Психологические игровые материалы для родителей и детей в домашних условиях
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Психолог Алёна Анатольевна

В период самоизоляции многие родители сталкиваются с проблемой досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста. Считаю своей задачей помочь в решении данной проблемы. Предлагаю вниманию коллег,  родителей и их детей данный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические игровые материалы  для родителей и детей

 в домашних условиях

Блок 1

«Родина моя»

Возрастная категория- старшая и подготовительная группа

1. Уважаемые родители, побеседуйте с ребёнком на тему:

  • Россия – это страна, в которой мы живём;
  • Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира;
  • Какие народы проживают в России?
  • Какой город  является столицей нашей  Родины?
  • Глава Российского государства – Президент. Скажи, как его зовут  (фамилия, имя, отчество).

- Почему мы называем  Россию Родиной?

- Почему мы зовём Россию Матушкой?

2. Нарисуй свою малую Родину.

Это могут быть твой город, дом или улица, твоя семья или друзья.

3. Расскажи, кто изображён на гербе России?

  • Очертание какого старинного доспеха напоминает герб?
  • Что ты можешь сказать об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу;
  • Орёл – гордый, свободный,…

4. Флаг, как и герб, - символ государства.

  • Какого цвета полосы на флаге России? Нарисуй и раскрась флаг России.

Какое значение на Руси имел красный цвет?

5. Прочитайте ребёнку рассказ Ушинского.

Наше отечество

  

   Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней родились, жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому что в неё мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

 ( По К. Д. Ушинскому)

6. Предложите ребёнку выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору).

                

РОДИНА

Небо синее в России,

Реки  синие в России.

Васильки  и незабудки

Не растут  нигде красивей .

Есть и клёны , и дубы ,

А  какие есть грибы!

А ещё  пекут в печи

Вот такие  калачи!

В. Гусев

ТЫ СКАЖИ МНЕ, РЕЧЕНЬКА

-— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты

Звонкая  такая?

— Утром надо мной

Поёт синичка —

Оттого и звонкая

Водичка!

— Ты скажи  мне,

Реченька  лесная,

Отчего ты чистая

Такая?

— Чистым голоском

Поёт синичка —

Оттого и чистая

Водичка!

— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты Синяя  такая?

— В родничке

Купается синичка —

Оттого и синяя

Водичка!

В. Орлов

  7. Прочитайте (спойте) ребёнку гимн России. Побеседуйте с ребёнком. Помогите ему ответить на вопросы.

- В каких случаях исполняется гимн России?

- Назови авторов стихов и музыки гимна России.

 

Автор пишет о России: священная, любимая, родная.

- Какие из этих слов выражают любовь поэта к Родине?

- Какие слова выражают чувство гордости за Родину?

- Какие поэтические слова нашёл автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?

hello_html_3fa5be12.jpg

hello_html_m619faa33.jpg

Блок II

«Родина моя»

Возрастная категория: 3-7 лет

Тема:

«Начинается Родина с детства,

с материнской, отцовской любви!»

Сказка «Сердце матери» М. Скребцова.

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза-мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки выстояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы-матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как бьется в нем материнское сердце...

Проведите после прочтения сказки с ребенком беседу:

- Это материнское сердце. Давай назовем сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие (Все названные сокровища можно написать на вырезанном из бумаги заранее сердце ).

 Упражнение – бодрячок «Покажи свой народ»

Подумайте о том, какой жест, движение, танец или песня могли бы наиболее точно представить народ, к которому они принадлежат, затем показать это ребенку. Так, русский народ может быть представлен, например, таким движением, как «земной поклон», грузинский – танцем «лезгинка» и.т.д.  Попытайтесь вместе с ребенком изобразить это под музыку.

Упражнение «Да, я горжусь своей страной» (флажок имитирующий флаг России передается друг другу, как эстафетная палочка).

Попеременно с ребенком постарайтесь заканчить предложение «Да, я горжусь своей страной потому, что…».

- Важно ли для человека испытывать гордость за свою страну?

- Важно ли для государства, чтобы его граждане гордились своей страной?

