Игровой материал по развитию речи детей "Играем вместе" с 20.04.-26.04.2020г.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Лексические темы недели по Праограмме "Мозаика"

Волшебница вода. Реки весной. (младшая группа)

Домашние животные. (средняя группа)

Весенние ручейки. (старшая группа)

Волшебство, которое радует. Вода-водица. (подготовительная группа0

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Волшебница вода. Реки весной.

Игра с прищепками «Тучки и солнышко»

Оборудование: прищепки, солнышко, тучка.

- Постучите пальчиками по столу, как будто капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь и наши капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Давайте сделаем нашему солнышку лучики из прищепок. - Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер нагнал тучи, снова пошел дождик.

"Капля"

Капля раз, капля два - пальцы собраны в щепотку

Очень медленно сперва - раскрываем пальцы медленно

А потом, а потом все бегом все бегом - руки вверх - вниз, пальчики бегут.

 Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем - руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой.

«Путешествие Ручейка»

Ручеек в лесу бежал Трут ладошкой о ладошку

И зайчонка повстречал.

Тра-та-та-та, тра-та-та-та — Дети ритмично постукивают

Лапками по пню стучал. ладонями по ногам.

Ручеек зайчонку вторит:

Дзынь-дзынь-дзынь, Ритмично «выбрасывают»

дзынь-дзынь-дзынь. пальцы из сжатого кулака.

Колокольчик их услышал:

Динь-динь-динь, Ритмично покачивают головой.

динь-динь-динь.

Белочка спустилась с ветки Пальцы в замок, щёлкают ладонями

И орешками — хрум-хрум.

Тук-тук-тук — с березы дятел. Постукивают кулачком о кулачок

Ах, какой поднялся шум! Качают головой, ладонями прижаты

к ушам

А теперь наши ручейки соберутся ( собирает у детей полоски) и превратятся в целую речку.

«Моем руки»

«Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! (потираем ладошку о ладошку) Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело! (имитируем стряхивание воды)

Полотенчиком пушистым

вытрем ручки очень быстро («вытираем» руки).

«Лодочка и пароход»

«Маленькая лодочка по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт (руки соединены «ковшом», большие пальцы прижаты к ладоням.

Пароход плывет по речке, И труба дымит, как печка  (большие пальцы соединяем и поднимаем вверх, изображая трубу)».
Мышка мыла лапку

Мышка мылом мыла лапку:     (Имитация мытья рук.)

Каждый пальчик по порядку.   (Отогнуть из кулачка по очереди все пальцы.)

Вот намылила Большой,           (Соответственно.)

Сполоснув затем водой.           (Встряхнуть кистями рук.)

Не забыла и Указку,                 (Потереть указательный палец.)

Смыв с него и пыль, и краску.

Средний мылила усердно, -     (Соответственно.)

Самый грязный был, наверно!

Безымянный тёрла пастой:       (Потереть щепотью указательный палец.)

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла:       (Движения выполняются очень быстро.)

Очень он боялся мыла!

«Назови ласково» (можно использовать мяч)

Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.

Солнце – солнышко Сосулька – сосулечка Дождь – дождик Вода – водичка Река – речка и т.д.



Предварительный просмотр:

Тема: Волшебство, которое помогает. Волшебница вода.

Артикуляционная гимнастика (вода умеет издавать различные звуки)

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем)

-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим?

Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? »

Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку. 

-Кто у нас самый внимательный волшебник?

- Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)

Прочитайте детям

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить .(Н. Рыжова)

Вопрос к детям: Где живет вода? Для чего она нам нужна?

Игра «Ходят капельки по кругу» 

Для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь)

Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Опыт № 1. Вода – это жидкость

(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать, выливать, заливать, отливать и т.д

Опыт № 2 В человеке есть вода

— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Домашние животные.

Лексика:

Предметы: кошка, собака,  корова, коза, лошадь, свинья, овца, кролик, кот, котенок, крольчонок, щенок, теленок, козленок, жеребенок, поросенок, ягненок, грива, копыта, стойло, пойло,  хлев, сено, свинарник, польза.

Действия: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, поить, чистить, доить, сторожить, охранять.

Признаки: домашний, теплый, полезный, умный, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коготочки»

У кошечкиной дочки                      

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

(Поджать подушечки пальцев рук к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. В течение всего четверостишия вращать кистями.)

  1. Координация речи с движением «Кролики»

Мы на ферме побывали, Белых кроликов видали.           -                                         Идут по кругу,              

          Шустренькие кролики                                                    -          Прыгают по кругу,
            То ложились, То кружились                                           -                Приседают. Кружатся,

            В своем теплом домике.

