Консультации учителя-логопеда для родителей
консультация (старшая, подготовительная группа)

Партина Александра Владимировна

В данном разделе для родителей представлена полезная информация по речевому развитию детей дошкольного возраста на различные темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста

«Критерии речевой готовности ребенка к школе»

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи и высшим психическим функциям. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Ниже представленные компоненты речевой системы, которые должны быть развиты у ребенка к моменту поступления в первый класс.

Звукопроизношение и фонематический слух

Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

К 6 годам ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении, дифференцировать их между собой, определять наличие заданного звука в словах.

Навыки звукового анализа и синтеза

Данный критерий предполагает следующее:

  • слышать и выделять первый и последний звук в слове, а также определенный по счету;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков и слогов в слове;
  • уметь делить слова на слоги и расставлять ударение;
  • называть слова с заданным звуком и слогом;
  • подбирать слова с определенным количеством звуков и слогов;
  • уметь составлять слова из звуков, букв и слогов;
  • знать и правильно употреблять следующие термины: «звук» (гласный и согласный, звонкий и глухой, твердый и мягкий), «буква», «слог», «слово», «предложение», «текст»;
  • составлять схемы слов и предложений, соотносить слова и схемы с их схематичным видом;
  • уметь работать с разрезной азбукой.

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.

Слоговая структура слова

Ребенку 6-7 лет должны быть доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не изменяя звуковой состав слов.

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть широкий словарный запас (около 2000 слов). В собственной речи дети должны активно использовать существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, предлоги. Уметь подбирать антонимы, синонимы, однокоренные слова, обобщающие понятия. Понимать многозначные и переносные слова, а также значение фразеологизмов, пословиц и поговорок.

Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Например:

* Назови предметы в единственном и множественном числе.

Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.

* Составь одно слово из двух.

Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.

* Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.

* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь:

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
  • составлять рассказ по картинке, по серии картин;
  • отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обратите внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));

- на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевая коммуникация

- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

- уметь слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета;

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться за помощью к специалисту!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Консультация учителя-логопеда для родителей (законных представителей) воспитанников старшего дошкольного возраста

на тему: «Главное о звуках и буквах»

Оптимальным периодом для подготовки детей к обучению грамоте является возраст от пяти до семи лет. За это время ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически.

Предлагаю Вашему вниманию главные понятия и правила, необходимые на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте, а также при выполнении домашнего задания.

• Звук – это то, что мы слышим и произносим.

• Звуки бывают гласными и согласными.

• При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграду в виде губ, зубов, языка.

• Гласные звуки обозначаются квадратной фишкой красного цвета.

• Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

• Гласных букв десять: А У О И Э Ы Е Ё Ю Я.

• Гласные буквы Е Ё Ю Я могут обозначать один и два звука в зависимости от позиции в слове:

- после согласных (день, мяч) - обозначают один звук: я  – [а], е  – [э], ё  – [о], ю – [у];

- после гласных (поют, маяк), после Ъ и Ь (объявление, съел), в начале слова (яблоко, ель) – обозначают два звука; я  – [йа], е  – [йэ], ё  – [йо], ю  – [йу].

• При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде губ, зубов, языка.

• Согласных звуков 36.

• Согласные звуки бывают глухими и звонкими (определяем, прикладывая ладонь на горло).

• При произнесении глухих звуков голосовые связки не работают, горлышко «не вибрирует».

• При произнесении звонких звуков голосовые связки работают, горлышко «вибрирует».

• Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. При этом: всегда твёрдые согласные - Ж, Ш, Ц; всегда мягкие согласные - Й, Ч, Щ.

• Мягкие согласные звуки обозначаются квадратной фишкой зеленого цвета.

• Твердые согласные звуки обозначаются квадратной фишкой синего цвета.

• Гласные И Е Ё Ю Я смягчают твердые согласные (пень, дерево).

Все гласные, а также большинство согласных звуков можно тянуть и петь!

• Буква – это то, что мы пишем и видим (графический символ звука).

• Букв в алфавите 33.

Название буквы должно полностью совпадать с названием звука (буква Р называется не [рэ] или [эр], а [р])!

• Буквы Ь и Ъ знак не обозначают звуков.

• Слог – это сочетание одного гласного звука с одним или несколькими согласными звуками. При этом: один согласный звук не образует слог, в то время как один гласный – может.

• Сколько в слове гласных, столько и слогов.

