«Сюжетно – ролевая игра в дошкольном детстве»
статья
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
«Значение игры в развитии ребёнка» является ведущим средством его воспитания, ребёнок получает опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивает моральные нормы и правила, приобщается к жизни окружающих взрослых, ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, игра обеспечивает ему внутренний эмоциональный комфорт, в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни, развивается способность к воображению, образному мышлению и принимая на себя в игре различные роли, показывает поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_-_rolevaya_igra_v_doshkolnom_vozraste.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сюжетно – ролевая игра в дошкольном детстве»
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра
Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
«Значение игры в развитии ребёнка» является ведущим средством его воспитания, ребёнок получает опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивает моральные нормы и правила, приобщается к жизни окружающих взрослых, ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, игра обеспечивает ему внутренний эмоциональный комфорт, в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни, развивается способность к воображению, образному мышлению и принимая на себя в игре различные роли, показывает поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация , которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия . В воображаемой ситуации, наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. Сюжет – это та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру.
Из опыта работы видно содержания наиболее распространёнными сюжетами являются: «дочки – матери», «стрелялки, догонялки», созидательные «строительство», театр, фантастические, доктор.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют целый ряд функций:
1. социокультурная функция: в ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.
2. Коммуникативная функция: Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть ребенок, который стесняется подойти к другим детям и предпочитает сидеть в сторонке один, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает усилие над собой – он принимает участие в игре, он выполняет определённую роль.
3. Деятельная функция: Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности (игра «в аптеку» - общение с соблюдением правил этикета, манипуляция с предметами, вести диалог.
4. Функция самореализации: Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.
5. Функция коррекционная (защитная). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.
На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Сюжетно – ролевая игра имеет большое значение для развития дошкольника. Через игру ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию, берёт на себя роли, создаёт особую деятельность, является значимым лицом. При этом развивает способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия окружающих его людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...
Статья. Сюжетно Ролевые Игры в дошкольном детстве
Бирюкова Л. Е., воспитательГБДОУ детский сад №5 Василеостровского районаСанкт-Петербурга СтатьяСюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве. При изучении игры исследователи сталкиваются с много...
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети во...
«Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.»
Синельникова Павлина Алексеевна, воспитательГБДОУ детский сад №75 Приморского районаСанкт-Петербурга «Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.» Игра — в...
Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.
Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....
Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая...
«Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»
laquo;Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»...