Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
статья по теме

Трубицына Татьяна Владимировна

Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trubitsyna_1.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Трубицына Т. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 32 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.

Известно, что игра является ведущей деятельностью ребенка, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребенка сюжетно-ролевые игры. Кроме того, игра — это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.                                                                                                                  

Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Дети раннего дошкольного возраста имеют маленький жизненный опыт и содержание игры достаточно примитивно. В основном дети этого возраста просто выполняют действия с предметами. Сюжет игры может развиваться благодаря желанию подражать действиям взрослого.

Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать малышу себя частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.

В среднем дошкольном возрасте представления об окружающем мире становятся шире и уже можно наблюдать комбинированную игру. В комбинированной детской игре взрослый почти не оказывает влияния на развитие сюжета игры, большую роль играют внешние события, которые произошли с ребёнком. Поэтому важно насытить жизнь ребёнка интересными событиями (чаще гулять с ребёнком, ходить в театры, на выставки, в походы и т.д.), тогда содержание детской игры будет богатым и насыщенным. В этом возрасте особое значение приобретают предметы -  атрибуты : всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику действий в той или иной профессии.

Для ребёнка 6-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требование к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной, сегодняшней жизни. Это уже не только игра в школу, семью. Больницу, но и покорение космоса, сбор урожая т. д. 

   Наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: “Дом”, “Магазин”, “Детский сад”. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. В ней дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В играх на бытовые сюжеты большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают социальный опыт семьи, передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

 В процессе игры формируются предпосылки коммуникативных универсальных действий,  обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог,  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавая систему человеческих отношений,  начинают осознавать свое место в ней. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других, что способствует развитию произвольного поведения ребенка.

  Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка, создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

 Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

 Важным педагогическим условием развития познавательной активности детей является предварительное получение детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми перспективных, т.е. связанных общим содержанием, конкретных и общих знаний о той или иной стороне окружающей  действительности.

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Игры могут отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих  ребенка, от полноты  представлений детей об окружающем.

  В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение  и для интеллектуального  развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает  различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает  особую действительность, в  которой он является социально  значимым лицом. При этом  развивается   способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей,  координировать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Сюжетно Ролевые Игры в дошкольном детстве

Бирюкова Л. Е., воспитательГБДОУ детский сад №5 Василеостровского районаСанкт-Петербурга СтатьяСюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве. При изучении игры исследователи сталкиваются с много...

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети во...

«Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.»

Синельникова Павлина Алексеевна, воспитательГБДОУ детский сад №75 Приморского районаСанкт-Петербурга   «Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.»  Игра — в...

Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.

Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....

Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая...

«Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»

laquo;Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»...

«Сюжетно – ролевая игра в дошкольном детстве»

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализоваться «здес...