Поиграем в математику
методическая разработка (средняя группа)

Шишканова Юлия Александровна

Картотека дидактических игр по развитию математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigraem_v_matematiku.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Юный математик» дома.

Поиграем в математику?

Количество и счет.

      

    Дидактическая игра: «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?

    Дидактическая игра: «Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а родитель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

 Дидактическая игра: «Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Оборудование: счетные палочки.

Содержание: вместе с ребенком составлять цифры с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

 Дидактическая игра: «Читаем и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине; умение считать в пределах 5.

Оборудование: счетные палочки.

Содержание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

 Дидактическая игра «Возьми столько же»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

Оборудование. У ребёнка таблица с тремя полосками, деленная по вертикали на три равные части.

Содержание: В левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 5, наборы геометрических фигур и счетных палочек.

Родитель предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем ребёнок заполняет среднюю (по вертикали) часть таблицы, берёт столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Родитель спрашивает ребенка, сколько фигур он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы ребёнок берёт счетные палочки и выкладывают в правой части таблицы по количеству нарисованных предметов.

 Дидактическая игра: "Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

   

   Дидактическая игра: "Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Содержание. Предложите научиться свертывать ленту и покажите, как это надо сделать, дайте ребёнку попробовать. Затем предложите поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту?". Возьмите себе  длинную, ребёнку короткую ленту. Кто первый свернет свою ленту? Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого разложите ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна, но ничего не говорите. Затем поменяйтесь лентами. Теперь выигрываете Вы. Спросите у ребёнка: «Почему так происходит?». После ответа ребёнка, сделайте вывод: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

   Дидактическая игра «Сравни дорожки»

Оборудование: Дорожки (полоски) разной ширины.

Цель: Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Содержание: Предложите ребёнку сравнить дорожки разными способами (приложением, наложением, разложить в порядке увеличения ширины, уменьшения).

Ориентирована в пространстве

   Дидактическая игра: «Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Оборудование: игрушки.

Содержание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

   Дидактическая игра: «Бегите к цифре»

Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.

Содержание: Игра малой подвижности. Водящий называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.

   Дидактическая игра "Что где находится?"

Цель: Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя "впереди", "сзади", "перед", "слева", "справа", "вверху", "внизу".

Оборудование: Игрушки

Содержание: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает предметы, находящиеся впереди, сзади, слева, справа.

6. Дидактическая игра «Футбольное поле»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Оборудование: листы бумаги и маленькие круги по количеству игроков.

Содержание: Детям предлагается поиграть в футбол на бумаге. По заданию, круг («мяч») выкладывается в определенное место листа («поля»): верхний левый угол, нижний правый угол, середина «поля» и т. д.

Ориентировка во времени

  Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Оборудование: картинки по временам года.

Содержание: Возьмите  в руки несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Объясните правила игры, раздайте всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот, на кого она указала, угадывает время года.

    Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?»

Цель: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Содержание: Инсценировка сказок с использованием иллюстраций "Репка", "Теремок", "Колобок" и др.

   Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Содержание: Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …".

   Дидактическая игра "Вчера, сегодня, завтра"

Цель: Закреплять понятие о таких категориях, как "вчера", "сегодня", "завтра"

Материал: Мяч

Содержание: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: "Мы лепили. когда". Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос "когда?"

Мы пойдем гулять в парк. (сегодня)

Мы навещали бабушку. (вчера)

Мы будем читать книгу. (завтра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

давайте поиграем в математику

информация и логические игры по математике...

Давайте поиграем в математику

Консультация для воспитателей...

" Поиграем в математику"

Занятие в игровой форме привлекает ребенка своей непосредственностью и вызывает желание стать активным участником образовательного процесса....

консультация для родителей "Поиграем в математику"

В представленом материале собраны игры для формирования математических предствылений у дошкольников на основе имеющегося у них опыта....

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе «Поиграем с математикой»

Задачи:закрепить знания дней недели, соответствие дней недели своему числу и наоборот;закрепить счет двойками, в пределах 30, пятерками до 100;закрепить знания состава чисел до 10;упражнять  счет...

Конспект родительского собрания " Давайте поиграем в математику"

Конспект собрания мастер класса для средней группы о математических играх....