Консультация для родителей:" Учимся читать"
консультация (подготовительная группа)

Нефедова Людмила Алексеевна

Консультация для родителей: " Учимся читать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

Учимся читать.

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

Овладение звукобуквенными обозначениями

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишькогда сформированы следующие функции: фонематическое восприятие (дифференциация, различения фонем); фонематический анализ (возможность выделения звуков из речи); зрительный анализ и синтез (способность определять сходство и различие букв); пространственные представления; зрительный  генезис (возможность запоминания зрительного образа буквы).

Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

Послоговое чтение

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

Становление ситетических приёмов чтения

Эта ступень является переходной от аналитических  к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звукослоговой структуре еще читаются по слогам.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение.

Синтетическое чтение

Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.

Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Советы по обучению чтению дошкольников

  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита.
  • Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
  • Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ или рэ…
  • На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения.
  • Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
  • Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»

Консультация для родителей : «Учим буквы, учимся читать» В консультации даются рекомендации родителям, с чего нужно начинать учить ребёнка...

Консультация для родителей: «Учите и читайте с нами».

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...

Консультация для родителей: «Учите и читайте с нами».

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...

Консультация для родителей: «Учите и читайте с нами».

Консультация для родителей: "Учите и читайте с нами"Подготовила воспитатель 1 КК Куприянова Ю.М. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детейлюбить книгу. Наве...

Консультация для родителей "Учим детей читать правильно"

В материале раскрывается тема обучения чтению: роль правильного чтения для развития детей, как определить, что пора учиться читать, с чего начинать и как правильно учить ребёнка читать....

Консультация для родителей "Учим буквы, учимся читать"

Данная консультация содержит рекомендации для родителей по обучению детей чтению...