 Упражнение. «Рассказ от имени национального блюда»

Каждый член семьи пытается изобразить русское национальное блюдо, описывая вкус и то, как это готовят, как оно выглядит. Остальные пытаются отгадать название.

Упражнение «Умный Яша» из «Необычного задачника для обычного гражданина» (А.С. Прутченков)

Жила-была бабушка. Звали ее Светлана Петровна. А бабушки было три внука. Одного звали Яша, второго - Саша, а третьего - Паша. Бабушка к празднику купила трем своим внукам 12 конфет и попросила их разделить между собой. Паша думал недолго и просто разделил по 4 конфеты каждому (Яше, Саше и себе). Саша подумал немного дольше и разделил по 3 конфеты каждому (бабушке, Яше, Паше и себе). А Яша еще дольше думал и предложил свой вариант, с которым согласились и Саша, и Паша, и бабушка.

Что придумал умный Яша? И как бы ты поделил подарок бабушки?

Ответ к задаче: Яша предложил следующий способ разделить 12 конфет: по 2 конфеты каждому внуку, а остальные самой бабушке, папе и маме, т.е. всем поровну (2 х 6 == 12). А у тебя какой ответ? Как ты разделил этот подарок бабушки?

Анализ результатов работы с родителями по формированию гражданской идентичности

1. Упражнение «Девиз на футболке».

- Раньше каждая русская женщина умела не только шить, но и так украшать одежду, чтобы она оберегала, помогала родным людям.

Возьмите подходящую футболку, прикрепите к ней лист бумаги  формата А-4, выберите подходящий для каждого члена семьи цвет и нарисуйте для него эмблему,  при этом цвет должен соответствовать его характеру. А надпись и рисунок на этой футболке будут напоминать о чем-то самом важном, чему вы, уважаемые родители, учили своего ребенка.

Рефлексия

После игры с детьми, проведите с ними беседу:

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

- Какие упражнения были особенно интересны, какие трудными?

- Что полезного вы получили?

- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в этой игре?

Блок III

Возрастная категория: 3-7 лет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

pract_mat_ris.jpg


Часть 1. «Я»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ РЕБЕНКА,

С З-х ЛЕТ

1. «Здравствуй, я котик!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Взрослый держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает поздороваться с котенком. Ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».

2. «Котик ласкает»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Как и в предыдущем упражнении, взрослый держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т.д. Затем ребенок берет в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

3. «Раз-два-три, заяц, замри!»

Цель:способствовать развитию спонтанности детей.

Ребенок ходит по комнате. Взрослый говорит: «Сейчас ты будешь превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» —  нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгай, как зайцы. А теперь — «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ребенок замирает в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам взрослый, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше взрослый может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей — волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».

4. «Превратись в пластилинчик»

Цель:способствовать развитию спонтанности детей.

Взрослый предлагает ребенку представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Взрослый разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Ребенок угадывает, какое животное было вылеплено.

5. «Ау!»

Цель:способствовать развитию самоуважения детей.

Ребенок поворачивается спиной к взрослому — он потерялся в лесу. Другие члены семьи по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

С 4-х ЛЕТ:

«Кто перед тобой — рассмотри в дырочку»

Цель:способствовать развитию самоуважения детей.

В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Ребенок рассматривает через нее предметы в комнате и называет их. Также можно называть имена родных людей, которые в данный момент рядом.

 «Капелька, льдинка, снежинка»

Цель: способствовать самовыражению детей.

С помощью взрослого ребенок изображает капельку (руки вверху полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).

18. «Потерялась девочка»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Взрослый «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей из группы в детском саду. Ребенок должен узнать своего товарища.

19. «Ролевая гимнастика»

Цели:

  • расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость детей;
  • способствовать развитию спонтанности детей;
  • облегчить проявление чувства гнева.

Вариант 1. Ребенок учится принимать роли различных страшных героев сказок и фильмов (волка, Годзиллы, Дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-нибудь страшного героя и попросить показать его (показывать можно движениями, голосом, телом и пр.). После некоторой тренировки дети сами загадывают какой-нибудь персонаж и изображают его.

