Экспериментируем и проводим опыты дома с детьми. (старший дошкольный возраст)
картотека (старшая, подготовительная группа)

Худотеплова Елена Вячеславна

В данной работе представлена картотека опытов и экспериментов, с полным описанием их проведения, которые можно организовать дома и в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ И ПРОВОДИМ  

          ОПЫТЫ  ДОМА С ДЕТЬМИ.

                      Картотека

     опытно-экспериментальной  

                   деятельности

с детьми старшего дошкольного  

                                                      возраста.

Экспериментирование с песком:

  1. «Росток».

Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Материалы: лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Процесс: Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев, заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в тёплое место.

Итоги: Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

  1. « Песок»

Цель: Рассмотреть форму песчинок.

Материалы: чистый песок, лоток, лупа.

Процесс: Возьмите чистый песок и насыпьте песок в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребёнок возьмёт в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог: Песок сыпучий, и его песчинки бывают разной формы.

  1. «Песчаный конус»

Цель: установить свойства песка.

Материалы: сухой песок.

Процесс: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог: Песок может двигаться.

  1. «Рассеянный песок»

Цель: установить свойство рассеянного песка.

Материалы: сито карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс: Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжёлый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося после предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем рассеянный. Отпечаток тяжёлого предмета будет заметно более отчётливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог: Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

  1. «Своды и тоннели»

Цель: выявить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы: трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс: Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась несмятой.

Итог: Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

  1. «Мокрый песок»

Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы: мокрый песок, формочки для песка.

Процесс: Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть их. Песок сохранит форму формочки.

Итог: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Экспериментирование с водой:

  1. «Свойства воды»

Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета)

Материалы: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс: В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

  1. « Вкус воды»

Цель: выяснить, имеет ли вода вкус.

Материалы: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс: Спросите у детей перед опытом, какого вкуса вода. После этого дайте детям попробовать простую кипячёную воду. Затем положите в один стакан соль, в другой – сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобретает вода?

Итог: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в неё добавлено.

  1. «Запах воды»

Цель: выяснить, имеет ли запах вода

Материалы: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс: Спросите у детей, чем пахнет вода.

 После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. Снова спросите, чем пахнет теперь вода.

Итог: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в неё добавлено.

  1. «Цвет воды»

Цель: Выявить, имеет ли цвет вода.

Материалы: несколько стаканов с водой, краска разного цвета, кисточки, белая бумажная салфетка.

Процесс: Попросите детей смочить салфетку водой. Салфетка станет белой. Затем попросите окунуть кисти в разные краски и ополоснуть их в стаканах с водой. Спросите, какого цвета теперь вода. Она окрасится в тот цвет, в который обмакивается кисть. Попросите детей салфетки смочить окрашенной водой. Цвет смоченной салфетки изменится.

Итог: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в неё добавлено.

  1. «Живая вода»

Цель: Познакомить детей с животворными свойствами воды.

Материалы:  Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев с нераспустившимися почками, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс: Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте веточки в воду, а сосуд с ними на видное место.  Пройдёт время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни.

Итог: Одно из важны свойств воды – давать жизнь всему живому.

  1. «Вода при замерзании расширяется»

Цели: Выяснить, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега, доказать, что вода при замерзании расширяется.

Материалы: Две стеклянные бутылки или банки с водой.

Процесс: Предложите детям вынести на прогулку две ёмкости с водой одинаковой температуры. Оду закопать в снег, другую оставить на поверхности. Спросите, что произошло с водой? Почему вода в снегу не замёрзла?

Итог: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло; на поверхности вода превратилась в лёд. Если банка (бутылка), где вода превратилась в лёд, лопнет, то сделать вывод: вода при замерзании расширяется.

  1. « Какие свойства»

Цели: Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия.

Материал: ёмкости со снегом, одой, льдом.

Процесс: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лёд, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд); что произойдёт, если их соединить (снег и лёд в воде растают); сравнить как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода останется прозрачной, становится холоднее, её объём увеличивается, т.к. лёд тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, её объём увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лёд непрозрачным (измельчить его).

Итог: Вода при растворении в ней льда или снега становится холоднее и увеличивается в объёме.

  1. «Откуда берётся вода»

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Процесс: Накрыть ёмкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время рассмотреть внутреннюю поверхность крышки, потрогать рукой. Выяснить, откуда взялась вода.( Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смоли испариться из банки и осели на крышке). Опыт повторить с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке нет воды.