            Лапками стучали. Весело пищали.                                   -                                Хлопают в ладоши.               

            Мы зверькам не травки жесткой —

            Клеверу достанем...                                                    -                                Идут по кругу,

            Вырастайте с нежной шерсткой                             -                         Прыгают по кругу.                     

           С круглыми хвостами.

  1. Беседа по теме:

Знать названия домашних животных, их внешний вид и отличительные особенности; кто и как за ними ухаживает, чем их кормят; как называются детеныши домашних животных; какую пользу приносят домашние животные; как называются жилища домашних животных.

  1. Игры с лексическим словарём:
  •  «Скажи наоборот»

Большой – маленький;

широкий - узкий,

пушистая -……………….,

горький -……….………..,

мягкий -………………….,

веселый -……..………….,

теплое -……………….….,

чистая -………..…………,

белый -………….……….,

быстрый -…………….… .

  • «Подбери 5 признаков»

Кошка какая? – ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая, ловкая,

Собака - …………………………………………………………………………………………, Свинья - …………………………………………………………………………………………., Овца - …………………………………………………………………………………………….., Корова - ……………………………………………………………………………………………, Лошадь - ……………………………………………………………………………………………, Кролик - ……………………………………………………………………………………………..

  • «Назови семью»

Кот - кошка – котенок (котята);

Пёс – собака – щенок (щенята);

боров –……………………………………………..;

баран - ……………………………………………..;

бык - ……………………………………………….;

конь - ……………………………………………….;

кролик - …………………………………………….;

козёл - ……………………………………………….

  • «Кто чем питается»

Кошка – молоком, ………………………………………………………;

собака – мясом,……………………………………….………………….;

корова -………………………………………………………..………….;

овца -……..……………………………………………….….…………....;

коза-………………………………………………….……………………;

кролик -…………………………………………………………..……….;

лошадь -…………………………………………………………..………;

свинья -………………………………………………..…………………  .

  1. Игры по связной речи:
  • Составь описательный рассказ о каком-нибудь домашнем животном по плану:

1. Кто это? 2. Где живёт? 3. Внешний вид, части тела, (особенности внешнего вида) 4. Чем питается? 5. Какие повадки (особенности поведения)? 6. Чем тебе нравится (своё отношение)?



Предварительный просмотр:

Тема: Весенние ручейки.

«Весна»

«Кап-кап-кап» - капель звенит - хлопают в ладоши

Словно с нами говорит - хлопают ладонями по ногам

Плачут от тепла сосульки - собирают слезы в ладошку

И на крышах талый снег - гладят себя по голове

А у всех людей весною – кружатся вокруг себя

Это вызывает смех! - поворачиваются к соседу и улыбаются.

"Капля"

Капля раз, капля два - пальцы собраны в щепотку

Очень медленно сперва - раскрываем пальцы медленно

А потом, а потом все бегом все бегом - руки вверх - вниз, пальчики бегут

Мы зонты свои откроем, От дождя себя укроем - руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой.

«Диалог Зимы и весны»

Воспитатель: - «Говорит весна. Сестра уходить тебе пора!

А Зима в ответ» Дети: - «Нет, нет, нет!»

Воспитатель: - «Говорит Весна тогда: с крыши капает вода?»

Дети: - «Да, да, да!»

Воспитатель: - «Тают горки во дворах?»

Дети: - «Ах, ах, ах!»

Воспитатель: - «А на речке треснул лед?» Дети: - «Ой, ой, ой!»

«Назови ласково» (можно использовать мяч)

Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.

Солнце – солнышко Сосулька – сосулечка Дождь – дождик Ручей- ручеек Река – речка и т.д.

ВЕСЁЛЫЙ РУЧЕЁК

С полей сошел снежок,

Проснулся ручеек:

Бежит он по лугам,

По рощам и садам.

Ручеёк, ручеёк,

Как ты к нам,

Пробраться смог?

— Я лишь весело журчал,

— И ни капли не ворчал.

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул…

Увидел речку – прыг  туда

И сразу утонул!

А теперь наши ручейки соберутся и превратятся в целую речку.

Диалог Весны и ручейка.

Весна: Ручеёк, куда бежишь

-Ручеёк, куда бежишь?

Ты так весело журчишь!

-Тороплюсь я на поля.

Позвонила мне земля

И сказала: - Умираю, Жажда мучает меня!

