Современные игрушки для детей дошкольного возраста
статья

Существует множество современных развивающих детских игр – всевозможные раскраски, наборы для ролевых игр (в парикмахера, визажиста, доктора, в магазин), режиссерские игры, куклы и т.д. Для девочек очень популярны детские игры винкс, которые появились сравнительно недавно.

Детские игры, прежде всего, должны развивать ребенка, заставлять его логически мыслить и соображать. Не стоит ждать, пока ребенок сам предложит поиграть в какую-либо игру; наоборот, нужно предлагать ему попробовать разные виды современных развивающих игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Существует множество современных развивающих детских игр – всевозможные раскраски, наборы для ролевых игр (в парикмахера, визажиста, доктора, в магазин), режиссерские игры, куклы и т.д. Для девочек очень популярны детские игры винкс, которые появились сравнительно недавно.

Детские игры, прежде всего, должны развивать ребенка, заставлять его логически мыслить и соображать. Не стоит ждать, пока ребенок сам предложит поиграть в какую-либо игру; наоборот, нужно предлагать ему попробовать разные виды современных развивающих игр.

Безусловно, главные детские радости – это игры. Играя, дети учатся взрослой жизни, понимают главные ее моменты.

Однако не все
 современные игрушки для детей одинаково полезны. Выбирая игру для ребенка, стоит помнить, что она должна обязательно отвечать трем основным правилам – быть простой, открытой для разнообразных действий и очень гибкой; в этом случае она быстро не наскучит детям.

Игра ребенка должна быть полностью самостоятельной (разумеется, если он уже умеет играть).
 Современные детские игры должны обладать оптимальным сочетанием узнаваемости и новизны, наличием основной задачи и ориентиров для решения. Это – важное качество хороших детских игр, стимулирующее активность детей.



Все действия ребенка с современной игрушкой должны быть вариативными, осмысленными и самостоятельными. Более того, само техническое состояние игрушки должно быть нормальным, так как если, например, у машинки отваливаются колеса или боковые дверцы, то нормальной игры малыша с игрушкой не получится – ребенок будет серьезно переживать.

Наконец, ни одна
современная игра не разовьет способности ребенка сама по себе. Если у малыша отсутствует желание мыслить, думать и соображать, создавать новые сюжеты и образы, то никакая игрушка эту ситуацию не исправит. Только родители могут сделать игрушку для ребенка нужной, живой, развивающей воображение, а значит, очень полезной.

В какие игры играют современные дети

Дети играют с незапамятных времен – игра  это одна из вечных вещей в мире, а возможно, отдельный мир, куда нет хода взрослым.

 

Да и игрушки в современном понимании этого слова появились тысячелетия назад. Сколько нежных чувств вызывает ежик на колёсиках , найденных  во время раскопок в  Сузах. Так что, ничего не меняется под луной  и наскальные рисунки, датируемые тысячелетиями.

 

Древние дети играли в те же игры , в которые дети играют сегодня. Доисторические мальчишки любили взобраться на спину товарища и кататься на нем как на лошадке. А еще любили играть в войну, в которую дети играют и сегодня. Дело, видимо, в том, что, как  ни прискорбно это осознавать, но за всю известную нам историю человечество прожило без войны около полугода, потому дети играют в войну, репетируя возможную взрослую жизнь. Любили дети прошлого  играть и в спортивные игры, а девочки предпочитали игры в мяч.

 

В какие же игры  любят играть современные дети и почему?

 

Все дело в том, что дети играют в то, что больше всего их эмоционально «цепляет». В  1990е годы одна воспитательница рассказывала, что дети играют в сериалы, популярные в то время и в террористов и заложников.

 

Ну что же, каждое время диктует свои законы и свои игры. Вот почему ныне дети уже не играют в классики и казаков-разбойников, предпочитая любимых героев мультфильмов. Кумирами молодёжи сейчас являются, как известно, Чловек-паук, Гарри Поттер и другие герои популярных фильмов. Можно наблюдать и игры, в которых есть колдун и его подчиненные. Колдун стоит на возвышении и отдает подданным приказы: от нелепых до довольно агрессивных. Детские игры – настоящее зеркало общества и времени и ничего тут не поделаешь.

