Главные вкладки

    Конспект "Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми 3-5 лет."
    план-конспект занятия (средняя группа)

    Рожкова Елена Александровна

    Вашему вниманию предлагается конспек к презинтации о нестандартных подходов к заучиванию стихотворений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zauchivanie_sihov.docx23.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми 3 – 5 лет»

    На протяжении всей жизни стихотворение идет с нами в ногу. С младенчества мама рассказывает своему малышу стихи, когда его кормит, купает, одевает или просто играет….

    Стихотворение развивает речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры. Когда ребенок начинает заучивать стихи, все эти качества удваиваются.

    В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом. Но не редко воспитатели или родители сталкиваются с проблемой, что ребенок попросту не может запомнить, казалось бы, простое на первый взгляд стихотворение. В чем же проблема? В стихотворение простые и понятные слова, но оно почему-то не запоминается.

    Большинство современных детей имеют проблемы речевого развития и поэтому испытывают серьезные трудности и при запоминании стихотворений. Также ребенку трудно запомнить то, что не связано с его личным опытом, с переживаниями, интересами, потребностями. У ребенка отсутствует мотивация для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности. В силу этих и других причин заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

    Чаще всего при заучивании стихов используется принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения даже замечательный текст можно разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. А при разучивании стихов нужно обязательно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная. Значит, заучивание стихов для дошкольника должно стать увлекательным делом, вызывающим положительные эмоции.

    Следовательно, главная задача воспитателя, при разучивании стихов с детьми, пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.

    Очень важно  использовать такие методы и приемы, которые будут способствовать быстрому запоминанию стихотворений детьми. А нетрадиционные приемы – настоящий кладезь идей.

    Существует много различных приемов, облегчающих запоминание стихов, но я в своей профессиональной деятельности использую следующие:

    • Визуальный
    • Двигательный
    • Слуховой
    • Игровой
    • Визуальный:

    Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

    Заключается он в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. 

    В работе мне помогло пособие Натальи Васюковой «Учим стихи по картинкам». Пособие состоит из разных стихотворений, подробно отраженных в картинках. В начале использовала готовые иллюстрации к стихотворениям из пособия. Затем подбирала стихотворения из других источников и рисовала к ним иллюстрации сама. Это оказалось намного удобнее, т.к. вначале сама раскладывала иллюстрации в нужной последовательности, затем предлагала это сделать детям.

    К визуальному приему отнесла и мнемотехнику – систему различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники – построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте. Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. Начинается работа с простейших мнемоквадратов – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – ряд картинок (мнемоквадратов), по которым можно составить небольшой рассказ, предложение. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

    В работе с детьми 3-5 лет использую цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются ассоциативные элементы: солнышко – круглое, желтое, небо – синее, огурец – овальный, зеленый.

    Для разучивания стихотворения вначале эмоционально прочитываю детям стихотворение, и провожу словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Затем с детьми рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. Далее осуществляю перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. После перекодирования читаю стихотворение детям с опорой на символы. Таким образом, происходит отработка метода запоминания.

    • Двигательный:

    Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого приема состоит в том, что к слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

    Применяя этот способ, выразительно читаю весь текст, а затем предлагаю его разыграть, изобразить в движении.  Сначала сама показываю, какие движения будем изображать на слова текста. Затем усложняю и предлагаю придумать движения детям. На начальном этапе мы с детьми необходимые движения выполняли только сидя, затем стали выполнять стоя, чтобы задействовать в выполнении движений все тело.

    Так же можно заменять «выдуманные» движение нанизыванием бусин на нитку или заматыванием нитки в клубок. Для этого использую игры «Смотай из стихотворения клубочек», «Намотай стихотворение на катушку», «Собери (разбери) бусы» и т.д.

    Сматывая из стихотворения клубочек, ритмично читаю стихотворение и вместе с детьми как бы «наматываем» строчку за строчкой в клубок. А когда намотали, рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку».

    Этот прием хорошо помогает детям кинестетикам, т.к. у них для запоминания появляется опора – движение.

    Еще один вариант этого приема предложить детям класть в блюдо шарики. Строчка – шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. 

    • Слуховой:

    Собираю  детей в кружок, читаю стихотворение и «раздаю» (в устной форме) каждому ребенку по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

    Используя этот прием, столкнулась с тем, что детям сложно дождаться своей очереди, им тяжело сидеть. Дети с хорошей памятью быстро запоминают все стихотворение и подсказывают «соседям» их фразы. Плохо запоминающих детей прошу включить в головке магнитофончик, который будет записывать и помогать им запоминать свою строчку.

    Также построчно учить стихотворение с детьми можно с использованием элементов мнемотехники. Для этого построчно читаю стихотворение и на глазах ребенка изображаю то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. В данном случаи изобразительные способности взрослого не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое  схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания наши каляки-маляки особенно не влияют. Главное – принцип. Затем, по моему «картинному плану» ребенок  несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. 

    • Игровой:

    Помогает детям запоминать стихотворение игра-драматизация с использованием игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала сама читаю текст, а дети «играют» в стихотворение, а потом наоборот.

    Особенно быстро помогают запомнить стихотворение с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например, при разучивании стихотворения Владимира Степанова «Кони, кони, как живете? Кони, кони, что жуете?», использовала пальчиковый театр. В начале читаю стихотворение детям, затем мы распределяем роли: я – автор, дети – животные. Дети выбирают фигурки-персонажи и мы начинаем играть. Играя, дети не замечают, как запоминают стихотворение! Пальчиковый театр помогает запомнить практически любое стихотворение.

            Мой опыт подтверждает, что использование нестандартных подходов к заучиванию стихотворений с детьми 3 – 5 лет, позволяет не только сделать процесс запоминания интересным, но и эффективным, т.к. учитываются индивидуальные особенности детей. Дети-визуалы хорошо запоминают при помощи мнемотаблиц, кинестетики – в движении. В большинстве случаев зрительный метод является ведущим для детей, а двигательный используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста. Особенно он эффективен для с ОВЗ с ТНР, т.к. позволяет поддерживать у них интерес к поэзии даже при их многократном повторении.

     «Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что- нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов,  заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память. ».

    К.Д. Ушинский

    «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка» (В.Г.Белинский)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений"

    Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Заучивание стихотворений"....

    Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ.

    Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ.Консультация для воспитателей.В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на во...

    Родительское собрание: «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду»

    Оказание методической и практической помощи родителям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами;Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений;Научить использовать нет...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

    Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогич...

    Презентация "Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми 3-5 лет

    В этой презентакции вы познакомитесь с приемами, облегчающие запоминание стихотворения....

    Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации

    Данные методические рекомендации представляют обобщенный опыт реализации образовательного проекта по вопросам нестандартного подхода к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Реко...

    Презентация на тему: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

    В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом....