Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")
консультация

Андреева Галина Ильинична

Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, стремиться и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)

                                                                                                                                          Утверждаю

 Старший воспитатель

__________ Афанасьева Г.А.

                 Сценарий родительского собрания для родителей детей

 младшего дошкольного возраста

 «Понятие общения и его значение в развитии дошкольника»

(в рамках родительского клуба «Поможем друг другу» по программе «Психолого-педагогические основы общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста»)

                                                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                                   педагог-психолог

                                                                                                                                         Андреева Г.И.

2020г.

       Цель: повышение компетенции родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам общения и взаимодействия детей младшего дошкольного возраста в семье.

       Задачи:

- расширить диапазон знаний родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в вопросах формирования навыков общения и взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста.

       Форма проведения: родительское собрание.

       Длительность собрания: 25 минут.

       Участники: педагог-психолог, родители.

       План:

1.  Вступительное слово. Понятие общения и его значение в развитии дошкольника.

 2. Виды общения.

 3. Общение со сверстниками.

 4. Рецепт желанного общения родителей с ребенком.

 5.  Подведение итогов собрания.

       Вступительное слово. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы поговорим об общении его значение в развитии дошкольника.

        Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга. Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде.

   Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, то есть обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания.

      Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

       Как показали исследования Л.С. Выготского, общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов.

       Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым.    Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Общение приносит радость и детям, и родителям. Поэтому, так велико воздействие семьи на формирование личности малыша.

       Ранний возраст – важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладывается познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.      

       Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии.

     Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками.

     При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

     Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны два вида общения:

-  ситуативно-личностное общение (характерно для младенцев и детей раннего возраста). Это сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого.  Оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

ситуативно-деловое общение (возникает только в раннем возрасте). Это когда у ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве.

       Общение детей в раннем возрасте можно условно разделить на две составляющие: общение со взрослыми и общение со сверстниками.

       Первый опыт общения ребенок получает в семье.

       Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, стремиться и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и так далее.

       На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей среды, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом подражания.

       Хорошая, дружная семья – это первичный коллектив, члены которого живут по принципу товарищества, сочувствия, взаимопомощи. Эти ценные принципы постепенно усваиваются вашими сыновьями и дочерьми под влиянием ваших поступков, доступных рассказов. Так, незаметно у детей начинает складываться не только любовь к семье, уважение к родителям и другим членам семьи, но и вообще к людям, к Родине.

       Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

      К трем годам происходят качественные изменения возможностей способностей малыша. Он обретает умения, которые позволяют ему становиться все более самостоятельным. Самое главное — развивается внутренний мир ребенка. Малыш очень активно начинает обживать свое внутреннее психологическое пространство.

      В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

- во-первых, взрослый даёт ребёнку образец действий с предметом, его общественную функцию;

- во-вторых, он организует практические действия, передаёт ему технические приёмы их осуществления;

- в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

       К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

       Сотрудничая со взрослым, ребенок раннего возраста приобретает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении).

       На втором году жизни сотрудничество ребенка со взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Теперь ребенок «...живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним».

       Общение сверстников, складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими партнерами. Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка с полутора лет. 

Общение детей младшего возраста друг с другом происходит с помощью различных действий

       1.Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам. Такое отношение свойственно детям, которые пришли в детский сад сразу, как только им исполнился один год.

       2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия начинаются бесцеремонностью. Ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.

       3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относятся взгляд глаза в глаза, улыбки, вербальные формы общения.

       4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый — ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

       Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.

       Мы предлагаем вам один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. Вам предлагается взять слова – помощники из нашего «словаря» и составить Рецепт желанного общения родителей с ребенком.

«Словарь»: Доступность, Родительская Любовь, Авторитет, Ответственность, Признание, Принятие.

Взять П_________, добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

       А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

         Рецепт желанного общения родителей с ребенком.

       Взять Принятие, добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

Дополнительная информация - смысл слов: Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности. Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.

- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка - эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки.                      

 - для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день;

-  для уверенности в семье – 6 поглаживаний;

- для уверенности в обществе – 9 поглаживаний;

- быть лидером – 12 поглаживаний.

       Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком. Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».

       Условия для развития ответственности – наличие определенных ежедневных обязанностей, не брать ответственность за поступки детей на себя, умение сказать ребенку: «Нет». Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

       Итог собрания. Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

       ЛЮБИТЕ И ПОНИМАЙТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА!

Источники:

  1. Воспитываем ребенка правильно. Мудрые советы / Пер. с нем. М. Кизеевой. – М.: Мой Мир ГмбХ Ко.КГ, 2006. – 96 с.
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 238 с.
  3. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребенок от 0 до 7 лет. / А. Дружинин – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – С. 43-48.
  4. Коренева, Е.Н. Эти загадочные малыши…: 100 ответов на родительские «почему?» / Е.Н. Коренева. Ярославль: Академия развития, 2001. – 146.С.
  5. Темплар Р. Правила родителей / Ричард Темплар; Пер. с анг. – М.: Альпина нон-фикшн, 2009. – 272 с.

       Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.

     Ядром переживания этого кризиса становится стремление ребенка к самостоятельности. Проявляя активность, ребенок сталкивается с ограничениями со стороны взрослых, которые могут носить конструктивный (четкие границы допустимого) или неконструктивных (гиперопека, высмеивание, смещение границ то в одну, то в другую сторону) характер. Постепенно разрастающееся противоречие является психологическим механизмом, который и «запускает» кризис трех лет.