• Слово – это сочетание слогов, обозначающее предмет, его признак или действие (дом – слово, капоту – набор слогов без смысла).

• Предложение – это набор слов связанных между собой по смыслу.



Предварительный просмотр:

Партина А.В.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

НА ВЕСЕННИЙ И ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

1. Развивать мелкую моторику:

- выполнять пальчиковую гимнастику;

- применять кинезиологические упражнения;

- лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

- вырезать ножницами различные фигуры, выполнять аппликации;

- выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;

- расстегивать и застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

2. Развивать просодические компоненты речи (дыхание и голос):

     - пускать мыльные пузыри, дуть на одуванчики, сдувать ватку с ладошки и др.;

     - надувать шарики;

     - дуть в трубочку, опущенную в стакан с водой;

     - играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки,  флейты, губные гармошки и др.);

     - длительно произносить звуки речи на выдохе;

     - выполнять упражнения на развитие силы и высоты голоса (например, произносит звуки речи медленно, быстро, тихо, громко, беззвучно).

3. Выполнять артикуляционную гимнастику (см. индивидуальные тетради или

папки).

4. Формировать фонематический слух, а также навыки звукового анализа и синтеза:

      - повторять за взрослым звуковые и слоговые ряды, состоящие из 3-5 элементов (м-мь-н-нь-м; са-са-сы;  ша-шу-ша-ши;  па-па-ба; эла-эло-элы  и т.д.);

      - различать слова-паронимы (коса-коза, крысы-крыша, корка-горка);

      - «поймать» заданный звук среди других звуков или слогов;

      - определять место заданного звука в словах (начало, середина, конец);

      - называть слова с заданным звуком (в начале, середине, конце);

      - называть первый/последний (третий, пятый и т.п.) звук в заданном слове;

      - определять в заданном слове только гласные/согласные звуки;

      - составлять звуковые схемы к словам;

      - делить слова на слоги;

      - подбирать слова с определенным количеством звуков или слогов;

      - узнавать слова, предъявленные ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков или слогов (какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а»);

      - образовывать новые слова с помощью «наращивания»/ замен звуков или слогов (рот - крот-грот, Оля – Коля, Толя, Поля, дом – сом – лом – ком);

      - разгадывать ребусы, кроссворды, анаграммы и т.п.;

      - повторять изученные буквы и звуки, которые они обозначают.

5. Закреплять (автоматизировать) поставленные звуки изолированно,               в слогах, словах, предложениях (см. индивидуальные тетради или папки);  контролировать их в самостоятельной речи ребенка, не допускать искаженного произнесения отрабатываемых звуков!

6. Совершенствовать грамматический строй речи:

       - изменять слова по числам, падежам (игра «Один – много», «Посчитай-ка», «Этого нет» и др.);

       - образовывать новые слова (прилагательные от существительных - из шерсти – шерстяной,  глаголы от существительных - сон – спать; игра «Назови ласково», «Чей? Чья? Чьи?» - мамин, медвежий и т.д.);

       - выполнять различные упражнения на употребление предлогов;

       - искать ошибки в намеренно изменённых предложениях («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»).

7. Расширять словарный запас:

       - закреплять в речи детей названия времен года, месяцев, дней недели, детенышей животных;

       - употреблять обобщенные понятия, синонимы, антонимы, однокоренные слова;

       - вставлять пропущенные слова или словосочетания в содержание предложений, рассказов, сказок, стихотворений;

       - использовать игры «Подбери словечко» (транспорт – корабль, мотоцикл…; дикие животные – медведь, волк…),  «Какой? Какая? Какие?» (зима – холодная, снежная), «Подбери действие» (дождь – льет, моросит …) и т.д.;

       - объяснять лексическое значение незнакомых или редко встречающихся слов, а также переносные значения фразеологизмов (золотое сердце, глаза разбежались, зарубить на носу).

8. Развивать связную устную речь:

     - составлять предложения из заданного набора слов;

     - заучивать и рассказывать стихотворения (возможно применение мнемотаблиц);

     - читать (слушать) рассказы и сказки, пересказывать их;

     - составлять рассказы по сюжетной картине, серии картинок, вопросному и картинному плану, графической схеме;  

     - придумывать сказки, небылицы.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»

Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...

Консультация учителя-логопеда для родителей ".Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка – алалия".

Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка-аллалия.Что это значит? как помочь своему ребенку? Вопросов у вас возникает множество. Постараемся ответить на некоторые из них. Уважаемые родители!Вы ...