 

Так что. Если вас пугает то, в какие игры ваши дети играют во дворе, нет в этом ничего удивительного.  Например, когда ведущий гоняется за детьми и, дотрагиваясь, зомбирует их, а дети после этого ходят  деревянной походкой с вытянутыми вперед руками  и говорит «Я зомби», становится немного жутковато.

 

Но  это лишь внешняя сторона, а суть игры, её значение и значимость для детей ничуть не изменилась со времен наскальных рисунков. Дети играют и выплескивают весь негатив, который накопился у них в душе, а еще пытаются  найти решение волнующих их проблем. Ведь Гарри Поттер всесилен и он способен  преодолеть все превратности судьбы. Но не Гарри Поттером единым…

 

Нынешние дети играют и старые добрые дворовые игры, точно так же способные решить множество проблем.

Современные игры для детей


Современные дети совершенно отличаются от своих родителей. Если не всегда, то в большинстве случаев точно. Мы говорим про отличия в развитии, в восприятии мира. Взять, к примеру, развитие компьютерных технологий. Компьютерные игры и приставки, которые для родителей были еще диковинкой, сегодня стали вполне нормальным явлением для детей.

О компьютерных инвариациях сегодня идет множество споров и разговоров. Многие взрослые считают, что это большое зло, другие просто не обращают внимания на то, чем занимаются их дети, а третьи и сами не прочь поиграть в какую-либо увлекательную стратегию. Стоит сразу сказать, что те, кто придерживаются мнения про вред и опасность от времяпровождения за компьютером, во многом правы. Но это только если говорить о частом желании совершить погружение в виртуальный мир. А время от времени позволять ребенку пользоваться современными технологиями вполне допустим. А сегодня это стало еще боле удобно благодаря появлению новой игровой приставки PlayStation Portable или просто PSP.

Эта новинка несколько лет назад потрясала мир. Небольшой карманный гаджет позволяет играть в PlayStation. Но это еще не все, небольшая карманная консоль дает возможность играть даже по Wi-Fi сети с другими действующими лицами. Неправда ли, это удивительные возможности? А если к этому всему добавить еще и большой выбор в котором сегодня представлены сегодня игры для psp, тогда можно сказать, что такая консоль является пределом мечтаний всех компьютерных фанатов. Желающие пострелять или подумать в современном мире довольно прихотливы, поэтому далеко не всегда им можно угодить по насыщенности и комплектации. Особенно это касается детей, которые на данный момент большую часть своего времени находятся за своими компьютерами.

Все гаджеты представлены на любой вкус, поэтому среди такого разнообразия возможных вариантов увлекательного онлайн путешествия может найти для себя и ребенок и взрослый. Всевозможные бродилки, стрелялки, стратегии, и даже старые добрые игры денди можно запускать на небольшой и компактной консоли. Есть игры для малышей и детей старшего возраста. Многочисленные игры увлекут взрослых. Можно даже скачать тему для psp, хотя тут есть определенные ограничения. Лучше, конечно, приобретать лицензионные вариации для PSP или скачивать на специальных сайтах, которые контролируют и будет продолжать контролировать качество.

Игры современных детей 

Большинство современных детей максимально загружены в школе и дополнительных кружках — музыкальных, спортивных и прочих. Но все же, как и все нормальные дети, они находят время для общения со сверстниками. И зимой, и летом во дворах возникают стихийные игры, приводящие в ужас представителей старшего поколения.

Привычные «классики» или «казаки-разбойники», конечно, тоже до сих пор популярны, но все чаще детские игры напоминают сюжеты из современных мультфильмов, фильмов, «стрелялок» и «бродилок» - благо сегодня загрузить игры на компьютер может любой школьник (и хорошо если этот процесс контролируется родителями).