Итог: Процесс превращения пара в оду происходит при охлаждении пара.

Экспериментирование с воздухом:

  1. «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал: ароматизированные салфетки, корни апельсинов.

Процесс: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог: Воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

  1. «Воздух сжимается»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы: пластмассовая бутылка не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс: Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на её горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку  миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

  1. «Как обнаружить воздух»

Цель: установить, окружает ли вас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении.

Материалы: полиэтиленовый пакет, стеклянные шарики или крупные бусины.

Процесс: 1. Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой – воздухом. Сравнить их. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом лёгкий, выпуклый, гладкий.

2. Зажечь свечу и подуть на неё. Пламя отклоняется, на него попадает поток воздуха.  Подержать «змейку» (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой тёплый, он идёт к «змейке», и она вращается, но не опускается вниз, так как её поднимает тёплый воздух.

  1. «Где теплее»

Цель: Выявит, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Материалы: Два термометра, чайник с горячей водой.

Процесс: Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее – на диване или полу, то есть выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометра. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат ругу над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу.

Итог: Тёплый  воздух легче холодного, и поэтому сверху теплее.

  1. «Реактивный шарик»

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы: Воздушные шары.

Процесс: Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полёта. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Итог: Воздух обладает упругостью, его сила может заставить двигаться предмет.

  1. «Большие - маленькие»

Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).

Материалы: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.

Процесс: Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят её в помещение, определяют температуру ёмкости (холодная), обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (Воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку тёплыми руками, наблюдают за изменением её формы. Объясняют, почему бутылка принимает прежнюю форму (Воздух внутри нагревается и давит на стенки бутылки, выпрямляя их).

Дети вносят в тёплое помещение бутылку без пробки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монетку (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит ( В бутылке воздух становится тёплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монетку). Дети выносят бутылку на мороз без крышки, через некоторое время заносят в помещение; Быстро надевают воздушный шарик на горлышко, опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяют, что происходит с шариком (Он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается  объём, уже не помещается в бутылке, переходит в шарик, надувая его).

Итог: Воздух при нагревании увеличивается в объёме.

  1. «Подводная лодка»

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Материалы: Изогнутая трубочка от коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, ёмкость с водой.

Процесс: Дети выясняют, что произойдёт со стаканом, если его опустить в оду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: Погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузырьки воздуха выходят из него.

Итог: Воздух  легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

  1. «Упрямый воздух» (1)

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы: Шприцы, ёмкость с подкрашенной водой.

Процесс: Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он внизу и вверху. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыта: рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

Итог: Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

  1. «Упрямый воздух» (2)

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы: Пипетки, ёмкость с подкрашенной водой.

Процесс: Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).

Итог: Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

Экспериментирование с животными:

  1. «Жизненный цикл мушек»

Цель: понаблюдать за жизненным циклом мушек.

Материалы: Банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (кольцо).

Процесс: Очистить банан и положить его в банку. Оставить банку открытой  на несколько дней. Ежедневно проверять банку. Когда там появятся мушки дрозофилы, накрыть банку нейлоновым чулком и завязать резинкой. Оставить мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустить их всех. Снова закрыть банку чулком. В течение двух недель наблюдать за банкой.

Итог: Через несколько дней можно будет увидеть ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а затем появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколок выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова.

  1. «Как устроены перья у птиц»

Цель: Установить связь между строением и образом птиц в экосистеме.

Материалы: маховые и пуховые перья, лупа.

Процесс: Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикреплённое к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась.  (Перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, кода птица машет крыльями. (Перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу. ( На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые между собой прочно и легко совмещаются, как бы застёгивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера ( Пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего нужны такие перья птицам.

Итог: Маховые и пуховые перья отличаются. Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Маховые перья – помогают взлетать и держаться на воздухе.

  1. «Могут ли животные жить в земле?»

Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Материалы: Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало, ёмкость с водой.

Процесс: Дети выясняют, что нужно животным для жизни: воздух для дыхания, влага, питание. Есть ли в почве воздух, влага, питание? Дошкольники выполняют следующие действия: погружают  почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлаждённое стекло (на нём появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху определяют наличие органических остатков).

Итог: Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание и влага.

Экспериментирование с температурой:

  1. «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха: чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Материалы: Снег. Блюдца, пластмассовая ёмкость для снега.

Процесс: 1. В морозный день предложить детям слепить снежки. Спросите, почему снежки не получаются. (Снег рассыпчатый, сухой). Что можно сделать? (Занести снег в группу; через несколько минут попытаться слепить снежок). Снег стал пластичный. Снежки слепили. Спросите, почему снег стал липким?

  1. Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Итог: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, те быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

2.«Как работает термометр»

Цель: Посмотреть, как работает термометр.

Материалы: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Процесс: Предложите детям зажать пальцами у термометра один конец в виде шарика – резервуар в термометре. Спросите, как ведёт себя столбик жидкости в термометре. Налейте в чашку воды и положите в неё лёд. Помешайте. Поместите термометр в воду тем концом, где находится жидкость. Предложите детям снова посмотреть, как ведёт себя столбик жидкости в термометре.

Итог: Когда вы держите шарик пальцами, столбик жидкости в термометре начинает подниматься; когда же вы опускаете термометр в холодную воду, столбик жидкости опускается. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается з шарика вверх по трубке внутри термометра. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объёме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимется, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

  1. «Далеко – близко»

Цель: познакомить детей с тем, как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха.

Материалы: Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

Процесс: Дети зажигают лампу, представляют, что это Солнце; помещают два термометра на расстоянии 10 и 100 см (вдоль метра) от лампы. Определяют, где будет температура выше. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на второй термометр, следовательно, они не смогут сильно его нагреть. Рассматривают с детьми модель Солнечной системы; определяют удалённость разных планет от Солнца; отмечают, а какой из планет теплее всего (на планете, которая ближе к Солнцу, - на Меркурии). Поясняют это с помощью описанного выше опыта (чем ближе к Солнцу планета, тем больше она получает солнечной энергии; у более удалённых планет атмосфера холоднее).

Итог: От лампы идут лучи света – тепло, и термометр, расположенный ближе, получает больше энергии и больше нагревается.

  1. «Чем похожи?»

Цель: Выявить особенности изменения тел под воздействием температуры (расширение при нагревании).

Материалы: Пластиковая бутылка с крышкой, пузырёк со вставленным в крышку стержнем, флакон стеклянный с плотно подогнанной пробкой, ёмкость с горячей водой, мыльный раствор.

Процесс: Дети рассматривают находящуюся на холоде пластиковую бутылку, плотно закрытую крышкой. Определяют, какой она формы, какая на ощупь (холодная, поверхность неровная, как будто помятая). Нагревают бутылку любым способом, предложенным детьми (руками, на батарее, горячей водой). Выясняют, какой она стала на ощупь, как изменилась её форма, почему? (Бутылка стала горячей, выпрямилась; при открывании крышки из неё вырвался воздух, как будто его стало в бутылке больше). Вновь закрывают бутылку, помещают её в холод. Дети предполагают, что должно произойти и почему. Предположения детей проверяются через 15-20 минут (На холоде бутылка как бы сжалась, опять стала неровной, воздух в ней занимает меньше места). Дети рассматривают пузырёк со вставленным стержнем. (Он полон воды, часть воды находится в стержне). Наполняем стержень доверху мыльным раствором. Рассуждают: если воду нагреть, она займёт больше места или нет. Для этого помещают пузырёк в ёмкость с горячей водой. Проверяют, что происходит, почему? (Из стержня выходят мыльные пузыри – значит, вода стала занимать больше места и выталкивает из стержня мыльный раствор). Взрослый предлагает выяснить, что происходит с твёрдыми телами, если их нагревают. (Наверное, они тоже занимают больше места, расширяются). Рассматривают флакон с плотно подогнанной пробкой, выясняют, что произойдёт с пробкой, если её нагреть ( Он не поместится в горлышке флакона). Проверяют, нагревая пробку в горячей воде и вставляя её во флакон. (Она не помещается в горлышке). Делают вывод: и вода, и воздух, и твёрдые вещества при нагревании занимают больше места (расширяются).

Итог: И вода, и воздух при нагревании занимают больше места (расширяются).

Экспериментирование с растениями:

  1. «Могут ли растения дышать?»

Цели: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы: Комнатное растение, трубочки от коктейля, вазелин, лупа.

Процесс: Дышит ли растения? Как доказать, что дышат? Дети определяют, как дышат растения, опираясь на знания о процессе дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него). Дети вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод: вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течении недели наблюдают за листьями.

Итог: Листочки дышат своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

  1. «Есть ли у растений органы дыхания»

Цели:  Определить, что все растения участвуют в дыхании.

Материалы: прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке и стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья в растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

А) Наливают в бутылку воды, оставив её не заполненной на 2-3 см;

Б) Вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду, плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

В) Здесь же проделывают отверстие для соломки и вставляют её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляя е пластилином;

Г) Встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итог: Воздух через лист проходит в стебель, т.к. видно выделение пузырьков воздуха в воду.

  1. «Нужен ли корешкам воздух»

Цели: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы: Три ёмкости с водой, почва уплотнённая и рыхлая, три прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочке.

Процесс: Деты выясняют, почему одно растение лучше растёт, чем другое. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, а в другом – рыхлая. Почему почва плотная хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду. (Хуже проходит вода, мало воздуха, т.к. из плотной земли меньше выделяется пузырьков). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные ёмкости с водой. В одну ёмкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к орешкам, вторую оставляют без изменения, а в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождения воздуха к корешкам. Наблюдают за изменениями проростков. (Хорошо растёт в первой ёмкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет). Зарисовывают результаты.

Итог: Воздух необходим для корешков. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

  1. «Что выделяет растение?»

Цели: Установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растения.

Материалы: Большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс: Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой растение (или черенок). Ставят в светлое место (Если растение выделяет кислород, в бане его должно стать больше). Через 1-2 суток взрослый спрашивает детей, как узнать, накопился ли в банке кислород. (Кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки.

Итог: Растения выделяют кислород.

  1. «Во всех ли листьях есть питание?»

Цели: Установить наличие в листьях питания для растений.

Материалы: Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), ёмкость белого цвета.

Процесс: Взрослый предлагает детям выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зелёный цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду. Через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результаты.

Итог: Лист становится зелёным, а вода изменяет сою окраску, следовательно, в листе есть питание.

  1. «На свету и в темноте»

Цели: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Материалы: Лук, коробка из прочного материала. Две ёмкости с землёй.

Процесс: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Дети закрывают колпаком из плотного материала часть лука. Зарисовывют результат опыта через 7-10 дней. (Лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7-0 дней зарисовывают результат. (Лук на свету позеленел – значит, в нём образовалось питание).

Итог: Свет необходим для питания растений.

  1. «Кому лучше?»

Цели: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений; обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы: Два одинаковых черенка герани, ёмкость с водой, горшочек с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или почве. Дети помещают черенки герани в разные ёмкости 0 с землёй  и водой. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы.

Итог: У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; В воде растение слабее.

  1. «Где лучше расти?»

Цели: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.

Материалы: Черенки традесканции, чернозём глина с песком.

Процесс: Взрослый выбирает почву для посадки растений. Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель. (В глине растение не растёт, а в чернозёме растёт хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой почвы в чернозём. Через две недели отмечают результат опыта. (у растения отмечается хороший рост).

Итог: Чернозёмная почва гораздо благоприятнее других.

  1.  «Лабиринт»

Цели: Установить, как растение ищет свет.

Материалы: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.

Процесс: В коробку помещают клубень, закрывают её, ставят в тёплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направленность, цвет (ростки бледные, белые, искривлённые в поисках света в одну сторону). Оставив коробку отрытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменениями цвета и направлением ростков. (Ростки теперь тянутся в разные стороны, становятся крепкими).

Итог: Много света – растению хорошо, оно зелёное и мощное; мало света – растению плохо.

  1. «Что нужно для питания растения?»

Цели: установить, как растение ищет свет.

Материалы: Комнатные растения с твёрдыми листьями (фикус), лейкопластырь.

Процесс: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет? (Часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итог: Без света питание растений не образуется.

  1. «Что потом?»

Цели: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы: Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс: Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменение по мере их развития. После сбора плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растений.

Итог: Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

  1. «Для чего корешки?»

Цели: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы: Черенок герани с корешками, ёмкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс: Дети рассматривают черенки герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную ёмкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают ёмкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

 Итог: Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

  1. «Как увидеть движение воды по стеблю растения?»

Цели: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы: Два цветка каллы, черенки герани с корешками, ёмкость с водой и пищевым красителем, ёмкость с водой.

Процесс: Поставить один цветок в воду, а второй цветок – в подкрашенную воду, оставить на один день. Через день цветок, стоящий в подкрашенной воде, окрасится в оттенок пищевого красителя, а цветок, стоящий в обычной воде, останется без изменений. Дети рассматривают черенки герани с корешками, уточняют функции корешков. (Они укрепляют растение в почве, берут из неё влагу). А что ещё могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду. (Корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества. (Растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итог: Растение всасывает воду, и по мельчайшим канальцам она доходит до цветка.

Экспериментирование со светом:

  1. «Как образуется тень»

Цели: Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

Материалы: Настольная лампа. Фигурки для теневого театра.

Процесс: 1.Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. (Не дают тень прозрачные предметы, т.к. пропускают через себя свет, дают тень тёмные предметы, т.к. меньше отражаются лучи света). 2. Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днём от солнца, вечером – от фонарей и утром – от разных предметов; в помещении – от предметов разной степени прозрачности.

Итоги: 1) Тень появляется, когда есть источник свет. Тень – это тёмное пятно. Светлые лучи не могут пройти сквозь предмет.

2) От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света.

3) Лучи света встречают преграду – дерево, поэтому от дерева образуется тень.

4) Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее.

5) В тени прохладнее, чем на солнце.

   2.«Уличные тени»

Цели: Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

Процессы: Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днём – от солнца, вечером – от фонарей и утром – от различных предметов; в помещении – от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: «Когда появляется тень?» (Когда есть источник света). «Что такое тень, почему она образуется?» (Это тёмное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее).

Итоги: 1) От одного предмета может быть несколько теней, если рядом есть несколько источников света.(Лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречает преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень).

2) Чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днём и фонарь вечером).

3) По мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее чётким.

4) Очертания предмета и тени схожи.

5) Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

  3.«Передача солнечного зайчика»

Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материалы: Зеркала, схема многократного отражения.

Процесс: Дети рассматривают движение солнечного зайчика. Обсуждают, как он получается. (Отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдёт, если в том месте на свете, куда попал солнечный зайчик, поместить ещё одно зеркало. (Он отразится ещё раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья, таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам не мог попасть. (Солнце в её окно не светило).Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных зайчиков, зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

Итог: Зеркало отражает солнечный свет.

      4.«Разноцветные огоньки»

Цель: Узнать, из каких цветов состоит солнечный свет

Материал: Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Процесс: Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней – в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой держат перед зеркалом лист бумаги,, другой  - слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят лёгкие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя о поверхности зеркала выполняет функцию призмы.(призма – это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета – спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый). Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке.

Итог: Вода плещется, изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.

5.«Разные отражения»

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.

Материалы: Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

Процесс: Взрослый загадывает загадку об отражении  и о зеркале, предлагает детям рассмотреть отражение в нескольких предметах (например, в стекле с затемнённой обратной стороной, на полированной крышке стола, стенке самовара и др.) при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Взрослый предлагает найти ещё предметы, которые могут отражать. Дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет. Рассматривают своё отражение в зеркале при разной степени освещённости, выясняют: чем светлее в помещении, тем лучше, чётче отражение. Взрослый предлагает создать коллекцию отражающих материалов (предметов). Вместе с детьми совершает «Путешествие в прошлое зеркала».

Итог: Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности.

Экспериментирование с предметами и материалами:

  1. «Как увидеть «молнию»

Цель: Выявить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материалы: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Процесс: Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (Для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании.

Итог: Ткань наэлектризовалась, появился треск – это проявление электричества.

  1. «Мир металлов»

Цель: Называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Материалы: Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.

Процесс: Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов,  металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твёрдость). Взрослый предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму:

  1. Оценивают степень проявления метаболического блеска;
  2. Оценивают степень теплопроводности;
  3. Определяют твёрдость металлов;
  4. Ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без неё);
  5. Делают выводы о сходстве и различиях металлов;

Обсуждают, что из какого металла можно сделать.

Итог: У разных металлов разные свойства.

  1. «Как не обжечься?»

Цель: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

Материалы: Одинаковые по размеру ёмкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла.

Процесс: Дети рассматривают ёмкости, наполненные водой; определяют температуры воды в них. (Вода горячая, т.к. из ёмкостей идёт пар, он хорошо виден).  Взрослый предлагает детям ответить, какими должны быть ёмкости, если из них идёт пар. (Они должны быть на ощупь горячими, нагреться от воды). Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой ёмкости.

Итог: Самая горячая – алюминиевая ёмкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.

  1. «Чем ближе, тем быстрее»

Цель: Узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Материалы: Пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Процесс: Взрослый предлагает детям определить, на всех ли планетах, как на Земле, год длится 365идней (за это время Земля совершает оборот вокруг Солнца). Дети под руководством взрослого выполняют действия: лепят из пластилина два шарика  размером с грецкий  орех; помещают один из них на конец линейки, а другой – на конец более длинной рейки; ставят линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Затем одновременно опускают рейку и линейку.  Отмечают, что шарик, прикреплённый к линейке, упал быстрее. Взрослый, используя модель Солнечной системы, объясняет. Что эти действия напоминают движение планет, которые непрерывно обращаются вокруг Солнца (Меркурий – за 88 земных дней Плутон – за 250.6 земных лет).

Итог: Чем ближе планета к Солнцу, тем короче на ней год, т.к. она быстрее вращается вокруг него.

  1. «Родственники стекла»

Цель: Узнать предметы, сделанные из стекла, фаянса, фарфора; сравнить их качественные характеристики и свойства.

Материалы: Стеклянные стаканчики,  фарфоровые чашки, фаянсовые бокалы; вода, краски, деревянные палочки; алгоритм деятельности.

Процесс: Дети вспоминают сведения о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твёрдость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнивать качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: 1) налить в три ёмкости подкрашенную воду (степень прозрачности); 2) поставить их на солнечное место (теплопроводность); 3) деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»); 4) обобщить выявленные сходства и различия.

Итог: Фаянс и фарфор имеют некоторые свойства стекла – они твёрдые и хрупкие, могут разбиться, как стекло.

  1. «Мы – фокусники»

Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Материалы: Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, ёмкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.

Процесс: Дети рассматривают иголку, определяют материал, из которого она сделана. Взрослый уточняет у детей, что произойдёт, если положить её в стакан с водой. (Утонет, т.к. она металлическая). Предположения детей проверяют: предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом, опускают в воду – иголка плавает; проводят рукавичкой по стакану – она тонет. Взрослый предлагает назвать варианты как достать предмет, не замочив руки. (Вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита, поднося его  к стакану). Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдёт, если положить деревянный шарик в стакан с одой (Будет плавать). Предположения детей проверяют, опуская в воду два шарика.  Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул. (Вероятно, он тяжёлый, не деревянный внутри). Взрослый предлагает его достать, не замочив рук. Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его.

Итог: Магнит притягивает металлические предметы.

  1. «Притягиваются – не притягиваются»

Цель: Найти предметы, притягивающие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Материалы: Пластмассовая ёмкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.

Процесс:  Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдёт с предметами, если к ни поднести магнит (Некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал, и проверяют их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли материалы притягиваются магнитом.

Итог: Не все металлы притягиваются магнитом : медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются.

  1. «Мир бумаги»

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая обёрточная, чертёжная), сравнивать их качественные характеристики и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Материалы: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости с водой, ножницы.

Процесс: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, активизируя прошлый опыт. (Горит, намокает, мнётся, рвётся, рвется). Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: 1) смять четыре разных кусочка бумаги;

2) разорвать пополам; 3) разрезать на две части; 4) опустить в ёмкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.

Итог: Чем бумага толще, тем она хуже рвётся и больше по времени намокает.

  1. «Мир ткани»

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Материалы: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, ёмкости с водой.

Процесс: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов ткани, обращают внимание на общую характеристику материала ( мнётся, горит, режется, намокает, рвётся). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: 1) смять; 2) разрезать на две части каждый кусок; 3) попытаться разорвать пополам; 4) опустить в ёмкость с водой и определить скорость намокания; 5) сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от её качества.

Итог: Разные виды ткани обладают разными свойствами.

Экспериментирование с физическими явлениями:

  1. «Полярное сияние»

Цель: Понимать, что полярное сияние  - проявление магнитных сил Земли.

Материалы: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

Процесс: Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит. (Опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару. (Кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар – Земля).

Итог: Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся.

  1. «Выбери»

Цель: Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Материалы: Предметы – одного размера из разных материалов, разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.

Процесс: Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает детям узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: Привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку. (Тяжёлые предметы сильнее растягивают резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по величине, отмечая показание весов.

Итог: Чем тяжелее предмет, тем он сильнее притягивается.

  1. «Почему легче?»

Цель: Выявить случаи невесомости (частичной потери веса) на Земле.