Всё, пока! Надо спешить,

Буду землю я поить.

Ей весной вода нужна,

Чтоб всходили семена.

Играем вместе с ребенком в диалог (меняемся ролями) по тексту.

                           Сказка о ручейке.          Эстер Адам

В далекой горной стране жили по соседству озеро и ручеек. Озеро располагалось у подножья горы, а ручеек брал свое начало чуть выше, на самой горе.

 Озеро очень гордилось собой.

– Посмотри, ручеек, какое я красивое, большое и чистое!

– Да, – согласился ручеек, – ты очень красивое. И наверное, у тебя много друзей. Ведь ты такое большое, что можешь дарить свои воды всем, кто хочет пить. А я маленький и никто меня не замечает.

– Ха-ха-ха! – рассмеялось озеро. – Зачем мне раздавать свои воды другим?

Так я тоже стану маленьким.     Подошел как-то к озеру горный козлик.                                                                                                                         

   – Красивое озеро, я сбился с пути и очень давно не пил. Можно мне попить твоей воды?

– Поищи водицы в другом месте, – возмутилось озеро.

– И не касайся меня своими грязными копытцами.

Козлик расстроился, но делать нечего. Он уже собрался уходить, как вдруг услышал чей-то тихий голос:

– Ко-о-злик, иди ко мне. Я маленький незаметный ручеек, но моей воды для тебя хватит. Пей сколько хочешь.

– Большое спасибо, ручеек, ты меня очень выручил!                                                                                     

 Прилетели как-то ласточки.                                                                        

– Озеро, мы очень устали, а впереди еще долгий путь. Разреши нам напиться.                                                           

  – Вот еще, – рассердилось озеро. – На ваших крылышках пыль,а я пыли не переношу. Улетайте!

Ласточки уже поднялись в воздух, но тут услышали, что их кто-то зовет:                                                                    

– Ласточки, милые ласточки, летите ко мне. Я маленький незаметный ручеек,

но моей воды хватит для всех вас. Пейте сколько хотите!                                                                                                                       

– Спасибо тебе, маленький ручеек, – сказали ласточки утолив жажду.

– Ты настоящий друг!  звери, прилетали птицы.  Все они просили помощи у озера, и всем помогал ручеек.                                                                    

Но вот однажды... Это случилось внезапно, жарким летним днем.                                                                   

– По-мо-ги-и-те, помогите! – кричал мышонок. Он вприпрыжку подбежал

к озеру и едва перевел дух.

– Озеро, помоги зайцу, он сломал лапку и не может идти. Он давно не пил,

ему очень нужна вода.

– А я тут при чем, – удивилось озеро?

– Если ты выплеснешь немного воды, она добежит до зайчика и даст ему напиться.

– Глупости, – отмахнулось озеро.

– Мышонок, – позвал ручеек, – может быть, я могу помочь?

– Ты очень добрый, но маленький. Твоей воды не хватит, чтобы добежать до зайчика.

 – Погоди, я, кажется, придумал, – сказал ручеек.

– Матушка гора! Матушка гора! – закричал он.                                                    

Но гора согрелась на солнце и крепко спала.

– Ну-ка, помоги мне, мышонок. И вместе они позвали:

– Матушка гора!!!

– Что-то вы сильно расшумелись, малыши, – проснулась гора.

– Что случилось?

– Заяц сломал лапку, – объяснил ручеек. – Ему нужна вода, я должен ему помочь!

– Но как? Ты ведь такой маленький?                                                                                                      

 – На твоей вершине лежит снег. Под солнечными лучами он тает и превращается в воду.

Дай мне немного этой воды, и я смогу помочь зайцу.

– Хоть ты и маленький, у тебя очень большое желание помочь другим.

Я сделаю то, что ты просишь, – ответила гора.

И в тот же миг вся вода, которая до этого с вершины горы стекала в озеро, потекла в сторону ручейка.

Озеро и охнуть не успело, как превратилось в засыхающее болото.

А ручеек превратился в большой, веселый поток. Он быстро добрался до зайца, напоил его, промыл ему ранку и побежал дальше к морю, одаривая всех чистой, холодной водой.

– Видите этот поток? – говорили друг другу зверушки.

– Когда-то он был маленьким ручейком, но желание помочь другим превратило его в широкую, полноводную реку.  

                                              



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Весна. Вода-водица. Первоцветы.

Предметы: первоцвет, ледоход, лужа, ручей, верба, почка, подснежник, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик, мимоза, тюльпан, мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, незабудка, гвоздика, природа, охрана, поле, луг, опушка, цветок, букет, венок, стебель, лист, бутон, корень.