Вариант 2. Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества— например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (например, смелая мышка, смелый воробей).

20. «Пряничная куколка»

Цель: содействовать развитию у детей положительного образа Я.

В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» — поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т.п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.

Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все дети принимают участие в «лепке».

С 5 ЛЕТ

«Мимическая гимнастика»

Цель: способствовать развитию спонтанности детей.

Дети по очереди изображают те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, любовь и т.п. При этом они как будто смотрятся в зеркало. Роль «зеркала» играет вся семья и повторяют («отзеркаливают») изображенное ребенком чувство.

«Я очень хороший»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Взрослый предлагает повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

 «Скажи Мишке добрые слова»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Члены семьи перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем кто-то из взрослых «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребенок придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки),  говорить ребенку в роли мишки добрые слова.

 «Непослушные подушки»

Цель: предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.

Взрослый рассказывает о том, что у них в комнате появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться... не буду есть...» и т.п. Затем предлагает ребенку поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок. Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

«Обезьянки»

Цель: способствовать развитию спонтанности детей.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один (сначала это взрослый, а затем ребенок) становится водящим — начинает кривляться, а взрослый повторяет его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется кривлянье телом, голосом, дыханием.

С 6 ЛЕТ

 «Неправильный рисунок»

Цель: способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.

Ребенку предлагается нарисовать неправильный рисунок. Если он пытается уточнить, что это значит, то взрослый ни в коем случае не должен давать каких-либо конкретных указаний по этому поводу, а также приводить примеры и т.п. После того как рисунки сделаны, дети объясняют, почему их собственный рисунок можно назвать неправильным, с чьей точки зрения он является неправильным.

«Сделай неправильный рисунок из правильного»

Цель: способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.

Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображен ребенок в знакомых ситуациях: на занятиях в саду, с мамой на прогулке и т.п. Ребенок получает карточку с рисунком и  должен дорисовать его так, чтобы он стал «неправильным».

«Давай все пачкать»

Цель:способствовать расширению ролевого репертуара.

Взрослый просит ребенка придумать как можно больше способов испачкать тетрадку (положить на нее пирожок, вытереть грязные руки и т.п.). Для того чтобы придать упражнению соревновательный характер, можно объявить конкурс — кто придумает больше способов? Вариант этого же упражнения: взрослый предлагает придумать, как за 5 минут навести самый большой беспорядок в комнате. После этого дети рисуют придуманное.

 «Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки)»

Цели:

  • содействовать проявлению истинных чувств детей;
  • предоставить детям возможность получения опыта «плохого ребенка».

Ребенок должен изобразить один день из жизни плохого мальчика (девочки): он спит (ложится на стулья), просыпается, идет в сад, возвращается, играет, ложится спать и т.п. Взрослый при этом помогает наполнить каждый временной отрезок своим содержанием, играют роли плохих мамы, воспитательницы, папы и т.п. (по необходимости), стимулируя при этом проявление агрессии со стороны ребенка (осуждают его, наказывают и т.п.).

После того как ситуация проиграна,  ребенок изображает один день из жизни хорошего мальчика (девочки), соответственно взрослые подыгрывают ему, изображая любящих его маму, папу, воспитательницу и т.п.

 «Рисунок имени»

Цель:содействовать повышению самоуважения детей.

Взрослый просит ребенка представить, что он уже вырос и стал известным мореплавателем, врачом, может быть, знаменитым ученым или писателем. Решено выпустить красивый альбом в честь него. На этом альбоме должно быть написано имя знаменитости, украшают его интересные рисунки. Ребенок с помощью взрослого придумывает, какие рисунки могут быть помещены в альбоме рядом с его именем, описывает их устно, а затем на листе бумаги пишет красиво свое имя и рисует задуманное. (Если дети не умеют писать, им помогает взрослый.)

