Главные вкладки

    Роль семьи в воспитании детей с нарушениями зрения.
    консультация

    Шайтанова Нина Николаевна

    Консультация о важности семейного воспитания, о проблемах воспитания в семье слабовидящего или слепого ребенка. Особенности развития детей с нарушениями зрения. Особенности воспитания и развития слаблвидящих и слепых в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_semi_v_vospitanii_detey_s_narusheniyami_zreniya.docx25.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    учитель-дефектолог 1 квалификационной категории

    Шайтанова Нина Николаевна

    г.Мончегорск, Мурманская обл.

    Роль семьи в воспитании детей с нарушениями зрения.

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

        Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

    Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

    Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них:

    личный пример

    обсуждение

    доверие

    показ

    любовь

    сопереживание

    возвышение личности

    контроль

    юмор

    поручение

    традиции

    похвала

    сочувствие и т.д.

    Рождение в семье слепого и слабовидящего ребёнка становится шоком для многих родителей, у них нет знаний и понимания, как общаться, воспитывать такого ребёнка. Многие родители воспринимают состояние ребёнка как некое препятствие, которое мешает полноценно реализовать себя в роли матери и отца. Всё это ведёт к эмоциональной нестабильности, которая сказывается на ребёнке.

     Однако, несмотря на негативные стороны, семья является главным институтом развития такого ребёнка, правильные установки, воспитание, может помочь слепому и слабовидящему ребенку социализироваться и стать успешным членом общества. Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, значение семьи велико. Семья является главным институтом в формировании их ценностных ориентаций, сферой формирования духовно-нравственных основ, именно в семье происходит процесс становления личности.

    Зрение играет важную роль в понимании и восприятии окружающего мира. В связи с этим, характеристики личностей родителей и их индивидуальные особенности определяют успешность адаптации и социализации такого ребёнка в жизни.

    Ряд исследований показали, что семья оказывает как положительное, так и негативное влияние на детей с какими- либо нарушениями здоровья. Родители допускают серьёзные ошибки в воспитании, которые травмируют психику ребёнка, закладывают в них невротизм. Поэтому, детско-родительские отношения, тем более неправильный стиль воспитания и обращения, особенно негативно воздействует на детей с отклонениями здоровья, а значит, и на их социализацию.

    Воспитание и отношения в семье слепого или слабовидящего ребёнка имеет свои характерные особенности.

     Важными являются первые три года жизни, именно в это время родители могут противостоять сенсорной депривации, т. е. лишения ребёнка зрительной информации, которая может отразиться на его двигательном недоразвитие и снижение активности. Ребенок уже к трем годам начинает осознавать характер матери и отца, а к пяти годам осознавать свою «особенность», в результате чего, у ребенка начинает формироваться неправильное отношение к действительности, осознанию своих способностей.

    По мнению В. А.Феоктистовой, Л. И. Солнцевой, Л Поташене, С. М. Хорош, формирование адекватной родительской реакции на рождение ребенка с нарушенным зрением происходит постепенно и носит стадийный характер. Сначала радость отцовства и материнства сменяется депрессией. С ростом и развитием проблемного ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы.

    Постепенно срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Именно на этом этапе для семьи становится крайне важным занять адекватную правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе и своему дефекту.    

    Р. Баркер ,М. Буман , Ф. Кохен , С. Уильямсом, В. А. Феоктистовой, Л. И. Солнцевой проведены исследования типов отношений родителей к своим детям, которые показали три основные позиции в семье: 75,2% родителей озабочены нарушенным зрением своего ребенка; 18,9% выражают тревогу, но ничего не предпринимают, чтобы сохранить остаточное зрение; 6,2% вообще не обращают внимания на недостатки зрения.  

        Проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи уделяется внимание рядом отечественных тифлопедагогов Г. А. Буткиной, А. М. Витковской, В. П. Ермаковым, Н. Б. Лурье, Л. И. Солнцевой, В.А Феактистовой, С. М. Хорош и др. Они подчеркивают, что дошкольный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка. Родители  являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности.

        Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Значительное снижение зрения у ребёнка может быть замечено в разное время. Однако родители должны помнить, что их реакция на зрительную патологию, так или иначе, влияет на формирование личности ребенка, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Если ребенок часто слышит от родителей слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, то такое подчёркивание недостатка заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. Не следует также говорить о трудностях испытываемых им в присутствии других, так как это может вызывать у него неудовольствие и чувство жалости к себе.

        Неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём.

    Большое влияние на развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка оказывает внутрисемейное воспитание. Воспитание в условиях гиперопеки, деспотизма, развитие личности ребёнка в условиях эмоционального отчуждения, негативно сказываются на развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка и приводят к неадекватной самооценке

        В первом случае, родители, из чувства жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием и оказывают ему помощь там, где он и без них может быть самостоятельным. Они стараются всё сделать за него: кормят, одевают, умывают в таком возрасте, когда зрячие дети это делают сами; не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель, выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому; задаривают его игрушками, книжками, сладостями, стремясь этим смягчить, скрасить его жизнь, которая, по их мнению, не может быть радостной и полноценной. Таким образом, снижая требования к ребёнку, искусственно отгораживая его от всех жизненных трудностей, развивают у него иждивенческие настроения, затормаживают развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.

        Во втором случае, родители и окружающие ребёнка люди открыто выражают своё недовольство им, подчёркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему достаточного внимания. Частые напоминания об этом могут вызвать у него безразличие к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчуждённости.

                Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных трудностей, встречаются с трудностями объективного характера: дети, привыкшие к постоянной помощи со стороны взрослых, отказываются от любой деятельности, которая требует от них приложения усилий или самостоятельности, не проявляют интереса к занятиям, желания овладевать какими-либо приёмами.

    Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультации и помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога. Это способствует гармоничному развитию ребенка.

    Воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения в семье требует от родителей знания:

     - особенностей развития ребенка с патологией зрения;

     - влияния дефекта на формирование психических функций;

    - двигательных, социальных учебных и других умений;

     - способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве;

     - восприятия предметов и явлений окружающего мира;

     - умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми;

     - обслуживать себя;

     - исследовать и познавать окружающий мир ребенка при помощи сохранных чувств.

    На первоначальных стадиях развития ребенка с нарушением зрения, особенно в первые месяцы его жизни, специфика воспитания отсутствует. Поэтому задача родителей – развивать у ребенка с нарушением зрения навыки движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук – обучать, как и нормально видящего ребенка. Ребенок с нарушением зрения, как и зрячий, легко осваивает эти навыки.

    С рождением ребенка с нарушением зрения важно, чтобы в семье к нему относились как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность, а нормальное отношение, основанное на реальной любви. Только принятие ребенка с нарушением зрения в семье способствует адекватному восприятию ребенком самого себя, а в дальнейшем способствует лучшей социализации в обществе, возможности большего развития компенсаторных возможностей.  

     Важно избрать правильную модель воспитания и адекватное отношение к ребёнку, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, связанных со зрением, которые нужно учитывать при воспитании. Такая позиция создаёт успешные условия для развития личности ребёнка. Как отмечалось ранее, воспитание семьи является одним из важнейших факторов формирования самооценки и развития личности, стиль, особенности воспитания влияют на самооценку и социализацию слепого и слабовидящего ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.

    В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...

    Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

    В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны  рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...

    Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье

    Рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье...

    Консультация "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

    Консультация "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"...

    Консультация «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье»

    Консультация «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье»...

    Консультация для родителей: "Участие семьи в воспитании детей с нарушением зрения"

    Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений.Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения....