Статья "Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по технологии "Синквейн".
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Трошева Ольга Линовна

В данной статье представлен  опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Технлогия Синквейн". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современном детском саду. В нем расскрываются задачи, формы и методы  по работе с технологией "Синквейн".  По результатам внедрения данной технологии сделаны выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty._sinkveyn.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «ЦРР-детский сад №19»

Р. Коми г. Сыктывкар.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по технологии «Синквейн».

(из опыта работы воспитателя)

Воспитатель

О.Л. Трошева

Сыктывкар, 2018 г.

Развитие  речи ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.

Как отмечает Е.М.Мастюкова, речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению. Именно формирование речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями – мышлением и др.  Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие, он воспринимает на слух и точно дифференцирует сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом.

Особенности развития детского  мышления во многом определяют особенности детского словаря. Работа над словарем ребенка должна идти в тесной связи с развитием его мышления. Живые наблюдения, игры, занятия, прогулки дают детям обширный круг наглядных представлений. При наличии богатого словарного запаса  ребенок легче овладеет образной, связной речью, может перессказывать тексты и составлять рассказы, проявлять навыки словотворчества.  Богатство словаря создается и за счет разнообразного изменения слова, овладения различными формами слов, словами уменьшительными, ласкательными, степенями сравнения.

Активизация словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.

Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен  к принятию собственных решений.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Как же научить детей активно использовать словарный запас в речи, научить  «правильно и красиво»  говорить, привлечь  детское  внимание к занятиям словотворчеством?

Задумавшись над данной проблемой, пришли к пониманию использования технологии «Синквейна» в работе с детьми: 

  • синквейн  можно использовать  на занятиях по развитию речи.
  • составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
  • синквейн в работе с детьми в полной мере  совершенствует словарную работу.
  • развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
  • способствует обогащению и наполнению активного словаря, развитию словотворчества.

При использовании технологии «синквейна»  нами решались следующие задачи:

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Что же такое синквейн?

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

(Приложение 1)

Что пишется в каждой строке?

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Свою работу строила поэтапно.

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому свою работу начинала  с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово – предмет», «слово – определение», «слово – действие», «слово – ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым подготовила основу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогали детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета (кошка (какая?) – мягкая, пушистая, ласковая и т.д.), я учила дошкольников составлять распространенное предложение (У Ромы есть ласковая и пушистая кошка.). Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомила детей со словами – ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

На данном этапе была проведена консультация для воспитателей и родителей группы: «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка».

II этап – основной (январь – май первого года обучения).

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Дошкольники не умеют писать, поэтому разрабатывала схемы, алгоритмы, подбирала наглядный дидактический материал. Разработала специальный алгоритм синквейна для нечитающих детей. Детям разрешалось необязательное правило соблюдения синквейна: в четвертой строке синквейна предложение могло  состоять не из четырех слов, а из трех; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Предлагала детям работу с пословицами, крылатыми  выражениями или афоризмами на заданную тему.

В конце каждой лексической недели дети составляли  синквейн.

Начинали  с простых понятий, знакомой темы.

Например, «Игрушки»:

1. Машинка.

2. Красная, быстрая.

3. Едет, гудит, везет.

4. Я люблю играть машинками.

5. Игрушка.

Свои работы (синквейны) дети оформляли как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Сначала в такой работе участвовала и я, позже, когда  детям

понятна схема работы, дети заполняли синквейн самостоятельно.

Большое значение в этом этапе отводится работе с родителями и воспитателями.

После проведения мастер – класса  для родителей и  педагогов ДОУ «Учимся составлять синквейн»  - им предлагается написать «Сочинения — синквейн» на любую тему

III этап практический (до конца второго года обучения).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

В подготовительной группе продолжила работу по обогащению и активизации словаря; составлению предложений из нескольких слов, показывающих отношение к теме, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. Зная особенности  речевого развития детей данного возраста, усложняла предварительную работу перед занятиями, придумывала различные формы активизации мыслительной деятельности у детей: важно было научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна использовала такие варианты работы как:

•        составление короткого рассказа по готовому синквейну

(с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

•        составление синквейна по прослушанному рассказу

         •анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части Например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить.

Во  втором полугодии  второго года обучения дети, умеющие читать и писать, начинают создавать синквейн — записывают его  печатными буквами на листе бумаги. Здесь важно дифференцированно подходить к умению детей, проявлению интересов и особенностей возраста. Для этого с каждым из детей  индивидуально прорабатывались лексические темы, рассматривались иллюстрации, мультфильмы – старалась обогатить словарь за счет знаний детей  об окружающих их предметах и явлениях.

Активно используя технологию «синквейна» в своей работе»,  могу сказать, что дети имеют в результате такой работе значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатся анализировать, делать выводы; придумывать интересные и «красивые» слова, стихотворения. Синквейны используются практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведение рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Все зависит от, воспитателя – какую цель он преследует, используя технологию «синквейнов» в работе с дошкольниками. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности, вершиной их словесного труда.

Список литературы

  1. Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии»- Ростов н/Д., Феникс, 2011г.
  2. Акименко В.М. «Новые педагогические технологии» -  Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008г.
  3. Акименко В.М. «Речевые нарушения у детей» -  Ростов н/Д., 2008г.
  4. Баннов А. «Учимся думать вместе» -  Материалы для тренинга. —

М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

  1. Гин А. «Приемы педагогической техники» – Москва: Вита-Пресс, 2003г.
  2. Душка Н. Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» - журнал    

« Логопед», № 5, 2005г.

  1. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»». Журнал «Первое сентября», №4 (2006)
  2. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет».
  3. Ушакова  О.С.,  СтрунинаЕ.М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста. – Владос – Москва,2010.
  4. Ушакова  О.С.  « Развитие  речи и творчества  дошкольников ». – Т.Ц.  Сфера, 2005.
  5. Ушакова О.С.  « Придумай  слово ». – Т.Ц.  Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста

Описание проведения опытовс детьми старшего дошкольного возраста...

Познавательные опыты с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Конспект предназначен для дошкольников с нарушениями слуха...

Картотека опытов с детьми старшего дошкольного возраста

Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития  в любом возрасте!...

Особенности работы по звуко-сенсорному опыту с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО автор: Чебакова Н.С., музыкальный руководитель "КСОШ-ДС" - Пыть-Ях ХМАО-ЮГРА

узкоспециализированная программа  "Звук вокруг нас"" "Разработанные занятия по звуко-сенсорному опыту предназначены для работы с  детьми старшего дошкольного в...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...