Какие герои дворовых игр сегодня самые популярные? Для самых маленьких, конечно, Человек-Паук, Гарри Поттер, Фродо, для детей постарше — разнообразные колдуны, зомби и прочая нечисть. Можно себе представить ужас наших бабушек и дедушек, отдаленно знакомых с этими героями современного жанра фэнтези, видящих, что их внуки с видимым удовольствием играют во всю эту жуть. Хотя, если вспомнить, например, сказки братьев Гримм (их неотредактированные варианты) с их зловещими и кровожадными героями, то современные персонажи кажутся просто милашками…

Не стоит пугаться подобного времяпровождения детей - – это лишь отражение реалий нашей жизни, внедрения в нее современных технологий, а значение и значимость самой игры для ребенка ведь не меняется.

Сверхъестественные способности различных героев создают их положительный типаж в том случае, если они используются для свершения благородных поступков. Ребенок, ассоциируя себя с каким-либо из положительных героев, старается преодолеть сложности реальной жизни, отвлекается от проблем в школе (которые, конечно, есть у каждого нормального ребенка), и именно в дворовых играх с другими детьми этот эффект увеличивается, происходит психологическая разрядка. К сожалению, этого же нельзя утверждать для компьютерных игр, ведь в данном случае, ребенок играет, как правило, с самим собой, полностью погружаясь в выдуманный мир. При неконтролируемом времени таких развлечений родителями начинает формироваться зависимость от виртуального мира (это особенность детской психики), особенно у маленьких детей. Так что нужно уметь объяснить ребенку, что такие игры могут быть в равной степени полезны и вредны.

Не нужно переживать, что нынешние дети уже не играют в дядю Степу — милиционера или Золушку, что для них предпочтительнее хоббиты, орки и гномы. С возрастом подобные увлечения все равно проходят, а вот навыки общения с другими детьми остаются! Так что в расписании вашего отпрыска обязательно нужно находить время для прогулок и игр в компании сверстников.