С 7 ЛЕТ

«4 вопроса — 4 рисунка»

Цель:помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

Взрослый дает ребенку лист, разделенный на 4 равные части. Правила игры следующие: взрослый задает 4 вопроса (например: «Что в тебе нравится маме?», «Что ты любишь делать вечером?»), на которые ребенок отвечает маленькими рисунками. Затем ребенок показывает свои рисунки, а взрослый пытается догадаться, какие рисунки соответствуют каким вопросам. При этом все обсуждают содержание рисунков, сравнивают их между собой.

 «Слова»

Цель: помочь детям высказать собственную точку зрения по значимой проблеме.

Ребенок берет из колоды карточки, на которых написаны слова, значимые для него, например: «Злость», «Опоздание», «Наказание», «Страх», и т.п. Затем он придумывает, что значат для него эти слова. Например: «Страх — это когда меня ругает мама», «Наказание — это когда папа меня наказывает», и т.п.

 «Портрет моего хорошего Я»

Цель:способствовать осознанию детьми своих положительных качеств.

Для  ребенка заранее готовится лист бумаги, оформленный как рамка для фотографии (можно использовать для этого рис. 4 — см. Приложение). Ребенок берет этот лист и с помощью взрослого записывает на нем свои положительные качества.

 «Волшебный попугай»

Цель:способствовать повышению уверенности в себе.

Для игры взрослый заранее готовит «билетики», на которых пишет ободряющие высказывания, адресованные ребенку. Например: «Твои движения стали более плавными и сдержанными», «Заметно, как ты взрослеешь и умнеешь», «Другие дети скоро будут уважать тебя еще больше», и т.п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай, который будет «выдавать билетики». В процессе игры ребенок вытягивает у попугая билетик и решает, на сколько подходит ему то или иное высказывание.

 «Свечка»

Цель: помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

Во время этого упражнения очень хорошо использовать свечку: зажечь ее, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока он не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем ребенок рассказывает, что удалось увидеть в пламени свечи.

«Каким я буду, когда вырасту?»

Цель:способствовать повышению самоуважения детей.

Ребенку дается инструкция: «Закрой глаза. Постарайся увидеть себя взрослыми. Рассмотри, как  одет, что делаешь, какие люди окружают. Эти люди тебя очень-очень любят. За что они тебя любят? Может быть, за отзывчивость, за искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь открой глаза и расскажи, какими ты станешь, когда вырастешь? Какие качества будут нравиться окружающим?»

«Гу-гу»

Цель:способствовать самовыражению детей.

Взрослый заранее готовит карточки с написанными на них различными слогами, например, «гу-гу» или «гур-гур» и т.п. Ребенок берет по одной карточке и читает слог с разными чувствами, например, с чувством гнева, страха, радости, удивления и т.п.

 «Шаги правды»

Цель: способствовать повышению рефлексии детей.

Взрослый заранее вырезает из бумаги следы и выкладывает их на полу — от одной стены до другой. Ребенок становится водящим. Обращаясь к нему, взрослый называет какое-нибудь качество, которое, как он считает, тому присуще. Если ребенок соглашается с этим, то он делает по следам шаг вперед. Если нет, то остается на месте. Надо стремиться к тому, чтобы пройти по следам весь путь, оставаясь при этом честным.

Приятного досуга в кругу семьи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"

Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необхо­дим соответствующий возрасту и чет­ко соблюдаемый распорядок д...

Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"

Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях". Не для кого не секрет, что здоровье детей - самое главное богатство родителей. Как укрепить здоровье детей, как сделать белее устойчивыми ...

Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"

В статье предствлены основные принципы закаливающих процедур, методы и рекомендации для успешного внедрения системы в домашних условиях....

"Поиграем!" Игровые упражнения с детьми в домашних условиях.

Представленные игровые упражнения направлены на обогащение словарного запаса детей; развитие мышления; они интересны, лаконичны....

Игровая терапия для детей в домашних условиях

Консультация для родителей по игротерапии в домашних условиях...

"Игровые приемы автоматизации звуков в домашних условиях"

Представлены игровые приемы, которые могут использовать родители в домашних условия для автоматизации поставленных звуков....

"Игровые приемы автоматизации звуков в домашних условиях"

Представлены игровые приемы, которые могут использовать родители в домашних условия для автоматизации поставленных звуков....