Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.
консультация

Янина Анатольевна Бабич

В Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих  детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации 703.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье . Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи . Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса. Это обстоятельство объясняет особое отношения родителей к своему особому ребенку. Нужно правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения, помочь ему реализовать его возможности, научить познавать окружающий мир . Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности , запрет на выполнение им доступных и посильных действий (« не бегай», «я сама сделаю», «не трогай» и т. п., что ведет к развитию пассивности у детей). 2 . Неадекватность предъявляемых требований к ребенку в семье , излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию неврозов и фобий . 3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих. 4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций. Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье: 1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. 2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло» или «Я сейчас буду готовить борщ, наливаю воду в кастрюлю… »и т. д.) . 3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением з зрения.

Слайд 2

4 . Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы. 5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами. 6 . Учите своих детей обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь) (« какое мягкое полотенце… », «потрогай, какие гладкие перила… » Рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье: Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они». Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него. Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки ! » и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете . Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д. Обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. «Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время? » - спросите вы. Возможно , иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно , нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять , показать. Обратить внимание ребенка.

Слайд 3

Примеры : Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» - кефир, творог, сметана. На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты . Сегодня у нас поездка за город , на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо , если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее ?» или «Найди отличия». Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет? », «Назови части», и т. д. Дети с нарушением зрения не всегда бывают, любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать. Постарайтесь оградить своих детей от гаджетов, телевизора, помните нашим детям не рекомендуется смотреть телевизор дольше 25 минут в день. Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка . Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического , интеллектуального и нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны  рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...

Особенности организации образовательного процесса Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет  к снижению двигательной и познавательной активности. У некотор...

Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье

Рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

Консультация "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"...

Консультация «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье»

Консультация «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье»...