Действия: таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать, фотографировать, рвать, собирать,  пахнуть.

Признаки: полевой, луговой, красивый, яркий, разноцветный, хрупкий, нежный, душистый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий.

  1. Артикуляционная гимнастика «Лопата копает», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Индюк» ежедневно по 10-15мин. Перед зеркалом.
  2. Пальчиковая гимнастика.

Наши алые цветки   (Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки)

Распускают лепестки. (Раскрыть ладони в виде чашечки)

Ветерок чуть дышит, (Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки)

Лепестки колышет. (движения из стороны в сторону)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.  (Ладони закрываются)

Тихо засыпают,

Головой качают. (Покачать кистями рук)

  1. Координация речи с движением.

На лужайке возле дома

             Стоят лицом в круг, сложив ладони

Дремлет розовая дрема.

    под правой щекой, закрыв глаза, рас-

    качиваются из стороны в сторону.

Наклонилась, растрепалась

    Наклоняются, опускают руки, про-

Разрумянилась от сна.

    должают раскачиваться.

Если дрема вам попалась,

    Берутся за руки, бегут по кругу.

Значит, кончилась весна.

  1. Беседа по теме:

Какие изменения в природе произошли весной? Какие цветы появляются в мае? Почему их называют первоцветами? Какие цветы появляются весной? рассмотреть и назвать их части. Обратить внимание на цвет и запах цветов. Объяснить происхождение названий «подснежник», «мать-и-мачеха», «одуванчик».

  1. Игры с лексическим словарём:
  •  «Назови ласково» 

Цветок - цветочек, лужа -………………., ручей, ……………., верба -…….………., почка -…….……….., поле -…………….., луг -…….……….., опушка -……………….., венок -………………….., стебель -……..……….., лист -………………, бутон -……..……, лепесток -….…….….., корень -…..………….. .

  • «Один-много» (контроль за окончаниями слов)

- 1 прозрачная лужа – много прозрачных луж, 1 красивый цветок -………………….,

- 1 весенняя капель -….……………, 1 нежный лепесток -………………………………,

- 1 лесной ландыш ……….…………………, 1 маленький бутон -………………………. 

  • «Подбери признак» (5 – 7 признаков):

одуванчик (какой?) - …………………………………………………………………..….., мать-и-мачеха (какая?) - ………………………………………………………………….., подснежник (какой?) - ……………………………………………………………………..

  • Подобрать слова-родственники к слову:

- ЦВЕТОК - цветочные, цветник, ………………………………………………………….

  • «Сосчитай от 1 до 5» (контроль за окончаниями слов):

- 1маленький подснежник, ………………………………………………………………,

- 1звонкий ручеек, ……………………………………………………………………..…,

- 1 душистая мимоза, ……………………………………………………………………..,

- 1 тоненький ландыш, ……………………………………………………………………

6. Игры по обучению грамоте:

  •  «1,2,3! Звук лови!» (звук З, затем Зь). Взрослый называет разные звуки, ребенок на слух определяет нужный звук и хлопет в ладоши, играем поочередно с каждым звуком.
  • Найти среди первоцветов слова со звуками З и Зь.
  • Выделить в каждом названии цветка первый и последний звук.

7. Игры по связной речи:

  • Закончи каждое предложение словами «Весенние цветы»:

- Это…(весенние цветы). На другой планете нет …………………………………….…

Я очень рад(а) ……………………..Я люблю дарить………………………….................

Полянка украсилась (чем ?) ………………….Я буду вспоминать………………..….....

  1. Нарисовать картинки со звуком З и определить место звука в слове (в начале, середине, конце)

Со звуком Зь и определить место звука в слове (в начале, середине, конце)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Учебно-методический и игровой материал по развитию речи в помощь родителям дпя самостоятельных занятий с детьми 4-7 лет...

Материал по развитию речи для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного раз...

Игровое пособие для дошкольников "Кольца Луллия" учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Пособие «Кольца Луллия» используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах (на индивидуальных и...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.

В рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и успешности педагогов ...

Игровой материал для развития речи детей "Играем вместе с родителями" с 06.04.-12.04. 2020.

Речевые пятиминутки для работы с детьми дошкольных групп по лексической теме "Космос" (программа "Мозаика")...

Развитие речи. Дидактические игры. Младший и средний возраст. 2020г.

Развитие речи. Дидактические игры.  Младший и средний возраст .2020г....

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...