Материалы: Ёмкость с водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести.

Процесс: Дети под руководством взрослого подвешивают к весам груз, фиксируют показания с помощью хомутика. Затем резко опускают весы вместе с грузом в воду (имитируют падение). Определяют, что показания весов восстановились. Выясняют, почему хомутик оказался на нулевой отметке, потому что показания весов изменились при падении). Взрослый спрашивает детей, когда предмет стал «невесомым» (при падении), когда человек может почувствовать невесомость (в лифте, при прыжке, на качелях).

Итог: Предметы становятся «невесомыми (легче) при падении, в лифте, при прыжке, на качелях.

  1. «Волшебный шарик»

Цель: Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы: Воздушные шары, шерстяная ткань.

Процесс: Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагивается до него рукой, наблюдают, что изменяется. (Шар падает, отлипает от стены). Дети выясняют, как сделать шар волшебным, предположения проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду – и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

Итог: От трения возникает статическое электричество.

  1. «Волшебники»

Цель: Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы: Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Процесс: Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе. (Потереть тканью о волосы, одежду). Предположения дети оформляют  в виде алгоритма или пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки з бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы. (Фигурки прилипают к стеклу). Дети протирают влажной тканью стекло и смотрят, что произошло с фигурками (Фигурки упали на стол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать).

Итог: При трении различных предметов друг о друга возникают притягивающие силы.

  1. «Почему всё падает на землю?»

Цель: Понять, что Земля обладает силой притяжения.

Материалы: Предметы из разных материалов ( дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики.

Процесс: Дети подбрасывают предмет вверх. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу. (Предметы, лёгкие по весу, имеющие большую площадь поверхности, в воздухе держатся дольше). Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему. (Тяжёлые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики опускает с разной высоты над ёмкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление). Отпускают предметы с разной высоты над ёмкостью с водой. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались.( Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большей высоты в воду больше брызг). Объясняют почему опасно прыгать с высоких предметов.( Удар о землю будет сильнее).

Итог: Земля обладает силой притяжения.

  1. «Две пробки»

Цель: Выяснить, как действует сила притяжения.

Материалы: ёмкость с водой, две пробки одинакового размера.

Процесс: Дети опускают пробки в ёмкость с водой на расстоянии 5 мм друг от друга. Проверяют, что произошло. (Пробки притянулись одна к другой). Подталкивают одну из пробок к стенке ёмкости (С небольшого расстояния пробка притягивается к ней).

Итог: Предметы могут притягиваться друг к другу.

  1. «Твёрдые – жидкие»

Цель: Понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла.

Материалы: Пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая тарелочка, пинцет или металлическая ёмкость с деревянной палочкой.

Процесс: Предварительно подержав в холодном месте пластилин, дети выясняют, из каких частиц он состоит. (Твёрдых – чтобы разъединить пластилин, надо приложить усилие). Рассуждают, что надо сделать, чтобы из него было удобно лепить. (Согреть, он станет мягче). Как можно согреть?  (На солнце, на батарее, над пламенем свечи, в руках, и т.д.). Дети помещают кусочек пластилина в металлическую тарелочку, нагревают над пламенем свечи. Выясняют, что произошло с пластилином. (От тепла он расплавился, растёкся по тарелочке. Из твёрдого вещества он превратился в жидкое). Оставляют пластилин на 5-10 минут. Определяют, что происходит с пластилином, почему. ( Он затвердевает; Жидким он становится, если его нагревать).Дети утверждают, что можно встретиться с такими же превращениями в природе (снег – вода – лёд). Только тепла для этих превращений надо меньше, чем для пластилина.

Итог: Тепло изменяет состояние вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по технологии "Синквейн".

В данной статье представлен  опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Технлогия Синквейн". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современном детском саду. В нем расскрыва...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Консультация для родителей «Речевые игры дома с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Речевые игры дома с детьми старшего дошкольного возраста»...

презентация к родительскому собранию "Артикуляционная гимнастика дома с детьми старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены различные приемы, помогающие выполнять артикуляционную  гимнастику в игровой форме....

«Ручной труд, как средство эстетического воспитания» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, воспитывает взаимопомощь, формирует умение и навыки. Приобретённые, в результате занятий ручным трудом, навыки имеют боль...

Консультация для родителей «Речевые игры дома с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Речевые игры дома с детьми старшего дошкольного возраста»...