Во что играют наши дети? Помню, несколько лет назад попалась мне интересная статья о том, что первые осмысленно выбранные дитем игрушки в качестве любимых (т.е., не те, которые для того, чтобы себя занять, а те, с которыми спят и делятся переживаниями) – суть отражение самих деток. Проекция, так сказать. У кого-то это зайцы, у кого-то собаки, у кого-то мишки... Развивая эту мысль, могу сказать, что, анализируя любимые игрушки вашего ребенка, вы можете лучше понять сами и обсудить с ним сильные и слабые стороны их любимца. К примеру, ребенок, выбирающий собаку, – добрый, смелый, открытый, дружелюбный. Но и поверхностный, напористый, чересчур подвижный, легко всем доверяет и легко попадает под влияние. Ребенок, предпочитающий зайчика, – послушный, спокойный, но робкий, боязливый, и очень привязан к родителям. Ребенок, предпочитающий мишку, – по аналогии с этим животным, сильный, крепкий (хотя бы духом), но упрямый и может не всегда контролировать свои отрицательные эмоции. Ребенок, обожающий котика, – ласковый, смышленый, веселый, но в то же время самостоятельный, независимый и «себе на уме», трудно поддается давлению взрослых, делая в конечном итоге все по-своему. Ребенок, выбирающий кукол, а не зверушек – в 99 % случаев это девочка – домашняя, концентрируется на проблемах отношений, вдумчивая, очень женственная, но зависимая от чужих мнений и легко ранимая. Почему происходит такое проецирование в возрасте 2-4 лет? Скорее всего, на основе представлений о животных и сказочных персонажах, полученных из рассказов взрослых. Ребенок сам себе выбирает товарища, близкого по духу. Но совсем в малышовом возрасте, т.е. лет до 2, такой выбор может быть навязанным родителями, которые в силу собственных склонностей покупают дитю 16 мишек, не особенно задумываясь, что это значит. Что же касается игрушек детей старшего дошкольного возраста – то есть от 4-5 лет, то здесь ощущается четкое половое разделение предметов: девочкам – куклы и кастрюльки, мальчикам – солдатики и пистолетики. Однако так ли уж все однозначно, и так ли уж все равно, чем именно будут играть дети в рамках вышеприведенных тенденций? Долгое время я наивно думала, что пистолеты с детства – прямой путь в киллеры. Однако такого рода максимализм быстро прошел – жизнь внесла свои коррективы: поскольку у меня мальчик, который (это неизбежно!) общается с себе подобными, то без пистолетов – никак. Да, мы не покупаем пистолеты с пульками, и вообще пистолеты у нас начались только лет с 5, не раньше, а до этого возраста их и в доме не было – не потому, что запрет, а не хотелось ему. Но теперь проснулась тяга к «военным» игрищам во дворе – друзья играют, ему тоже интересно. Тупо запрещать – нереально и неумно. Поэтому приходится мальчишечью активность перенаправлять: чем поливать друг друга из водяных пистолетов или пульками пуляться с риском выбить глаз – пусть по мишеням стреляют. Мишени можно либо рисовать детям, либо выбрать доступные из первых попавшихся предметов вокруг, руководствуясь принципом «не навреди»: главное, такую мишень выбрать, чтоб был интерес – в машину попасть может любой дурак, она большая, (да и хозяин будет против), а в сучок на дереве – надо тренироваться. Желательно заключить железный договор – не стрелять в живых, включая муравьев. Детям ведь, в принципе, все равно, куда целить – так что друг в дружку или по окрестным котам они пуляют только тогда, когда взрослым вокруг тоже все равно. Что же касается компьютерных игр, то во всех знакомых мне семьях, где дети играют в стрелялки, они делают это именно с подачи взрослых – научили их либо папа, либо старшие братья, и играют часто всей семьей. Если родители действительно против подобных игр и умеют аргументировано донести свою позицию – игры не приживаются в доме, даже если «все вокруг играют». Играть же в войнушку «в реале» – это нормально. Это – ролевая игра, развивающая тактику, навыки взаимодействия и определенную здоровую дозу агрессивности: ведь если ребенка растить в атмосфере фанатичного пацифизма и полного непротивления злу насилием, ребенок может получить весьма серьезные трудности социализации в детском коллективе. Вообще насчет оружия мой подход таков: нельзя развивать агрессию целенаправленно. Если в ребенке агрессивная компонента присутствует, притом неслабо так присутствует, то поощрять этот аспект, развивать эту грань до беспредела неосмотрительно. Он и так будет бойцом, он и так не даст себя в обиду. И если мы видим, что задатки будь здоров, нельзя это педалировать – можно получить Тайсона в итоге, простите за аналогию. То есть, если ребенок довольно агрессивен, неразумно со стороны родителей выглядит покупка несметного количества оружия и допуск к агрессивным компьютерным играм. Но если психика стабильна – можно и поиграть, если недолго. Дети-то разные, вот и эффект от одних и тех же игр разный. Если у ребенка масса других интересов, помимо войнушки – ну, поиграет он в нее, и переключится на другую игру. Но если на войнушке «заклинило» – зачем же это поощрять? Лучше поискать вместе с ним другие интересы, а не покупать любимому дитяте 257-ю по счету базуку. Я видела нескольких таких детей – у них, кроме военизированных игрушек, других и нет. Интересно, что сами же родители и не покупают ничего, кроме оружия: «Ну, ему же все равно одни пистолеты подавай». А другое – они и не пробовали… По поводу же девичьих игр, то и здесь существует засада, подстерегающая родителей малышек: это куклы Барби и иже с ними. Эта многочисленная армия аналогов, принцип которых один и тот же: купить побольше и одеть понарядней. Опасность этих куколок в том, что девочки подсаживаются на модель «купи мне то, купи мне это и еще пятое, десятое и так дальше без конца». И потом переносят эту же модель во взрослую жизнь – «нет счастья без 100 нарядов» – на радость мужьям! Кроме того, стоит еще задуматься и о не совсем корректном восприятии себя, которое формируется у девочки под влиянием увлечения Барби – речь идет о «навязанных стандартах красоты». Здорово, если девочке от рождения дана модельная внешность, а если нет? И если, не дай бог, в подростковом возрасте ее разнесет под воздействием гормонов и/или наследственности, Вы замаетесь ей объяснять, что через пару лет она из гадкого утенка превратится в лебедя. И если фигурка не будет идеально тонкой, звонкой и прозрачной – это же будет трагедия: канон красоты-то уже давно и прочно сформировался. Конечно, все не так фатально. Все дело в дозе, я думаю: от 2-3 Барби вреда не будет, наоборот – когда у всех есть, а у нее – нет, ребенку обидно. Но если девчонка ничем другим не играет и требует новых покупок для Барби еженедельно – задумайтесь: то ли еще будет впереди. То, во что ребенок играет, показывает, что он чувствует и думает. Поэтому, дорогие родители, выбирая игрушки вашим детям, постарайтесь уподобиться шахматистам и увидеть общую картинку хотя бы на ход вперед.

