стандарты.

   Важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. Задача взрослых - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Не бывает агрессивных детей. Бывают дети, зеркалящие социальную и общественную ситуацию. Наши дети – это наше отражение. Они впитывают информацию, как губки воду, вот только со своей детской коррекцией и интерпретацией. Поэтому если хотите перемен в детях, начните с себя.

Литература.

1.О. Литвинова,  журнал «Мама и малыш», №3, 2007 г., 
2.Материалы с сайтов www.2mm.ru , adalin.mospsy.ru , www.igra-msk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в общ...

Детская агрессия. Причины и способы преодоления

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio - нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ...

Детская агрессия - причины, как бороться

Гнев и агрессивное поведение — это необходимая человеку реакция....

Детская агрессия. Причины и способы преодоления

Агрессия - это выражение эмоции, а эмоция - это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. К...

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ. ПРИЧИНЫ. КОРРЕКЦИЯ

Агрессия присуща каждому человеку, поскольку представляет собой инстинктивную форму поведения. Главной ее целью является выживание и защита. С возрастом человек научается переводить агрессивные порывы...