       В детской психологии используется такое понятие, как «семизвездие» кризиса трех лет. Каждая «звездочка» — психологическая черта, которая характерна для развития ребенка на этом этапе.

      Какие же возрастные проявления детей характеризуют «Кризис трёх лет»?

Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков.

Негативизм. Это реакция ребенка на обращение к нему взрослого. Причем реакция не на содержание обращения, а на то, что оно идет от взрослого. Ребенку не нравится, что он должен принимать от этого взрослого какие-то обращения. Поэтому ребенок стремится все сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении малыша к процедуре приема пищи. Дома ребенок отказывается от определенного продукта. Когда же его угощают этим же продуктом чужие люди, он спокойно и с удовольствием это съедает.

Пример. Мама долго уговаривает малыша съесть яблоко. Он категорически отказывается. Появляется другой человек и протягивает тот же фрукт. Ребенок с удовольствием принимает подарок и тут же уплетает его за обе щеки.

Упрямство. Эта черта пронизывает практически все поведение малыша. Он не воспринимает мнений других людей, а постоянно настаивает на чем-то своем. Причем делает это даже тогда, когда реальное желание уже удовлетворено, или утратило свою актуальность, или же ему предложен другой вариант, который даже выгоднее его
собственного замысла. Ребенок продолжает упорно настаивать, так как просто не может отступить от собственных начальных требований, он крепко связан своим первоначальным решением.

Пример. Во время прогулки ребенок просит пить. Мама заходит вместе с ним в магазин, чтобы купить сок. Ребенок хочет яблочный. Но такого сока нет. Продавец предлагает вишневый, мама покупает. Ребенок отказывается от сока, так как это «не тот» сок. Мама уговаривает ребенка, но тот твердо стоит на своем. Даже если он очень хочет пить, он не может притронуться к «не тому» соку. От этого малыш может закапризничать еще больше. Его страдания многократно усиливаются из-за того, что он не может попить. Он не может взять никакой другой сок, кроме яблочного. Он связал себя по рукам и ногам своим желанием и упрямством.

Строптивость. Эту черту малыш проявляет при выражении своего отношения к образу жизни, нормам воспитания, которые сложились в семье. Он отказывается выполнять требования взрослых, словно не слышит их. Чаще всего детская строптивость представлена в семьях, в которых наблюдается противоречивость воспитания.

Пример. В семье стремятся приучить ребенка убирать за собой игрушки. Мама требует, чтобы он делал это сразу же, как только закончит игру. Папа считает, что игрушки вполне спокойно могут оставаться на своих местах и после игры, потом не придется их доставать. Бабушка и дедушка убирают игрушки вместо ребенка. А ребенок просто отказывается участвовать в этом процессе. Все указующие замечания взрослых проходят мимо него.

Своеволие. Ребенок выставляет перед собой цели, идет к их достижению, преодолевая все возможные преграды.

Пример. Малышу захотелось пойти гулять. Взрослым некогда сопровождать его. Ребенок всем своим видом и поведением упорно настаивает на своем. Он самостоятельно одевается, натягивая куртку, туфли. Идет к двери и стоит там до тех пор, пока сердобольные родственники, оставив свои дела, не пойдут с ним гулять. Чаще всего ребенок уже хорошо знает «слабые» места родителей, на которые следует «нажать», поэтому победу одерживает он, а не взрослые.

Протест-бунт. Ребенок ведет себя так, словно он находится в состоянии войны и конфликта с окружающими.

Пример. Малыш расставил по всей квартире свои игрушки. Если кто-то из членов семьи случайно сдвинет игрушку с места, ребенок тут же начинает мощную атаку. Он кричит, плачет, цепляется за взрослых и т. п. Малыш так страшен в гневе, что родители готовы сделать все что угодно, лишь бы как можно быстрее военные действия прекратились.

Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

Пример. В этом возрасте малыш впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, весело-насмешливые реплики типа: «Совсем как взрослый! Где он только нахватался таких слов!», то для ребенка это может стать подкреплением его действий. Когда позднее, на рубеже поступления в школу, родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит, и захотят с этим разобраться, то, скорее всего, будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка по отношению к родным.

Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность.

Пример. Малыш может отбирать у младших детей игрушки, одежду, одеяло, подушку. Может угрожать родителям «разобраться» с маленьким ребенком, замахиваясь на него рукой, толкая, и т. п.

Таким образом, основными признаками «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

Как же вы строится взаимодействие родителей с ребёнком, который переживает «Кризис 3-х лет»?

Ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту и ласку, вне зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период. Каждый из вас стремиться получить удовольствие от общения со своим ребёнком. Но иногда он демонстрирует трудно переносимое или непонятное поведение. Мы с вами уже проговорили несколько эффективных рецептов взаимодействия.

Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся, во что бы то ни стало,  сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Цель:  Раскрытие значения речи во  всестороннем развитии личности ребенка....

Родительское собрание "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста"

Собрание  "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста" знакомит родителей и дает советы по воспитанию детей 3-4 лет...

Сценарий родительского собрания «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Сценарий родительского собрания«Развитие речи детей раннего дошкольного возрастапосредством театрализованной деятельности».Цели: способствовать повышению педагогической культуры родит...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для того, чтобы познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприя...

Родительское собрание «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: - познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами е...