Как вы думаете, какой главный результат детской игры? Развитие, забава, развлечение? Нет, желание стать взрослым. Ребенок хочет действовать правильно - как взрослый и под влиянием этого желания он действительно начинает действовать - так, как будто он взрослый. Это хорошо проявляется в ролевой игре: “Я - мама”, “Я - доктор” и т.п. Ребенок ищет и выделяет определенные черты характера данного человека, запоминает способ его поведения. Таким образом через игру дети учатся управлять своим поведением и контролировать его в соотвествиии с общепринятыми правилами. Согласитесь, что далеко не все взрослые умеют это делать. Не наигравшись в детстве, продолжают играть и в зрелом возрасте, например, в крутого дядю или тетю.

Исследователи решили выяснить, во что и как играют современные дошкольники. Наблюдения показали, что значительная часть детей (~40%) не играют, а лишь демонстрируют отдельные предметные действия, например, катают машинки, строят из лего и т.п. Около 60% играют в ролевые игры, но основанные на сюжетах из масс-медиа - изображают Барби, Человека-Паука, робота, персонажей телевизионных мыльных опер. Эти герои отличаются примитивностью и “бесчеловечностью”. Главное для них - быть первыми, победить, достать как можно больше денег, уметь хорошо драться. Сюжеты телесериалов вместо сюжетов из реальной жизни взрослых - вот что можно увидеть в современных детских играх. Давайте подумаем, к чему это может привести?..

Авторы также описывают основные мифы о развивающих игрушках. Например, детские сказки, что развивающие игрушки учат и развивают ребенка.

Приводится такая история из жизни. Пока Катенька спит, мама, забросив свои дела, старательно вырезает фигурки разного цвета и наклеивает их на плотный картон. Вчера она прочитала в детском журнале замечательную статью о раннем развитии ребенка. После сна годовалой Катеньке предстоит познать основы геометрии.

Катя просыпается и удивленно наблюдает за мамой - она сегодня такая радостная и оживленная. Мама приносит какие-то цветные бумажки, интересно бы их попробовать на зубок. “Вот это красный квадрат. Катя, покажи красный квадрат”, говорит мама. Катенька тянется ручками к фигуре и пытается затянуть к себе в рот. Мама пытается удержать дочку от уничтожения дидактического материала. Катенька понимает, что бороться с мамой бесполезно, отдает фигурки и ползет к своим любимым пирамидкам. Мама тяжело вздыхает и делает вывод: то ли авторы статьи перегнули палку, то ли у дочки нет способностей к математике.

На самом деле, пишут авторы, действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка и даже могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности.

В более старшем возрасте дети, слишком много занимавшиеся по развивающим игрушкам в раннем возрасте, оказываются менее творческими, менее уверенными в себе и тревожными, пишут авторы. Трехлетний ребенок, которого научили бегло читать, пока не понимает, что он читает, и это не связано с его собственным желанием читать, с любовью к книге. Став школьником, он вряд ли будет так же читать “запоем”.

Другой миф: развивающие игрушки обязательно должны быть высокотехнологичными. Если кукла, то очень похожая на настоящего малыша - с признаками пола, умеющая плакать, справлять естественные нужды и т.д. Кажется, это так круто, играть с таким пупсом, но фишка в том, что ребенку не нужно с ним играть, игрушка не требует ничего придумывать и задействовать свое воображение. Надо только нажать на определенное место и наблюдать, что сделает или скажет игрушка. Кажется, что ребенок управляет игрушкой, на самом деле игрушка навязывает ребенку однотипные действия и схемы поведения. О-о-очень интересно!

Вот почему игрушка за 100 долларов быстро оказывается на верхней полке, пишут авторы книги. Как только малыш запоминает основные команды, заложенные в игрушке, ему становится скучно. А вот какой-то невзрачный песик с плохо прорисованными чертами на пушистой мордочке может стать любимой игрушкой на долгие годы. Ребенка, в отличие от взрослого, не подкупишь компьтерными технологиями. И только в детском саду, видя роботоризированные игрушки у других детей, ваш малыш начинает требовать купить такое же чудо и ему, чтобы не отставать от друзей.

Еще одна уловка, на которую мы часто попадаемся, это миф о том, что игрушка должна быть работающей копией взрослого предмета, чтобы готовить ребенка ко взрослой жизни, а именно - прививать навыки работы с бытовыми и техническими приборами.

Например, кто не соблазниться купить своему ребенку миниатюрный работающий миксер или пылесос или “набор визажиста”. Но ребенку не нужно оттачивать какие-то полезные навыки из взрослой жизни. То, что получает ребенок за счет игры, значительно важнее и значительнее для него - он постигает смысл человеческой деятельности и отношения между людьми.

Специфические предметы ему нужны лишь как атрибуты, помогающие войти в роль, они не должны перетягивать на себя внимание и отвлекать от роли человека. Поэтому лучше всего здесь подходят условные обозначения предметов. В руках ребенка любая любая палочка может стать и билетиком на поезд, и ложкой, и саблей. В этом и проявляется буйство фантазии и свободное творчество маленького ребенка.

Цитата из книги:
“Сначала ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя свой личный смысл, и лишь затем он способен овладевать техническими приемами и конкретными умениями. Как часто, мы взрослые, нарушаем этот закон психического развития, пытаясь научить малыша тому, что не имеет для него никакого смысла, никакой привлекательности”.

Добрая половина книги посвящена правильному с психологической точки зрения выбору игрушки. И будьте уверены, авторы не сводят наш выбор лишь к деревянным солдатикам и тряпичным куклам. Точно также они не рекламируют никакие бренды. И до чего дошли ведь - помогают современным родителям вспомнить старые-добрые игры с детства и обучить этому вашего малыша: игры с пальчиками и ладошками, игры в маленькой компании, игры пешеходов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....

Современные игрушки для детей дошкольного возраста.

Современные игрушки для детей дошкольного возраста....

Современные игрушки для детей дошкольного возраста

Игрушка в России до восемнадцатого века называлась потеха, потешка. В Москве  игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фи...

Современные игрушки для детей дошкольного возраста

Хорошо организованная игра – это хорошо организованный досуг ребенка. При умелом подборе игрушек и систематическом руководстве играми ребенка,он никогда не будет бродить с унылой физиономией за ...

Изготовления новогодней игрушки для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детский сад)

Цель: изготовить новогоднюю игрушку-сувенир.Задачи:Обучающая:научить детей выполнять новогоднюю игрушку-сувенир; Развивающая:развивать координацию рук и движений;Воспитательная:создать услов...

Презентация "Современные игрушки для детей дошкольного возрата"

Презентация о вреде и пользе современных игрушек для дошкольников. Советы родителям в приобретении игрушек для своих детей....